Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

Рейтинг@Mail.ru

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




О.В. Петренко

ВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НА СТРАНИЦАХ РОССИЙСКИХ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ:
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
 

Всемирная информационная сеть Интернет стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Сочетание информационных, образовательных, коммуникативных, развлекательных функций сети с доступностью ее ресурсов с каждым годом увеличивает ряды интернет-пользователей. Все чаще Интернет становится приоритетным источником повседневной/новостной и исторической информации (сведений о настоящем и прошлом). Это делает Сеть сильнейшим «орудием» воздействия на массовое сознание, средством формирования исторической, социокультурной памяти. Отсюда, с одной стороны, существует опасность сознательного/осознанного злоупотребления этими особенностями Сети. С другой – при фактическом отсутствии какой бы то ни было «фильтрации» помещаемых сведений, «высоком уровне «информационного шума» (А.М. Шкроб) и отсутствии навыков в распознавании истинной и заведомо ложной информации у многих пользователей (школьники, студенты-первокурсники, люди с высоким уровнем внушаемости) – стихийное/неосознанное искажение представленийо мире, повседневных и исторических событиях, окружающих людях, творческих личностях. Особую боль в сердце каждого из нас вызывает деформация представлений об истории Великой Отечественной войны (1941‒1945 гг.), об истории человека на войне, о личности, направлявшей свои жизненные, творческие, созидательные «силы» к единой цели ‒ Победа, спасение Отечества. В этой связи, и что важно, в преддверии 65-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, тема, заявленная в названии статьи, приобретает особую актуальность.

Не останавливаясь подробно на освещении вопроса «что есть Интернет для историка», отметим лишь преобладающие в последнее время точки зрения. Итак, прекрасно осознавая все недостатки Всемирной сети, необходимость критического подхода к открывающимся информационным возможностям, исследователи представляют «Интернет» как потенциальный «фактор развития и привычный инструмент творческой лаборатории историка» (В.Н. Владимиров), новый источник информации (А.А. Бурыкин), исторический источник (Г.В. Можаева, Т.Н. Лукиных, Е.В. Злобин). На наш взгляд оправдан синтезирующий подход к определению роли Всемирной сети в жизни историка. Интернет предстает одновременно и как средство научной коммуникации, и как справочник (помощник в информационной эвристике), и как библиотека, архив и музей (обеспечивающие удаленный доступ к электронным версиям литературы и источников), и как лаборатория историка, и, наконец, как образовательный ресурс (Л.П. Афанасьева). Однако, в нашем конкретном случае идея понимания Сети Интернет В.Н. Владимировым открывает заманчивые познавательные перспективы, что видно из характеристики историографии проблемы.

Отметим, что непосредственно к анализу интернет-ресурсов на предмет выявления представительности информации о личностях – участниках Великой Отечественной войны исследователи не обращались. Однако существуют обстоятельные обзоры интернет-ресурсов по истории Великой Отечественной войны, составленные сотрудниками научных библиотек, а также методологом школьного образования – А.Б. Драхлером1. В первом случае, обзоры включают полное библиографическое описание ресурса и гиперссылки на сайты, краткую характеристику заявленной темы и содержащейся информации (перечисляются представленные источники и сведения, которые читатель может найти на сайте), отметим акцент на времени создания и авторстве сайтов. Таким образом, перед нами профессионально выполненный, добротный информационно-библиографический труд, информацию об авторе/авторах которого, к сожалению, не удалось найти.

Содержание обзоров А.Б. Драхлера определяются спецификой целевой аудитории (рекомендации для школьных учителей, школьников), а также временем составления (в более ранних обзорах чувствуется некоторая заданность, скованность в оценках, да и количество представленных интернет-ресурсов по понятным причинам меньше). Автором проделана огромная эвристическая и аналитическая работа. Отличительной чертой обзоров является классификация сайтов, которая построена по принципу определения информативности интернет-ресуров для образовательных и исследовательских заданий/занятий школьников. Интересно, что на первое место обзора А.Б. Драхлер ставит порталы, созданные при активной поддержке властей к юбилеям Победы, что указывает на приоритетность и особую значимость таких ресурсов, по мнению автора, для школьного образования. Далее идут сайты, содержащие необходимую литературу и источники: порталы, созданные в качестве ресурса по накоплению и сохранению любых данных о Великой войне; сайты электронных библиотек, электронных или оцифрованных периодических изданий, музеев; сайты школьных музеев; интернет-ресурсы содержащие виртуальные энциклопедии и справочники; сайты, предлагающие визуальные источники; тематические сайты, посвященные вооружению, родам войск, или отдельным этапам войны. Автор выделяет пока не многочисленные интернет-сайты, осуществляющие сбор и «публикацию» воспоминаний ветеранов. Особо отмечается благородная миссия интернет-ресурсов военно-исторических и поисковых клубов (отдельных проектов), оказывающих методическую и информационную помощь в поиске, а также осуществляющих исследовательскую работу по увековечиванию памяти погибших в годы войны (как среди военнослужащих, так и среди мирного населения).

Результаты эвристической и аналитической работы предшественников позволяют, учитывая находки и недоработки авторов продолжить изучение интересующей нас темы2.

Одной из методологических посылок нашего научного поиска, без которой невозможно обращение к следующему этапу (изучение и определение информативности интернет-сайтов), является выявление и включение в познавательную практику в качестве своеобразного «инструмента» существующих взглядов на преодоление проблемы возможного искажения представлений о мире (повседневных и исторических событиях) средствами сети Интернет. Так, исследователи предлагают, во-первых, «повысить эффективность фильтрации [данных, интернет-ресурсов] со стороны читателя», развивая культуру поиска и оценки информации, расширяя кругозор, формируя научное мировоззрение в рамках специальных программ школьного, вузовского и дополнительного образования. Во-вторых, сделать упор «на консолидацию "здоровых сил"» ‒ «первоклассных узлов и порталов, созданных научными учреждениями, ВУЗами, библиотеками, общественными объединениями и частными лицами»3. В-третьих, распространив на Сеть российские законы, предусматривающие лицензирование и сертификацию, ввести своеобразный «знак качества» интернет-ресурсов (одним из критериев такого качества, называют ссылки только на добротные источники и ресурсы в целом, неукоснительное соблюдение авторского права).

Для нас особый интерес представляет следующий важный способ «борьбы» с деформацией исторических представлений. Его активно внедряют в познавательную и образовательную практику исследователи - представители и приверженцы таких направлений исторической науки, как историческая информатика и электронное источниковедение, сотрудники библиографических отделов научных библиотек. Теоретические и практические разработки апробируются на научных международных и всероссийских конференциях, зафиксированы в издательских проектах межрегиональной Ассоциации «История и компьютер» (серия сборников по итогам конференций «Круг идей» (1994‒2009), «Интернет – новая информационная среда истории» (1998), информационный бюллетень «История и компьютер» (35 выпусков к 2009 г.), и т.д.), а также исследовательских работах Л.И. Бородкина (президента Ассоциации), В.Н. Владимирова, Г.В. Можаевой, Т.Н. Лукиных, Л.П. Афанасьевой.В исследовательской литературе подчеркивается большая роль – создания электронных поисковых информационно-справочных баз данных, а также профессиональной классификации интернет-сайтов. В качестве отличного примера классификации, можно привести предложенное Л.П. Афанасьевой деление исторических сайтов Рунета: по содержанию, целевому назначению и авторам4.

Отметим важную работу научных библиотек по созданию электронных библиографических и справочных баз данных по литературе и интернет-сайтам научной и образовательной тематики. Так Отделение ГПНТБ СО РАН в рамках указанной программы предлагает интернет справочники «Прометей», «ИнфоЛоция» (www.prometeus.nsc.ru/guide)5.. Для нас особый интерес представляет проект Отделения – «День победы» (www.prometeus.nsc.ru/biblio/victory). Это интернет-ресурс, содержащий библиографию истории Великой Отечественной войны. Сайт снабжен алфавитным и тематическим указателями, отдельно выделены авторефераты, депонированные рукописи и книги памяти, что облегчает поиск литературы.

Интересны результаты внедрения идей исторической информатики в историческое образовательное и познавательное пространство, посредством интернет-сайта ‒ Historynet (http://edu.tsu.ru/historynet). Проект томских ученых-педагогов был поддержан Институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса. Россия) в рамках программы «Высшее образование» Мегапроекта «Развитие образования в России» ‒ конкурс «Гуманитарные острова Рунета», он представляет собой электронную базу данных по сайтам, электронным изданиям, посвященным исторической науке, исторической информатике.

Такая систематическая работа по упорядочению информации и оценке качества интернет-сайтов посредством классификации, создания интернет-библиографии и баз данных, позволяющих составить предварительное представление о характере ресурса и содержащихся в нем сведений, несомненно, поможет развитию интернет-культуры у пользователей Сети. Кроме того, как отмечают методологи-исследователи, и что важно для нас, это создаст «условия для решения задачи … источниковедческого анализа, для вовлечения … в научный оборот и реального превращения сети Интернет в новую информационную среду исторической науки»6. Удачной для создания базы данных о ресурсах (в частности посвященных Великой Отечественной войне) представляется схема описания web-сайта, предложенная Т.Н. Лукиной, Т.Н. Можаевой и Ж.А. Рожневой. Схема включает следующие позиции: ‒ название сайта (ресурса); ‒ автор (-ы) ресурса; ‒ датировка (открытия сайта, последняя дата пополнения, дата обращения к ресурсу); ‒ характер ресурса по тематике материала (монотематические, либо политематические сайты); ‒ тип ресурса (научный, научно-популярный, развлекательный, что позволяет определить степень достоверности); ‒ тип информации (текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация, знание этих параметров помогает определить методы источниковедческого анализа каждого типа информации и возможности использования); ‒ краткая аннотация (содержать первичную тематическую классификацию представленных на сайте материалов, указание на их специфику); ‒ адрес в сети Интернет7.

Предложенные методологические и методические установки при условии небольшой модификации «работают» и при решении конкретных научных проблем, таких как, «Личности, сообщества, институты в локальных научных представлениях, художественных образах и символах», (разрабатывается сотрудниками сектора динамики локальных культурно-исторических процессов Сибирского филиала Российского института культурологи), «Образы отечественной исторической науки в контексте смены познавательных парадигм (вторая половина XIX ‒ начало XXI вв.)» (проект, выполняется сотрудниками, соискателями, аспирантами и студентами кафедры современной отечественной истории Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского). В рамках культурно-антропологической парадигмы в центр исследовательского внимания этих проектов неизменно ставится творческая личность ‒ деятель науки, искусства, «обычный» человек творческой/созидающей деятельность преобразующий мир вокруг себя. Как реализует себя такая личность в экстремальных условиях войны? Как это отражается в обыденном/массовом сознании, в научно-исследовательской практике, в источниках, в частности таких специфических, как Интернет-источники (электронные документы, web-сайты). На данном этапе изучения этих проблем, мы обратились к анализу российских интернет-сайтов, посвященных Великой Отечественной войне на предмет выявления характера и качества информации о личностях созидающих победу (с акцентом на деятелей науки и искусства). Ведется работа по созданию баз данных и классификации сайтов в соответствии со спецификой проблемы. Отметим, интереснейшие интернет-проекты персональной тематики, выявленные в ходе первого этапа исследования, например: Проект, выполняемый при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, «Я помню» (автор А. Драбкин, 2000‒2008); Сайт Памяти сотрудников института физиологии им. И.П. Павлова ‒ участников ВОВ; Сайт Совета Ветеранов войны и труда Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (создан в 2009 гг.); проект Российской Государственной библиотеки «Помни 1945‒2005: 60 лет победы (Сотрудники библиотеки. Военные годы)»; Проект Международного объединенного биографического центра. Солдаты ХХ века. (2001‒2005); Авторский сайт А. Дружининой «Огонь войны 1941‒1945» (2005‒2009); Патриотический Интернет проект «Герои Страны» (2000 г.); авторский сайт «Боевые подруги (Образы советских женщин-воинов (1939‒45) в искусстве ‒ Фотоальбом)»8. Как правило, информация о личностях представлена здесь в виде кратких биографических сведений с особым акцентом на повседневную жизнь и деятельность персоны во время Войны, на особый вклад в Победу, на официальные награды и благодарности. Сайты содержат уникальные источники: визуальные (фото- и видеоряд), личного происхождения (воспоминания, письма), данные полученные в результате интервьюирования (источники «устной истории»). Таким образом, актуализируется проблема источниковедческого и качественного анализа информативности подобных интернет-ресурсов с применением предложенных выше методологических и методических установок. 

 

Примечания

См., напр.: Электронный путеводитель «Великая Отечественная война на страницах Интернет» // Сайт Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина. URL: http://elib.tomsk.ru/rb/ (дата обращения: 3.03.2010); Internet о Великой отечественной войне: путеводитель по сайтам. Ревда, 2009. (Муниципальное учреждение культуры «централизованная библиотечная система» городского округа Ревда. URL: http://lib-revda.ru/ (дата обращения: 3.03.2010); Драхлер А.Б. Обзор интернет-ресурсов по истории Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. ‒ 2006. ‒ № 3. ‒ С. 61‒69; Он же. Обзор Интернет ресурсов на военную тему. 2009. URL: http://www.soldat.ru/doc/search/museum (дата выхода 03.03.2010).

Отметим также важное для нас с методологической точки зрения исследование Е.В. Злобина (Злобин Е.В. Internet как исторический источник для изучения военных проблем новейшей российской истории // Круг идей: Историческая информатика на пороге XX века. ‒ М.;Чебоксары, 1999. ‒ С. 263‒292).

3 См.: Шкроб А.М. Российский Интернет и российское образование // Электронные библиотеки: Сетевой журнал. ‒ 2001. ‒ № 6. ‒ Т. 4. URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2001/part6/shkrob (дата обращения: 7.03.2010); Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. ‒ 2003. ‒ №1(9). ‒ С. 182‒212.

См. подробнее: Афанасьева Л.П.Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник… ‒ С. 182.

Об этом: Канн С.К. «Прометей», «ИнфоЛоция» и другие // Библиотекарь. ‒ 2001. ‒ N3. ‒ С. 33‒35; Он же. Электронные ресурсы библиотечного сайта в общей структуре Интернет-пространства (опыт Отделения ГПНТБ СО РАН) // Автоматизированные библиотечно-информационные системы в библиотеках вузов: теория и практика выбора, внедрения и использования: Доклады участников Регион. науч.-практич. семинара (23‒24 нояб. 2005 г., Новосибирск). ‒ Новосибирск, 2006. ‒ С. 28‒35; Он же. Электронная библиография на сайте Отделения ГПНТБ СО РАН // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: Материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. ‒ СПб., 2006. ‒ С. 138‒150).

6Лукиных Т.Н., Можаева Г.В., Рожнева Ж.А. Вебография: источниковедческие аспекты (Методическое пособие). ‒ Томск, 2002. URL: http://edu.tsu.ru/historynet/informatika/posobia/webgraf/index.htm (дата обращения: 7.03.2010); Лукиных Т.Н., Можаева Г.В., Рожнева Ж.А. Ресурсы сети Интернет: к проблеме источниковедческого описания // Педагогические аспекты исторической информатики: Выпуск 3: Информационное обеспечение исторического образования : сб. ст. ‒ Минск; Гродно, 2003. ‒ С. 102.

7Лукиных Т. Н., Можаева Г.В., Рожнева Ж.А. Вебография: источниковедческие аспекты … URL: http://edu.tsu.ru/historynet/informatika/posobia/webgraf/index.htm (дата обращения: 7.03.2010).

8 Проект, выполняемый при поддержке при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, «Я помню». 2000‒2008. URL: http://www.iremember.ru (дата обращения 7.03.2010); Сайт Памяти сотрудников института физиологии им. И.П. Павлова ‒ участников ВОВ. 2005‒2006 гг. URL:http://www.infran.ru/vovenko/60years_ww2/ (дата обращения 7.03.2010); Сайт Совета Ветеранов войны и труда Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. 2009. URL: http://veteran.msu.ru (дата обращения 7.03.2010); Проект РГБ «Помни 1945‒2005: 60 лет победы (Сотрудники библиотеки. Военные годы)». 2005. URL: http://pobeda.rsl.ru/ (дата обращения 7.03.2010); Проект Международного объединенного биографического центра «Солдаты ХХ века». 2001‒2005. URL:http://wwii-soldat.narod.ru (дата обращения 7.03.2010); Авторский сайт А. Дружининой «Огонь войны 1941‒1945». (2005‒2009). URL: http://fire-of-war.ru (дата обращения 7.03.2010); Патриотический интернет проект «Герои Страны». 20002010 гг. URL: http://www.warheroes.ru/ (дата обращения 7.03.2010); Интернет-ресурс Региональной общественной организации «Женщины и информация» (Москва). «Женщинам ‒ участницам обороны Москвы посвящается». URL: http://www.a-z.ru/women_cd3 (дата обращения 7.03.2010); Сайт Дмитрия Щербинина «Молодая Гвардия: героям Краснодона посвящается». URL: http://www.molodguard.ru(дата обращения 7.03.2010); авторский сайт «Боевые подруги (Образы советских женщин-воинов (1939‒45) в искусстве ‒ Фотоальбом)». URL: http://rwarrior.narod.ru/ (дата обращения 7.03.2010).

    

Вернуться к содержанию >>>

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ