Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




2016, № 1

Д.В. Кепин

ДРЕВНЕЙШИЕ ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА: СОХРАНЕНИЕ, ЭКСПОНИРОВАНИЕ

 

Свидетельства проявления художественного творчества человека на территории Ойкумены, в том числе Украины, восходят к раннему палеолиту, а собственно произведения изобразительного искусства в современном понимании этого понятия появляются в среде неоантропов вначале позднего палеолита (для территории Украины – средняя пора позднего палеолита) (М. И. Гладких, Р. Забашта, Э. А. Королёва, И. Г. Пидопличко,  В. Н. Степанчук, В. Н. Станко, А. С. Сытник, И. Г. Шовкопляс, Л. А. Яковлева).

Памятники первобытного искусства дают нам возможность пролить свет на возникновение эстетического отношения человека к действительности. Важной составляющей в деле популяризации этих бесценных уникальных произведений среди широкой общественности является сохранение с дальнейшим экспонированием как недвижимых объектов, так и музейных предметов.

Учитывая разработки М. И. Гладких, Д. Я. Телегина, Е. Н. Титовой, Н. Д. Довженко, Н. А. Чмыхова, все памятники искусства эпох палеолита – бронзы территории Украины, условно можно разделить на два класса – недвижимые и движимые. Среди недвижимых выделяем группы: местонахождения; святилища; мегалиты (недвижимые); петроглифы; другие. Во многих случаях святилища как и предметы культа также являются произведениями искусства. Некоторые из приведенных групп далее могут классифицироваться на две подгруппы: объекты естественного происхождения, которые использовались как культовые центры (в частности, Каменная Могила) и объекты, преднамеренно созданные древним человеком. Отметим, что такой памятник как Каменная Могила может также быть рассмотрен в соответствующих таксономических уровнях группы «петроглифы». Культовые объекты искусственного происхождения могут делиться на: культовые постройки, алтари, жертовники, зольники, другие.  Недвижимые мегалитические памятники делим на: кромлехи; каирны; каменные гробницы (ящики, цисты); дольмены; хенджи. В памятниках наскального искусства выделяются пещерные (в том числе гроты и навесы) и расположенные под открытым небом.

Движимые памятники первобытного искусства могут быть разделены на две подгруппы: не мегалиты и движимые погребальные лапидарные памятники (мегалитическая скульптура). В свою очередь первая подгруппа может быть разделена на: скульптуру (антропоморфная, зооморфная, барельеф); объемное ваяние; графика (гравировка); живопись; украшения (ожерелья и подвески из разных материалов, браслеты и т.д.). Музыкальные инструменты (духовые: костяные, роговые флейты; ударные из кости; «шумящие» браслеты типа кастаньет; другие). Мегалитическая скульптура делится на: менгиры; идолы; фаллоидные камни; антропоморфные стелы; орнитоморфные стелы; зооморфные стелы; ихтеоморфные формы.

Выбор того или иного метода консервации, а также соответствующего консерванта (-ов) зависит от вида памятника, его материальной структуры, техники изготовления, степени сохранности. Во многих случаях нужно разрабатывать и применять соответствующие средства консервации, пригодные только для данного конкретного древнейшего произведения искусства.

Памятники первобытного искусства изготовлены как из органического, так и неорганического материала. Особую сложность в этом отношении представляет сохранение произведений искусства каменного века, в частности палеолитического времени, изготовленные из бивня мамонта, кости, рога, раковин, зубов мелких и крупных млекопитающих, дерева.

На основе изучения позднепалеолитических поселений Русской равнины, состоящих из остатков хозяйственно-бытовых комплексов, составной частью которых было жилище из костей мамонта, археолог, профессор М. И. Гладких (1992) обосновал положение о возникновении архитектуры в позднем палеолите. Именно на этих памятниках, в частности изученных и изучаемых в Средем Поднепрповье и Подесенье с 1960-х гг. апробированы меры по консервации с дальнейшим экспонированием в специально построенных музейных павильонах (таблица).

 В Украине памятников наскального искусства первобытной эпохи сохранилось очень мало. На базе уникального памятника – святилища Каменная Могила (Запорожская обл.) создан в 1986 г. Государственный историко-архитектурный заповедник с аналогичным названием (с 2008 г. имеет статус Национального). В 2009–2012 гг. химиком-технологом Ю. Н. Стриленко при участии археолога В. С. Джоса разработан комплекс мероприятий по консервации (очистка, укрепление) изображений позднего палеолита (?) – средневековья. На территории заповедника расположен филиал Мелитопольского краеведческого музея «Первобытное искусство». В Археологическом музее Института археологии НАН Украины экспонируется монолит с изображением быка конца IV – начала III тыс. до н.э., перевезенный со святилища.

Движимые мегалитические памятники целесообразно экспонировать, когда это невозможно insitu, в природном парке или в искусственно созданной ландшафтной среде (парках, скверах, бульварах, музейных территориях исторических и краеведческих музеях). Так, в Переяслав-Хмельницком музее народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья, который входит в состав Наионального историко-этнографического заповедника «Переяслав» в археологической секции демонстрируются мегалитические памятники эпох энеолита – средневековья, перевезенные из разных мест обнаружения. Для их сохранения используются стеклянные и металлические навесы, стеклянные колпаки и беседки) (рис. 1 – 4).

   

Таким образом, музейный показ памятников первобытного искусства может осуществляться в двух напрвлениях:

1. На фоне природного ландшафта, т.е. insitu. Это касается недвижимых объектов  ‒ петроглифов. Над ними необходимо сооружать специальные защитные павильоны, навесы.

2. В стационарных экспозиционных залах музеев. При этом нужно использовать модульную систему витрин со специальным микроклиматом, учитывающим материальную структуру того или иного произведения первобытного художника.  

В исторических и краеведческих музеях в экспозициях, раскрывающих особенности культуры древнейших социумов, возможно выделять в отдельную тему «Первобытное искусство» на основе археологического материала данного региона.

Таблица 1

Средства, использующиеся в музейной практике Украины для сохранения позднепалеолитических жилищ и предметов из костей мамонтов

Название памятника

Название консерванта

Название музея

Гонцы

Очистка сухим способом; дисперсия ПВА

Полтавский областной ландшафтный заказник (с. Гонцы, Лубенский р-н)

Добраничевка (жилище № 3)

Очистка сухим способом; Клеи БФ-4, БФ-6, ПВА, шеллак

Музей народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья (г. Переяслав-Хмельницкий, Киевская обл.)

Добраничевка (жилище № 4)

Очистка сухим способом; ПВА

Археологический музей «Добраничевская стоянка» (с. Добраничевка, Яготинский р-н, Киевская обл.)

Межирич (жилище № 1). Реконструкция.

Очистка сухим способом; дисперсия ПВА, клей БФ; раствор шеллака, гипс, парафин, тонированные лаки, разные замазки, мастики, муляжи и копии как дополнения

Палеонтологический музей им. академика В. А. Топачевского Национального научно-природоведческого музея НАН Украины

Межирич (жилище № 4)

Очистка сухим способом; дисперсия ПВА

Памятник национального значения. Построен павильон (с. Межирич, каневский р-н, Черкасская обл.).

Мезин (жилище № 1). Реконструкция.

Очистка сухим способом; дисперсия ПВА, клей БФ; раствор шеллака, гипс, парафин, тонированные лаки, разные замазки, мастики, муляжи и копии как дополнения

Палеонтологический музей им. академика В. А. Топачевского Национального научно-природоведческого музея НАН Украины

Палеонтологическое местонахождение в с. Печенеги Чугуевского р-на Харьковской обл. времени W 3

Пропитка клейкой массой ПВА; цементация. Для ископаемой кости с других местонахождений используются шеллак, гайзельтак, цапонлак

Музей природы Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина

 

Иллюстрации

Рис. 1–4. Варианты павильонов над мегалитической скульптурой в Переяслав-Хмельницком Музее народной архитектуры и быта Среднего Поднепровья. 

     

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ