Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




2015, № 2


Л.А. Явнова

СОВЕТСКОЕ ДЕТСТВО В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ПОСЛЕВОЕННЫХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ
(ПО МАТЕРИАЛАМ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)


Изменения в экономической и политической сферах отношений, начавшиеся в России в конце 80 – начале 90-х гг. ХХ в., повлияли на социальную организацию общества, на его соционормативную культуру. Исторический опыт воспитательных практик и отношения к детям весьма важен и заслуживает внимания. Потребность в научном осмыслении государственных и семейных культурных практик очевидна и подтверждается современной общественной ситуацией. Реконструкция частного образа жизни (приемов воспитания, видов родительских отношений, стереотипов ролевого поведения), отражающего социокультурные традиции сельской семьи русских в условиях общественного и государственного контроля, позволяет показать изменения в характере воспитательных практик на протяжении изучаемого периода.

Детскому периоду в жизни вольно или невольно придается особая значимость для осмысления проблем воспитания и образования детей в целом. Получает широкое распространение осознание значимости изучения феномена детства, его место в историко-культурном развитии, содержания и форм межпоколенной передачи этнической культуры. Е.A. Зубкова отметила поколенческую специфику послевоенных детей и подростков. Много кто не имел отцов, семей, но их им заменили школа, двор, детский дом. Послевоенное поколение воспитывалось на принципах коллективизма, что не помешало, a, наоборот, способствовало появлению плеяды ярких индивидуaльностей1. Изучение советского детства позволяет охарактеризовать многие стороны жизни общества советского периода, в том числе и проблемы социализации в традиционном и современном понимании.

В послевоенные годы наличие нескольких детей, во-первых, было нормой, а во-вторых, семья с детьми входила в систему жизненных благ, ценностей, в категорию «счастья», что привело к «бэби-буму» в 1950-е гг. Период «Бэби-Бума» начался с политики государства по урегулированию брачно-семейных отношений. Произошла демократизация общества, ослаб контроль над личной жизнью граждан. Целью государства было построение нового типа семьи, характерного для коммунистического общества. В этих целях, так же, было изменено содержание церемонии бракосочетания − они стали более яркими и торжественными. В сфере брачно-семейных отношений повысилась роль личной ответственности супругов за стабильность и прочность семейного союза. Естественным образом улучшилось демографическое положение страны. По данным Всесоюзной переписи населения, в 1950−1954 гг. из 1000 разошедшихся или овдовевших через 5 лет вступили в повторный брак 552 мужчины и 146 женщин, через 10 лет − 673 мужчины и 219 женщин2. В семьях воспитывалось преимущественно двое, реже трое детей, но в тоже время признавалась многодетной семья с пятью и более детьми. Избегание и невыполнение обязанностей по воспитанию детей преследовалось законом (лишение родительских прав, помещение детей в детские дома). Начиная с ясельного возраста, ребенок должен был пройти все соответствующие этапы советской социализации (детские ясли, сад, школа, средние или высшие учебные заведения).

После окончания Великой Отечественной войны, предпринимались законодательные и другие меры, направленные на укрепление семьи. Но при этом подчеркивалась, что советская семья основывается на совершенноФото 1 новых принципах, исповедуют новую мораль, имеет совершенно иную природу, чем семья в любом другом обществе. Одной из черт этой новой семейной идеологии было признание безусловного приоритета внесемейного воспитания детей3. Органы народного образования Советского Союза решали задачи обучения и воспитания детей по собственной советской идеологии. Основой послевоенного воспитания является самодеятельность, труд, любовь к Родине, развитию которых у молодежи должны были способствовать детские и молодежные организации. В 1950–1960-е гг. была выстроена схема воспитания и образования детей, целью которой было формирование системы ценностей, обеспечивающих становление целого поколения людей «советского образца».

Сбор устноисторических свидетельств позволяет зафиксировать весь спектр представлений о советском прошлом, в наши дни чаще всего речь идет о детском восприятии действительности. Александра Федоровна Путилина, 1942 г.р., родом из Тюменцевского района Алтайского края вспоминала:

«Было мне уже около тринадцати или двенадцати лет. Потом очень мы много читали в то время, и папа у нас вел домашнее чтение; обязательно какую-то книгу мы читали вслух, кто-то читал из детей, а взрослые слушали, – вот это у нас было в то время. Это мне тоже очень запомнилось, да, многое запоминается, разве все расскажешь? С истории страны – это смерть Сталина. Это тоже очень сильное событие было. 1953-й год, еще не во всех домах было радио, а радио было вот там, где-то на столбе, посреди площади, – у нас школа была напротив. И вот когда передавали, болезнь передавали, и мы на перемену выходили, и все время под этим радио чего-то слушали. И вот, когда он умер, кто-то зашел в класс и сказал, мы все стояли возле радио. Народу было много, и в основном все очень сильно плакали в то время; и я плакала: мне было очень жалко, естественно. Он тогда вроде как отец у нас был. Мне 11 лет было как раз, когда Сталин умер. Вот это запомнилось. Люди сильно плакали почему-то, очень. Я уже не помню по остальным вождям, чтобы плакали, слез таких не было, а здесь люди очень сильно плакали. Тогда был патриотизм сильно развит и любовь как-то к нему. У нас пионерские сборы были, мы на каждом сборе в классе изучали пионеров-героев. Потом уже, когда в комсомол вступали, героев-комсомольцев изучали – всех мы героев Советского Союза знали и читали про них книги. Патриотизм у нас был развит до основания»4.

В послевоенный период государство взяло курс на обеспечение обязательного семилетнего, а затем восьмилетнего образования. В отдаленных сельских районах создавались школы-интернаты, готовились молодые учительские кадры, велась борьба с второгодничеством. Закон от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» определил способы получения среднего образования – на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней трехлетней школе (9−11 классы), либо в техникуме. Практическое осуществление государственных задумок можно оценить по эффективности деятельности школ и изменение успеваемости учеников, отраженных в отчетной документации отдела народного образования Бийского района Алтайского края за 1958 г.

В частности, в документах освещены результаты районного смотра военно-патриотической работы в 1957–1958 гг. в Бийском районе и месячника по проведению операции «Дорогой героев», посвященного 40-й годовщине Вооруженных сил СССР. Всего в районе 16 средних и 21 восьмилетняя школа. Коллективы всех принимали участие в смотре. Проведено: военнизированных игр – 60, с охватом учащихся 5000; походов по местам боевой славы − 400, с охватом 2360 учащихся; экскурсий в города-герои − 13, с охватом в них учащихся 690 человек5.

Успеваемость и качество знаний учащихся:

1955–1956 учебный год – успеваемость 99,23%, учатся на 4 и 5 – 36,3%;
1956–1957 учебный год – успеваемость 99,4%, учатся на 4 и 5 – 35,4%;
1957–1958 учебный год – успеваемость 99,5%, учатся на 4 и 5 – 36,0%.

В 16-ти средних школах оборудованы военные кабинеты, а также кабинеты машиноведения. Повысился уровень занятий по военной подготовке. Программа начальной военной подготовки выполняется из года в год – полностью6. Учащиеся Лесной, Малоугреневской, Енисейской школ имеют прочные знания по начальной военной подготовке. Занятия с учащимися многие военные руководители ведут на должном методическом уровне. Большинство учащихся усвоило основные вопросы программы. Более целенаправленно стала осуществляться работа по военно-патриотическому воспитанию в школах. Улучшилась внеклассная работа по военно-патриотическому воспитанию в школах. Улучшилась внеклассная работа, организованно 23 оборонных и технических кружка, проведен месячник оборонно-массовой работы «в прошлом году и нынче». В январе – феврале 1959 г. в районе проведен месячник оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания, посвященный 41-й годовщине Вооруженных сил СССР7.

В школах Бийского района, в юнармейских подразделениях проведены лекции, беседы, вечера и диспуты по изучению и пропаганде Конституции СССР и ее разделов по защите социалистического Отечества и службе в рядах Вооруженных Сил СССР. Проведен вечер, посвященный 41-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции «Этих дней не смолкнет слава». Совместно с комитетами ДОСААФ организована и проведена сдача норм по стрельбе на значок «Меткий стрелок» и подготовлены стрелки-разрядники – 190 человек. Проводится подготовка и сдача норм комплекса ГТО II-й ступени. Во всех школах проведены линейки, посвященные героям-антифашистам, митинги солидарности «Руки прочь от Вьетнама» и другие. В Енисейской средней школе была проведена встреча с курсантом Новосибирского высшего военно-командного училища И.В. Аминевичем. В Лесной средней школе Бийского района проведены экскурсии учащихся 4−10 классов в воинскую часть города Бийска8.

Фото 2На протяжении второй половины XX в. отчетливо прослеживается тенденция вовлеченности детей и подростков в общественно-политическую жизнь советского общества, что проявлялось и в школьных мероприятиях. Людмила Геннадьевна Безматерных рассказывала:

«…в первую очередь в нас воспитывали самостоятельность, чувство патриотизма, любовь к родине, к семье. У нас проводили такого рода мероприятие как «Зарница». Обычно оно проходило 22 июня. Нам проводили курс молодого бойца. Весь лагерь выводили на полигон неподалёку от лагеря. Мальчишки рыли окопы, кто быстрей выкопает, и у кого лучше получиться укрыться в этом окопе. Интересное зрелище было. Мальчишки рыли окопы, ну а девчонки тем временем болели каждый за свой отряд. Кричали так, что голос срывали. А девочки соревновались в правильности наложения повязки пострадавшему раненому. Ещё одним состязанием было кто лучше приготовить кашу к обеду. Это задание было между отрядами, выстраивали отряды и подводили итоги, кто лучше справился с заданием, которое давалось пионеру (молодому бойцу)»9.

Анализ архивных источников позволяет понять, что школа делала огромный шаг к военному, физическому и умственному воспитанию детей. Не только школы нашли свое отражение в законах, но и детские сады10. Данные учреждения созданы для того, чтобы защитить законные права и интересы детей, находящихся на попечении своих родителей, а также детей, которые лишены родительской заботы. Государство оказывало влияние на общество, а общество в своем случае оказывало воздействие на воспитании детей и дошкольного, и школьного возраста. Сеть детских учреждений включала детские ясли, сады, ясли-сады, дома ребенка, школы, школы-интернаты, детские дома, а также дома пионеров, детские клубы, стадионы, пионерские лагеря и многое другое. Деятельность дошкольных учреждений в СССР осуществляется в соответствии с Положением о детском дошкольном учреждении. Детские ясли, детский сад, детские ясли-сад должны располагаться в здании, выстроенном по действующему типовому проекту, или в приспособленном помещении при строгом соблюдении санитарно-гигиенических, противоэпидемических требований и правил противопожарной безопасности. Обязателен огороженный озелененный участок, оборудованный для игр и занятий детей на свежем воздухе. Разумеется, необходима детская мебель, медицинская аппаратура, игрушки, разнообразные пособия для подготовки старших детей к школе.

В работе с архивными материалами Бийского района была найдена следующая информация за 1956–1957 гг. по отчетности о деятельности и содержанию детей в детском саду № 2 «Колосок». На начало 1956 г. было зарегистрировано в первой группе – 12 человек, из них 7 мальчиков и 5 девочек, во второй группе младшего возраста – 22 человека, в старшей группе – 27 человек. Перед воспитателями были поставлены следующие задачи:

1. Обеспечить здоровое питание всем возрастным группам и соответствующий уход за детьми;
2. Воспитывать у детей любовь к труду, коллективизировать детей, побуждать интерес к природе и общечеловеческим отношениям;
3. Способствовать укреплению здоровья и физического воспитания. Прививать любовь к спортивной деятельности.

За сентябрь 1956 – май 1957 гг. были проведены следующие мероприятия. В сентябре старшим воспитателем Л.Г. Красильниковой и младшим воспитателем Р.П. Сотниковой была проведена экскурсия для младшей и старшей группы детей в с. Первомайское. Воспитатели познакомили детей с жизнью села. В октябре на встречу с родителями младшей группы был приглашен педиатр районной больницы Г.П. Криволуцкий, который провел профилактическую беседу о детском заболевании – коклюше. Так же родители задавали интересующие их вопросы. В ноябре был проведен концерт ко Дню матери, где дети рассказывали стихи, а также была организована выставка «Золотая осень», в которой дети всех возрастных групп приняли участие. В декабре был проведен новогодний утренник, где юные школьники показали спектакль для детей «12 месяцев»11. Вместе с тем требовалось улучшение воспитательно-образовательной работы в детских садах. Детские сады способствовали разностороннему развитию детей. Однако одной из установок детских садов являлось оповещение родителей об успехах детей и их здоровье.

В связи с тем, что обучение теперь начиналось с семи лет и из детских садов в школу ушли дети двух возрастов – 7 и 8 лет, в дошкольных учреждениях освободилось много мест, что дало возможность охватить большее количество детей. Однако потребность в детских садах все возрастала, так как в послевоенные годы значительно увеличилась рождаемость. Особенно остро встал этот вопрос в сельской местности, где до войны было мало детских садов.

Советская культура детства как обязательный элемент включала усвоение коммунистической идеологии. Другой неотъемлемой частью советской эпохи были детские учреждения (колонии, специальные детские дома и т.д.), которые наказывали, перевоспитывали, возвращали обратно в привычное общество тех детей, чье поведение не вписывалось в рамки официальной концепции детства. Все яснее фокусировалась идея «советского человека»: сильного, выносливого, волевого, гордого, преданного Родине, а главное, партии гражданина. Большую роль в воспитании играл труд. Александра Федоровна Путилина из с. Тюменцево Тюменцевского района рассказывала:

«А с четвертого класса, однако, мы уже пошли в колхоз работать. Пололи картошку, сено не косили, косили сенокосилки, а мы собирали, метали в копешки, подвозили, кто на чем. Детки работали. Я не помню сейчас, что-то мы получали или нет, но мы каждое утро ходили пешком. И мы все время поем, картошку тяпаем и поем. Пели очень много, песен знали много. Игры тоже были такие общественные, как сказать, коллективные. Игры были с песнями»12.

Фото 3В деревнях на время летних каникул стали открывать лагеря при школах. Суть этого лагеря в том, что дети организованно с пользой для здоровья и воспитания проводили день под руководством воспитателя13. Организовывали работу детских оздоровительных площадок при всех средних и восьмилетних школах. Дети, посещавшие лагерь, принимали участие в туристических походах и экскурсиях по изучению района, края, на стройки, предприятия, на выставки и в музеи. Проводился районный пионерский слет, при каждом клубе вел работу молодежный лекторий, создавались при школах и клубах юношеские клубы старшеклассников14. В целом, в этот период усилились дисциплинарные и образовательные требования к воспитанию детей в детских учреждениях, для обеспечения этого государство использовало административный ресурс. Воспитание как часть социализирующего образования действительно становилось специально организованным процессом предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, т.е. процессом приобщения человека к общему и к должному15.

В обществе происходили изменения, связанные с диктатурой нового «советского общества и воспитания». Эти изменения создавали особый общественный настрой 1950–1960-х гг. Устные источники показывают характер воспитания в школах. Эльвира Рейнгардовна Дейс, чье детство прошло в с. Дружба Целинного района, вспоминала:

«Когда мы учились в школе, еще самое запоминающееся было – это полет в космос. Когда полетел Ю.А. Гагарин, мы так гордились, такая радость у всех была, мы кричали все...
– А кричали где?
– В интернате. Мы тогда с уроков пришли и после обеда кричали: «Ура, мы – первые! Наша страна опередила все страны!» И, характерно, что мы воспитывались именем Ленина: в октябрята нас принимали, торжественно принимали в пионеры, каждый год в школе мы проводили день рождения пионерской организации, костры жгли – очень интересно все проходило. Потом нас готовили к торжественному принятию в комсомол, а если кто-то отставал в учебе, его прорабатывали на комитете комсомола, и он подтягивался. Мне кажется, сейчас неплохо было бы, если бы в школе все это осталось: пионерская организация, комсомол. Но почему-то все это ушло»16.

Большое влияние на воспитание детей оказали и пионерские организации. Первичные комсомольские организации направляли в пионерские дружины отрядных вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, Фото 4секций, других объединений по интересам, помогали им в организации жизни пионерских коллективов. Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнате, как правило, оформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались рукописные дружинные и отрядные стенгазеты17.

В газете Бийского района «Ленинский путь» освещалась деятельность пионерской организации по перевоспитанию пожилых людей: «… Мы, пионеры, узнали, что в нашем селе есть 10 взрослых людей, которые не умеют еще ни читать, ни писать. И мы взялись научить их грамоте. Мы не только учим их читать и писать, но и читаем им газеты, рассказываем обо всем, что происходит в нашей стране.…У нас живет 70-летняя старуха, так мы с ней тоже занимаемся. Она уже умеет письмо написать и даже понемногу газету читает. Мы ей рассказали про Ленина, про Сталина. Бабушка очень любит слушать наши рассказы»18.

Наряду с идеей воспитания будущих строителей коммунизма сохранялись и традиционные представления о детстве. Дети оставались основной ценностью семейной жизни. Во множестве интервью сельских жителей просматривается ряд общих, исходных положений семейного воспитания − дисциплина и формирование хороших привычек, послушание, система наказаний. Информаторы довольно часто обращают внимание на физическое наказание за ослушание, проступок. Василий Константинович Крамок из с. Точильное так рассказывал «о мерах воспитания»:

«Я таким еще бандитом был, выключатели в школе ногой "выключал". Меня даже отец с директором школы вместе били, один с одного угла в ухо даст, другой с другого. У нас парень в классе был, все время баловался, ну учитель к нему подойдет, как даст сзади щелбан, сразу шишка вылазила, а пальцы-то у него ВО! были. И говорил так, если с одной стороны мало, могу еще мозгов добавить. Если, говорит, не понял, могу и с другой стороны добавить. Обязанности распределялись так, как «отвертишься», убежишь… Вечером – кнута, утром опять убежишь, вечером снова кнута. Когда уже места живого нет, начинаешь там сарай чистить… А другие братья огороды убирали, сарай чистили под моим присмотром, если почистят сарай, пойдут гулять. А девки посуду мыли, полы подметали»19.

Зоя Егоровна Усова из с. Усть-Ануй Быстроистокского района вспоминала:

«Тогда старых людей почитали! Не огрызались, сейчас вот молодежь может как-то тебе ответить грубо, а тогда – нет, пожилому человеку ответить грубо, боже сохрани! Если еще скажут родителям, тебе отец «выволочку» такую сделает за эту вещь, что забудешь всех на свете, и в другой раз будешь низко кланяться!»20.

«Материться научился в 5−6 лет, потому что взрослые ругались, ну и мы, соответственно, тоже, когда взрослые не видели. Вроде материшься на корову, а сам оглядываешься − никто из соседей, из знакомых? А в селе как? Все знакомые друг другу. И зачастую получали от родителей за эти маты, отец бил за то, что я во втором классе вместе с браткой начал курить, так во взрослых играли…»21.

Во второй половине XX в. изменились виды домашнего досуга детей и подростков. В школах игры с детьми проводились пионервожатыми, которые черпали идеи из специальных журналов. Больше всего игр придумывали сами дети. По свидетельству Сергея Александровича Филонова:

«Играли мы, игры придумывали сами. Игрушки мастерили своими руками, и у нас было стремление сделать что-то свое, что-то придумать свое. Нас воспитывала улица, и я лично, выполнив какую-то работу, данную мне родителями, постоянно находился в лесу, или на речке, или же в деревне с пацанами играли22. После второго класса у нас была игра такая, называется "Попа-гоняло". Это когда ставится банка, расстояние метров десять-пятнадцать. Палками, похожими на городошные биты, ее сбиваешь, она, естественно, отлетает вперед. И вот так гонишь ее, эту банку, а эту банку охраняет водящий. Пока он кого-то не заденет. Когда берешь свои палки, не поставишь попа, как говорится, на попа, эту банку. Не поставишь, коснувшись одного игрока палкой. Вот до тех пор так передвигаешься, как лента транспортерная. А когда уже далеко убежишь, и тут получается, что надо бежать назад, возвращаться на исходную точку. И вот бывало, бежишь километр, как минимум. Чтобы не прибежать последним, потому что последний становился водящим. А это довольно неприятная роль. И вот можешь представить, сколько мы, если начинали играть после обеда и до самой темноты, сколько километров мы наматывали только за вторую половину дня»23.

Екатерина Георгиевна Назарова рассказывала:

«Излюбленная игра советских детей, это были "Казаки-разбойники", она соединяла в себе и прятки, и догонялки. Одна команда прячется, другая ищет, догоняет первую. Очень такая подвижная, захватывающая игра, но и любимая игра дворовых детей того времени. Игра "пятнашки", играющие выбирали водящего "пятнашку", все разбегались на площадке, а "пятнашка" ловил того, кого достанет рукой, тот становится пятнашкой. Играть могли очень долго»24.

Фото 5Сергей Александрович Филонов вспоминает: «…Мы могли радоваться тому малому, что было…»25

Директивы, исходившие «сверху», содержали в себе строгие ориентиры и систему требований, предъявляемых к учащейся молодежи. Идея «советского счастливого детства» являлась государственным конструктом воспитания советских граждан. Другими словами, «государство не давало ему большой автономии»26. «Нормой» являлось должное социальное поведение, которое выражалось в горячей любви к Родине и преданности ей, бдительности и подозрительности по отношению к «врагам» государства, убежденности в социалистических идеалах, основанное на ценностях коллективизма, интернационализма, опиравшееся на чувство социального оптимизма и чувство ответственности за все происходящее вокруг.

Главное внимание уделялось шахматному, лыжному спорту, a так же теннису и легкой атлетике. Весьма тесные связи и, вместе с тем, острые противоречия существовали между школами и спортивными организациями. Если школы ориентировались на массовое вовлечение учащихся в занятие спортом, то спортивные организации были нацелены на подготовку спортсменов-профессионалов. Тем не менее в 1956–1960 гг. спортивная работа в школе развивалась весьма успешно. Так, если в 1955–1956 учебном году в Бийском районе в школьных спортивных кружках занималось 1300 человек, то в 1956–1957 учебном году − 1890 человек27.

В дальнейшем политика Советской власти по отношению к образованию не менялась, она была направлена на всемерное развитие обязательного среднего образования. В 1965−1967 гг. партийными организациями Сибири была проведена большая работа по трудоустройству выпускников 1966 г. в связи с переходом от одиннадцатилетнего срока обучения к десятилетнему. В тот год средние школы выпускали одновременно учащихся 10-х и 11-х классов. Были созданы комиссии по трудоустройству молодежи, разработаны меры по увеличению приема в профучилища, старшие классы общеобразовательных школ, средние специальные учебные заведения и вузы. Были определены планы трудоустройства выпускников в колхозы и совхозы28, в них придавалось большое значение развитию политехнического обучения в общеобразовательной школе, обеспечивающего ознакомление учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства, что укрепляло связь обучения с общественно полезным трудом.

В целом в общественном сознании отмечалась психологическая уверенность в завтрашнем дне, когда были бесплатными образование и здравоохранение, имелись возможности для разнообразного отдыха культурного развития детей. Повышался уровень учебно-воспитательной работы в школе, расширялась сеть внешкольных детских учреждений в городе и деревне. Проводилось широкое привлечение клубов, дворцов и домов культуры, домов техники и других культурно-просветительных учреждений к проведению воспитательной работ среди школьников. Вторая половина XX в. для советских людей была периодом колоссальных изменений в системе семейного уклада, где мера ответственности за воспитание детей распределялась как между родственниками, включая бабушек и дедушек, так и соседями, односельчанами, учителями. Таким образом регулировались нормативные отношения в социуме. Во взглядах на воспитание детей в послевоенном советском обществе совмещались традиционные представления о целях и задачах воспитания и новые взгляды на соотношение свободы и ответственности.


Примечания

1 Зубкова Е.А. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945−1953. – М. : Изд-во РОССПЭН, 2000. – 229 с.

2 Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. РСФСР. – М. : Госстатиздат, 1963. – С. 60−61.

3 Эволюция семьи и семейной политики в СССР / отв. ред. А.Г. Вишневский. – М. : Наука, 1992. – С. 120.

4 Алтайский край: источники и судьбы (диалоги с земляками) : сб. ист. свидетельств / сост. А.И. Акимова, Н.А. Блазнова, Т.В. Жукова. – Бийск : ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – С. 77.

5 Комитет по делам архивов администрации Бийского района. Ф. 130. Оп. 2. Св. 1. Д. 43 : Информация о работе школ района по военно-патриотическому воспитанию учащихся за 1958 г. Л. 22.

6 Там же. Л. 42.

7 Там же Л. 42.

8 Там же Л. 42.

9 Архив Лаборатории этнокультурных исследований Алтайского края и сопредельных территорий Алтайской государственной академии образования (далее − АЛЭИА АГАО). Ф. 1. Полевой дневник (далее − ПД) № Х14. Л. 7−7об. Записано от Л.Г. Безматерных, 1965 г. р. (род. в с. Петровка Троицкого района) в Бийске, 2014 г.

10 Инструкция по организации охране жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках от 30 августа 1955 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=14511 (дата обращения 5.05.2014).

11 Комитет по делам архивов администрации Бийского района. Ф. 150. Оп. 1. Д. 53. Л. 17.

12 Алтайский край: источники и судьбы. – С. 78.

13 Комитет по делам архивов администрации Бийского района. Ф. 17. Оп. 1-В. Д. 85. Л. 23.

14 Комитет по делам архивов администрации Бийского района. Ф. 17. Оп. 1-В. Д. 61. Л. 42.

15 Ромашова М.В. Советское детство в 1945 – середине 1950-х гг.: государственные проекты и провинциальные практики (по материалам Молотовской области): автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Пермь: ПГУ, 2006. – С. 19.

16 Алтайский край: источники и судьбы. – С. 18−21.

17 АЛЭИА АГАО. Ф. 2 (полевые материалы автора). Записи в с. Кытманово Кытмановского района Алтайского края. 2008 г.

18 Усольцева М.В. Наше время – быть спортсменами! // Ленинский путь. – 1957. – № 26. – С. 5−7.

19 АЛЭИА АГАО. Ф. 1. Записано от В.К. Крамок, 1951 г.р., с. Точильное Смоленского района Алтайского края. 2013 г.

20 Алтайский край: источники и судьбы. – С. 130.

21 АЛЭИА АГАО. Ф. 1. ПД № Г-2014. Л. 4, 8−10. Записано от С.А. Филонова, 1959 г.р, родился и провел детство в с. Налобиха Косихинского района Алтайского края. 2014 г.

22 Там же. Л. 1 об.−2.

23 Там же. Л. 6−6 об.

24 АЛЭИА АГАО. Ф. 1. ПД № К14. Л. 5−5 об. Записано от Е.Г. Назаровой, 1947 г.р. в Бийске. 2014 г.

25 Там же. Л. 1.

26 Келли К. «Мaленькие грaждaне большой стрaны»: интернaционaлизм, дети и советскaя пропaгaндa // Нов. лит. обозрение. – 2003. – № 60 [Электронный ресурс]. URL: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Biblio/kelli.htm (дата обращения: 5.05.2014).

27 Усольцева М.В. Указ. соч. С. 7.

28 Казанцев В.И. Школа как источник пополнения сельскохозяйственных трудовых ресурсов Сибири (1958−1984 гг.) // Деревня моя : ист.-публ. сб. − Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. – С. 383.



Список иллюстраций

Фото 1. Фролов Гриша. 1954 г. Из фотоальбома семьи Фроловых. С. Красногорское Красногорского района Алтайского края (АЛЭИА АГАО. Ф. 1. Оп. 3. Из собраний 2014 г.).

Фото 2. «Зарница». Кто шагает дружно в ряд − петровский наш отряд. С. Петровка Троицкого района. 1980 г. Из семейного альбома Л.Г. Безматерных. (АЛЭИА АГАО. Ф. 1. Оп. 3. Из собраний 2014 г.).

Фото 3. Маркина Валентина. 1964 г. 4 класс. С. Точильное, Смоленский район, Алтайский край. Из семейного альбома В.С. Крамок (Маркина) (АЛЭИА АГАО. Ф. 1. Оп. 3. Из собраний 2014 г.).

Фото 4. Музей школы с. Семено-Красилово Кытмановского района Алтайского края. 2008 г. Фото автора.

Фото 5. Фролов Гриша (слева) и его друг. 1961 г. Из фотоальбома семьи Фроловых. С. Красногорское Красногорского района Алтайского края (АЛЭИА АГАО. Ф. 1. Оп. 3. Из собраний 2014 г.).


Статья опубликована:

Явнова Л.А. Советское детство в контексте проблем
послевоенных десятилетий (по материалам Алтайского края) //
История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных
 регионов (Казахстан, Монголия, Китай): материалы междунар.
науч.-практ. конф. – Горно-Алтайск: РОИ ГАГУ, 2014. – С. 413−421.

 

 

 К содержанию номера   >>>

 

 



© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ