Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

Рейтинг@Mail.ru

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




2015, №2

 

А.А. Ильина

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО И ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ У ТАТАР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

 

 

Сохранение языкового, культурного и духовного наследия каждого этноса России – несомненно, важная задача, поскольку из этнического многообразия складывается неповторимая яркая палитра нашей многонациональной страны. Выполнение этой задачи во многом взяли на себя национально-культурные объединения различных этносов, проживающих в России, в том числе татар. Национально-культурные объединения – это добровольные объединения граждан определенной национальности, как правило, имеющие форму общественного объединения (реже – действующие в виде неформального образования), созданные с целью удовлетворения потребностей в общении с представителями своей национальности, сохранения и популяризации этнической культуры, восстановления ее утраченных элементов, а также сохранения родного языка и этнической самобытности.

Создание национально-культурных объединений татар Западной Сибири началось в конце 1980-х гг. на волне веяний эпохи перестройки, активно продолжилось в 1990-е гг., когда была образована большая часть национально-культурных объединений (хотя не все они просуществовали до настоящего момента), и в основном завершилось к настоящему времени, хотя в 2000-е гг. еще отмечались эпизоды создания новых организаций. Отметим, что виды и формы деятельности национально-культурных объединений многообразны и нацелены на решение основной задачи – воспроизводство этнической культуры, что предполагает ее изучение, сохранение и трансляцию на внутри- и межпоколенном уровне. Тем не менее, форма деятельности национально-культурного объединения, а точнее, его тип, влияет на интенсивность работы по выполнению указанной задачи. Так, татарские национально-культурные объединения действуют в виде национально-культурных автономий, региональных отделений общероссийских татарских организаций (например, Союз татарской молодежи «Азатлык», Ассоциация татарских женщин «Ак калфак» и др.), различных общественных объединений на местах, а также центров татарской культуры, имеющих государственное финансирование. При этом наибольший вклад в сохранение культурного и духовного наследия татар вносят последние, а ключевым фактором их активности в сравнении с прочими национально-культурными объединениями является наличие финансирования деятельности центров татарской культуры из муниципального или регионального бюджета. В связи с этим можно отметить, что в тех регионах России, где действуют муниципальные или региональные центры татарской культуры, сохранение языкового, культурного и духовного наследия татар осуществляется более успешно. Также следует отметить, что количество созданных и действующих в регионе национально-культурных объединений не всегда переходит в качественные показатели, поскольку зачастую у представителей многочисленных организаций не получается достичь полного единства.

Непременной составляющей деятельности национально-культурных объединений является презентация культурных достижений своего этноса, поскольку любому народу важен не только «образ для себя», создаваемый культурными традициями, но и «образ для других». Важнейшим направлением работы национально-культурных объединений является также изучение родного языка как существенного фактора приобщения к национальной культуре. Однако данное направление работы является наиболее сложным, требующим поддержки государства и огромных затрат сил. Наиболее интенсивно введение факультативов родного языка и литературы и включение их в школьную программу в городах и местах компактного проживания татар в сельской местности происходило в 1990-е гг. по инициативе национальных активистов. В 2000-е гг. данная деятельность потеряла свои обороты во многом из-за снижения «спроса» на изучение татарского языка и литературы в школах и разочарованности представителей национально-культурных объединений. Можно сделать вывод, что деятельность татарских национально-культурных объединений способствует сохранению родного языка среди его носителей только в той мере, в какой это возможно. По нашему мнению, самостоятельно, силами только татарских национально-культурных объединений, татары не смогут справиться с проблемой языковой ассимиляции, и в этом деле им крайне необходима помощь со стороны государства, в частности, разработка программы сохранения татарского языка и претворение ее в жизнь.

Возможно, в рамках данного сообщения не совсем корректно разделять три важнейшие составляющие деятельности национально-культурных объединений татар, а именно, сохранение языкового, культурного и духовного наследия татарского народа. Вполне естественно, что вышеперечисленные элементы работы тесно взаимосвязаны. Примером подобной взаимосвязи могут быть средства массовой информации на родном языке, действующие во многом при поддержке национально-культурных объединений (передачи на радио и телевидении, газеты на татарском, а также веяние современности – интернет-сайты отдельных татарских национально-культурных объединений или же татарской диаспоры региона в целом), поскольку средства массовой информации дают возможность не только услышать и прочесть родную речь, но и приобщиться к национальной культуре, искусству и т.д.
Как правило, работа по сохранению языкового, культурного и духовного наследия татар, проводимая национально-культурными объединениями, имеет системный характер. Вариантом долгосрочной перспективы является составление программ сохранения и развития татарского языка и культуры, рассчитанных на несколько лет и предполагающих включение в программу национально-культурного развития конкретного региона. Разработка подобных программ была широко распространена в 1990-е гг., однако в 2000-е гг. татарские национально-культурные объединения стали придерживаться в своей работе одногодичных планов.

Исследование деятельности национально-культурных объединений татар показало, что они проводят работу, которая способствует национальной самореализации: сохранению и развитию национальной культуры, традиций, обычаев и этнического самосознания, обеспечению межнационального согласия в регионах. Важнейшая составляющая деятельности национально-культурных объединений – широкая популяризация татарской культуры. Благодаря усилиям татарских национально-культурных объединений происходит возрождение старинных праздников и обрядов (Сабантуй, Амаль, Навруз, Карга боткасы, Каз омесе и др.). Так, еще двадцать с небольшим лет назад Сабантуй, как и другие названные праздники, был практически забыт. В 1990-е гг., во многом благодаря инициативе представителей татарских национально-культурных объединений, была возрождена традиция празднования Сабантуя, и сейчас татары считают Сабантуй своим главным праздником (хотя кроме татар его отмечают и другие тюркоязычные народы), а в Татарстане он имеет статус государственного. В 2003 г. Сабантуй был включен в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Происходит также приобщение татар к мусульманским духовным ценностям и праздникам (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам).

Как правило, наиболее удобной формой отчета для национально-культурных объединений, наглядно демонстрирующей проделанную работу и затраченные усилия, является проведение культурно-массовых мероприятий, собирающих большое количество зрителей: уже упоминавшихся национальных праздников, фестивалей и дней татарской культуры в регионах, национальных и музыкальных конкурсов и т.д. Подобные мероприятия вызывают интерес к татарской культуре, способствуют активизации национальной культурной жизни на местах. Татарские национально-культурные объединения проводят также аналитическую работу, являются организаторами научных мероприятий, посвященных актуальным вопросам истории, культуры, сохранения родного языка и национальной самобытности татарского народа и т.д.

В сохранении татарского культурного наследия, как и татарской национальной идентичности в целом, особая роль принадлежит Республике Татарстан, которая, хотя и не представляет всех российских татар в целом, но справедливо претендует на консолидирующую роль татарского этноса в российском обществе, и в особенности Международному союзу общественных объединений «Всемирный конгресс татар». Исполнительный комитет Всемирного конгресса татар проводит большую систематическую работу по сохранению и развитию татарского языка, культуры, самобытности, традиций и обычаев. Он следит за работой национально-культурных объединений татар в регионах России, в определенной степени координируя ее, устанавливает и укрепляет связь с ними. Как правило, все крупные культурные мероприятия, организуемые в регионах татарскими национально-культурными объединениями (фестивали, конкурсы, дни татарской культуры и литературы, национальные праздники), проводятся при поддержке Республики Татарстан и с участием делегаций и артистов из Татарстана. В свою очередь татары регионов России проводят в Республике Татарстан гала-концерты некоторых региональных фестивалей и выступления национальных коллективов, таким образом осуществляя творческий обмен между регионами России с татарским контингентом населения.

Итак, как мы видим, национально-культурные объединения татар Западной Сибири проводят многогранную работу, способствующую сохранению татарского языкового, культурного и духовного наследия, которая заслуживает внимания и поддержки со стороны представителей органов власти и ученых-этнографов. В условиях глобализации, когда происходит нивелирование национальных и культурных особенностей и исчезают многие элементы традиционной культуры, национально-культурные объединения выполняют очень важную миссию.

 

Список иллюстраций 

Фото 1. На праздновании Сабантуя. Омск. Июнь 2007 г. Фото автора.

Фото 2. Детский коллектив Новосибирского областного центра татарской культуры на конкурсе «Себер йолдызлары-2004». Фото из архива Новосибирского областного центра татарской культуры.

 

 


Больше фотографий смотрите здесь   >>>

 

 

 

 К содержанию номера   >>>

 

 

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ