Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




2015, № 2

 

А.А. Ильина

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ
(НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ АВТОНОМИЙ ТАТАР ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)
 
 
 
 
В мае 1996 г. в нашей стране был принят Федеральный закон «О национально-культурной автономии», определивший правовые основы данного института и создавший правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации. Национально-культурная автономия стала новым явлением в общественно-политической и национальной жизни России и вызвала большой резонанс в обществе, что выразилось, в том числе в диаметрально противоположном отношении к этой новой форме общественного объединения со стороны как ученых-исследователей, так и представителей национальных меньшинств. Если одни считали принятие подобного закона огромным прогрессом в развитии национальных отношений в Российской Федерации, то другие сразу же заявили о том, что национально-культурные автономии после своего создания столкнутся с множеством проблем, связанных с декларативностью основных положений закона. Тем не менее, 20-летний период существования национально-культурной автономии в России свидетельствует о ее жизнеспособности.
 
Рассмотрим актуальные проблемы национально-культурных автономий в Западной Сибири на примере национально-культурных автономий татар Омской, Тюменской, Новосибирской и Томской областей. С 2006 по 2012 гг. в данных регионах автор провел сбор информации о деятельности национально-культурных объединений татар, в том числе национально-культурных автономий, в ходе которого состоялись беседы с лидерами татарских национально-культурных объединений. С их содержанием можно ознакомиться в архиве Музея археологии и этнографии Омского государственного университета (далее архив МАЭ ОмГУ)1. В ходе бесед респондентам задавались вопросы о частных проблемах национально-культурных автономий и общих перспективах национально-культурной автономии в России.

Итак, после принятия Закона «О национально-культурной автономии» татары откликнулись на новую возможность реализации своих прав. Уже в 1997–1998 гг. начали образовываться национально-Рис. 1культурные автономии татар местного уровня в Омской, Тюменской, Новосибирской областях. 19 марта 1998 г. была зарегистрирована Региональная национально-культурная автономия татар Омской области. Это была одна из первых региональных национально-культурных автономий татар, зарегистрированных на территории Российской Федерации. 18 сентября 1998 г. по инициативе местных национально-культурных автономий на учредительном съезде татар Тюменской области была создана Национально-культурная автономия сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области (которая имеет статус региональной национально-культурной автономии). В марте 2000 г. статус региональной получила Татарская национально-культурная автономия Новосибирской области. Что касается Томской области, местная татарская национально-культурная автономия здесь была создана лишь в марте 2005 г., а в апреле 2006 г. она получила статус региональной.
В целом же пик создания национально-культурных автономий в России пришелся на 1996–2000 гг. Это легко объяснить тем, что после принятия одноименного закона представители различных национальностей, в том числе татары, рассчитывали, что вновь создаваемые национально-культурные автономии будут получать государственное финансирование, благодаря чему эти общественные организации смогут в полном объеме реализовывать свои права на сохранение и развитие национального языка, на сохранение и развитие национальной культуры, предусмотренные Законом. Помимо этого многие надеялись, что национально-культурные автономии будут выступать в качестве своего рода посредника между представителями конкретного этноса и властью в деле формирования национальной политики как в регионах, так и в масштабах страны. Однако по прошествии времени национально-культурная автономия, при всех ее больших возможностях, все чаще трактуется как обычная общественная организация, а деятельность Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации являлась эпизодичной и неэффективной. С 2006 г. Консультативный совет по делам национально-культурных автономий стал относиться к Министерству регионального развития Российской Федерации, однако в 2014 году данное министерство было упразднено, в связи с чем прекратил свою работу и Консультативный совет. Таким образом, приняв Закон «О национально-культурной автономии», государство не обеспечило условий для развития этих нового рода общественных объединений в этнополитическом пространстве страны.

Рис. 2Деятельность национально-культурных автономий вообще и рассматриваемых нами национально-культурных автономий татар Западной Сибири в частности направлена на сохранение и развитие родного языка и национальной культуры. При этом каждая национально-культурная автономия действует по-своему, выбирает свои приоритеты деятельности и пути решения поставленных задач. Чаще национально-культурные автономии в своей работе делают акцент на проведение культурно-массовых мероприятий: национальных праздников, дней национальной культуры, различных конкурсов и концертов. Это объясняется тем, что подобные мероприятия являются ярким и заметным событием, наглядно демонстрирующим факт проделанной работы. К тому же финансирование национально-культурных автономий, если оно и осуществляется из местного или регионального бюджета, предусмотрено законом именно на проведение общественно значимых программ национально-культурного развития, т.е. на проведение конкретных мероприятий. Подобный вариант действий характерен для Татарской национально-культурной автономии Новосибирской области и Томской областной татарской национально-культурной автономии. Реже деятельность национально-культурных автономий связана с планомерной работой, направленной на выявление проблем национального развития этноса в регионе, поездками в места компактного проживания татар и анализом ситуации на местах, составлением планов работы по возрождению и развитию родного языка и национальной культуры. Эта работа менее заметна, требует больших усилий и затрат времени и выполняется на общественных началах, поскольку получить финансирование на такую деятельность невозможно. Однако в этом деле многое зависит от личности руководителя национально-культурной автономии и его активности, от традиций, заложенных лидерами данной национальной общественной организации. На протяжении многих лет по такому пути шел первый президент Региональной национально-культурной автономии татар Омской области Х.К. Садыков, считая такого рода работу не рутиной, а своей обязанностью как руководителя национально-культурной автономии. Планомерно занималась выявлением насущных проблем и поиском путей их решения и Национально-культурная автономия сибирских татар и татар, проживающих на территории Тюменской области.

Итак, что же необходимо предпринять для того, чтобы деятельность национально-культурных автономий приносила значительные результаты? В ходе бесед автора с членами национально-культурных автономий татар Омской, Тюменской, Новосибирской и Томской областей были получены конкретные предложения по улучшению деятельности национально-культурных автономий и действующего законодательства, которые можно свести к двум.

1. Негативно сказывается на деятельности национально-культурных автономий отсутствие финансирования и материально-технической базы. Само понятие «автономия» означает, что данная Рис. 3общественная организация должна быть самостоятельна в сфере культуры и образования, самостоятельно определять для себя цели и задачи, разрабатывать проекты для выполнения этих целей и задач и самостоятельно добиваться их выполнения. Государство же должно оказывать национально-культурным автономиям помощь в осуществлении подобных проектов. Предусмотренное Законом «О национально-культурной автономии» финансирование, как уже говорилось, является эпизодическим и целевым, поэтому, когда очередное мероприятие заканчивается, перед национально-культурной автономией снова встает проблема отсутствия финансов. Из-за неимения помещений людям негде проводить регулярные встречи и собрания. Наличие в том или ином регионе Дома дружбы или Дворца национальных культур, как правило, не решает проблемы. Выход из положения, конечно, находится: кто-то арендует помещение за свой счет, кто-то проводит собрания у себя в офисе. Татарская национально-культурная автономия Новосибирской области и Томская областная татарская национально-культурная автономия тесно сотрудничают с татарскими государственными центрами национальной культуры в своих регионах, благодаря чему имеют возможность задействовать в своих целях их помещения. Однако и это не является выходом из сложившейся ситуации. Национально-культурным автономиям необходимо бюджетное финансирование и закрепление за ними помещений.

2. Данное предложение во многом вытекает из предыдущего. Для нормального функционирования национально-культурным автономиям необходимы штатные единицы, получающие за свою работу заработную плату: председатель, исполнительный директор, бухгалтер, секретарь (для каждой национально-культурной автономии подобный список индивидуален). Особенно важны для работы национально-культурной автономии должности бухгалтера и секретаря. Когда национально-культурная автономия из местного или регионального бюджета получает средства на проведение мероприятий, в конце года она должна предоставить полную финансовую и делопроизводственную отчетность о проделанной работе. И если функции секретаря в таком случае чаще всего выполняет кто-то из членов национально-культурной автономии на общественных началах, то бухгалтера национально-культурная автономия вынуждена привлекать на временный период и оплачивать его труд самостоятельно.
Подводя итог, можно сказать, что в основном деятели национально-культурных автономий татар Омской, Тюменской, Новосибирской и Томской областей сходятся во мнении, что перспективы у института национально-культурной автономии есть, несмотря на наличие определенных проблем, а также на то, что практически все отмечают декларативность основных положений Закона «О национально-культурной автономии». Однако для того, чтобы деятельность национально-культурных автономий была успешной, необходимо вывести данный национальный общественный институт на качественно новый уровень. Основным же недостатком деятельности национально-культурных автономий, связанным с неурегулированностью данного момента Законом, является отсутствие финансирования и материально-технической базы.

Интересно мнение ответственного секретаря Федеральной национально-культурной автономии татар России Ф.Я. Уразаева по поводу проблем и перспектив национально-культурной автономии в России. Представители Федеральной национально-культурной автономии татар поначалу также высоко оценивали возможности национально-культурной автономии, однако уже спустя несколько лет в их публикациях и в докладах на конференциях зазвучали более сдержанные суждения. «Несмотря на большие возможности, заложенные в идею национально-культурной автономии и в соответствующий закон, до сих пор у органов власти, причастных к его реализации, не выработалось отношение к национально-культурной автономии как к новому инструменту в проведении государственной национальной политики. Получив Закон о национально-культурной автономии, и создав автономии, мы надеялись, что государство по-настоящему привлечет органы Федеральных национально-культурных автономий, как представительные структуры народа, к тесному сотрудничеству в проведении государственной национальной политики в отношении народов России, к выполнению программ и проектов, осуществляемых в их интересах»2.

В заключение отметим, что национально-культурные автономии – это не просто общественные объединения, созданные по национальному принципу. Изначально они имеют более высокий статус. Необходимость обязательной государственной регистрации ставит национально-культурные автономии в один ряд с политическими партиями. Однако даже сами представители национально-культурных автономий не всегда задумываются о роли своей национальной общественной организации в жизни своего этноса, в деле развития национальной культуры и родного языка. Национально-культурная автономия – это своеобразная иерархическая структура. Она должна выполнять координирующую роль среди прочих национально-культурных объединений, созданных представителями одного этноса. Тогда перспектива института национально-культурной автономии в России будет долгосрочной.
 
Примечания
 
1 Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-1, к. 1, 2, 20, 27, 39; П. 196-2, к. 2, 23.

2 Уразаев Ф.Я. Национально-культурная автономия татар: прошлое, настоящее и будущее // Перспективы федерализма в России: теоретические и практические аспекты : [сайт]. – URL: http://federalmcart.ksu.ru/conference/seminar3/urazaev.htm (дата обращения: 25.11.15).
 
 
 
Список иллюстраций (использованы фотографии из открытых интернет-источников)
 
Фото 1. Эмблема Региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият».

Фото 2. Ансамбль песни и танца «Алмаз» Региональной татарской национально-культурной автономии Омской области.

Фото 3. Рабочая встреча руководителей региональных национально-культурных автономий с заместителем министра культуры Республики Татарстан Г.А. Нигматуллиной.

 
 
 
  Вернуться к содержанию    >>>
 
 
 
© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ