Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




2018, №2

 
 
C.Д. Бакулина
 
АКТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК СПОСОБ ЗНАКОМСТВА С ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ 
(ИЗ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ  ПРАКТИК В ОМСКОМ РЕГИОНЕ)
 

Аннотация. Внимание автора сосредоточено на актуальных формах освоения социокультурного пространства современного города, где наряду с традиционными механизмами погружения в тему традиционной культуры выступают возможности виртуальногознакомства, важной составляющей которого являются интерактивные навигаторы – аудиогиды.

Ключевые слова: городская среда, экскурсионные маршруты, социокультурные проекты, традиционная культура, виртуальное освоение городской среды, образовательные и просветительские практики.
 



Актуальные формы знакомства с городской средой могут быть представлены несколькими вариантами, востребованными жителем современного мегаполиса: а) в процессе освоения города в реальном времени, б) с помощью виртуального погружения в социокультурное пространство, в) через реальное освоение места с виртуальным сопровождением.

В образовательной практике примером первого и второго вариантов может быть участие в разработке и реализации экскурсионных проектов, виртуальных экскурсий, третий вариант направлен на использование актуальных аудиогидов для самостоятельного знакомства с культурой места.
 
Все формы освоения городской среды вместе с механизмом их реализации (экскурсиями, виртуальными маршрутами, аудиогидами в телефонных приложениях-навигаторах) можно использовать как при знакомстве с городом в целом, так и выбирая отдельную тему, в том числе круг объектов с информацией о традиционной культуре. 
Обращаясь к образовательным и просветительским практикам в Омском регионе, примером первого варианта (освоение городской среды в реальном времени) может стать разработка экскурсионных проектов, которые включают в себя объекты, ориентированные на традиционные ценности, в том числе духовные и этнические. Активную деятельность в этом направлении ведут и образовательные учреждения (например, «Школа краеведения и экскурсоведения» в Омском государственном педагогическом университете), и общественные организации (к примеру, «Школа инструкторов» в Центре развития туризма «Увлечен и Я»1). Участие в образовательных и просветительских проектах позволяет жителям мегаполиса быть не просто потребителями информации, но и активными участниками экскурсионных разработок. Этот этап предполагает освоение слушателями краеведческой информации целого пласта методического материала, связанного с экскурсионным мастерством. Итоговый продукт способен привлечь внимание жителей и гостей города к территории как культурно значимой в пространстве отечественной и мировой истории. Так, за семь лет существования Школы инструкторов было разработано 115 экскурсий, большая часть которых посвящена традиционной культуре переселенческих народов и истории коренного населения. Разработки и сегодня пользуются спросом, дополняясь новыми предложениями от выпускников2.
 
Так, пешеходный маршрут «Таинство любви сквозь призму времени», начальная точка которого Свято-Никольский Казачий собор, а конечная – скульптура «Влюбленные» в сквере им. М.А. Врубеля, включает информацию о светских и религиозных сооружениях, поддерживающих тематику маршрута. Основная задача – включить в рассказ информацию об объектах, поддерживающих тему. Внимание может быть привлечено к строительству храмов, ориентированных на классические каноны (Свято-Никольский Казачий собор, 1833‒1840 гг.), к таинствам обручения и венчания как к традиционным христианским обрядам, к скульптурам, в основу сюжетов которых легли истории взаимоотношений («Петр и Феврония Муромские», 2011, скульптор  С. Норышев; «Встреча», 2014, скульптор – И. Мишанин), к символам, играющим знаковую роль в демонстрации романтических переживаний и в традиционной культуре. Например, одним из ключевых объектов показа является скульптура А. Капралова «Яблонька», и маршрут проходит через территорию бывшего яблоневого сада. Память о нем сохраняет 129-летняя яблоня, привезенная в числе других саженцев с Дальнего Востока в 1889 году садоводом, путешественником и общественным деятелем Б.П. Ящеровым. Сегодня яблоня сибирская у Омского областного историко-краеведческого музея признана памятником природы, является свидетелем смены исторических эпох и идеологий. 
 
В контексте разговора о яблоне уместно вспомнить о народных традиция. Так, у славян яблоко символизировало плодородие, здоровье, любовь, красоту, было эмблемой брачного союза, здорового потомства. У южных славян приглашение на свадьбу сопровождалось дарением яблок. Яблоки могли укреплять в венке невесты; при смене головного убора невесты на головной убор замужней женщины покрывало с ее головы снимали яблоневой веткой. В народе Преображение Господне именовали «Яблочным Спасом»: к этому дню поспевали яблоки, которые освещали в церкви. Говорили: «Пришёл Спас – всему час: плоды зреют», «Пришёл Спас – яблочко припас». 
 
В сказках яблоня выступает символичным Древом жизнью, Осью Вселенной в саду – образе микрокосма. В сказке о Жар-птице герой поднимается все выше, пока не достигает вершины, соприкасающейся с солнечным миром небесного вечного бытия. В национальном русском переосмыслении поиски Жар-птицы – это поиски вечной мудрости и счастья, которые герой, в конечном итоге, находит. Поиск истины – это отличительная черта русского характера, отраженная в работах русских философов3. Таким образом, сочетая в рассказе элементы традиционной, православной культуры экскурсоводом дается представление о формировании ее особенностей, что нашло отражение в разных сферах жизни русского народа. 
 
Виртуальная составляющая знакомства с традиционной культурой может быть связана с использованием аудиогидов-навигаторов. Одно из актуальных приложений izi.travel позволяет выбрать тему маршрута в соответствии с запросом на изучение объектов традиционной культуры. Кроме того, каждый, кто заинтересован вопросом наполнения контента материалом о традиционной культуре своего региона, может предложить собственный проект, сопроводив его аудиозаписью, фотографиями и заявкой на размещение информации в данном ресурсе4.
 
В настоящее время Омская область представлена 10 проектами, где о традиционной культуре русских переселенцев информирует Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» (Большеречье Омской области)5. На платформе izi.travel в комплекс русской традиционной культуры входит 13 экспонатов, в числе которых Памятник Георгию Победоносцу, омшаник, колокольня Святого Георгия Победоносца, крестьянская изба начала XIX века, каменная лавка братьев Гладковых, Дом ямщика Копьева, Дом Павла Яковлевича Гладкова, дом купца Агантия Ефимовича Кубрина, Детская церковь святого Благоверного князя Александра Невского, амбар.
 
Данный материал логично укладывается в структуру образовательных дисциплин в качестве интерактивного компонента для занятий по дисциплинам «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Мировая художественная культура». Однако, подобного аудиогида по Омску, связанного с подачей информации о традиционной русской культуре или религиозной культуре представителей отдельных конфессий, пока нет. 
 
Исходя из выше сказанного отметим, что современный человек интерактивен, и ему важно самостоятельно совершать открытия. Поэтому наполнение представленных форм освоения городской среды актуальной информацией о культуре русских станет важным шагом в процессе трансляции культурной памяти настоящим и будущим поколениям. 
 
  
 
Примечания
 

1 Экскурсии по Омску [Электронный ресурс] // Центр развития туризма «Увлечен и Я» : [сайт]. – URL: http://uvlechenomsk.ru/ekskursii-po-omsku (дата обращения 20.11.2018).

2 Школа инструкторов [Электронный ресурс] // Центр развития туризма «Увлечен и Я» : [сайт]. – URL: http://uvlechenomsk.ru/ekskursii-po-omsku (дата обращения 20.11.2018).

3 Караваева Е.В., Волкова Л.Д. Образ «сада-рая» в национальном мировосприятии // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – Вып. 5 (158). – С. 200–204.

4 Приложение izi.TRAVEL : [сайт]. – URL: https://izi.travel/ru/create (дата обращения 21.11.2018).

5 Там же.

 

Список иллюстраций:

Илл 1. Скульптура «Петр и Феврония Муромские» (2011 г., скульптор С. Норышев). Омск, сентябрь 2018 г. Фото С.Д. Бакулиной.

Илл 2. Скульптура «Встреча» (2014 г., скульптор И. Мишанин). Омск, сентябрь 2018 г. Фото С.Д. Бакулиной.

Илл 3. Мастерица в ремесленной мастерской музея-заповедника «Старина Сибирская». Омская обл., р.п. Большеречье. Сентябрь 2016 г. Фото С.Д. Бакулиной.

Илл 4В лавке музея-заповедника «Старина Сибирская». Омская обл., р.п. Большеречье. Сентябрь 2016 г. Фото С.Д. Бакулиной.

Илл 5Дом купца Агантия Ефимовича Кубрина (ул. Пролетарская, 26, ул. Советов, 23). Омская обл., р.п. Большеречье. Сентябрь 2018 г. Источник: https://izi.travel/ru/8d70-muzey-zapovednik-starina-sibirskaya/ru#d6bc-dom-kupca-agantiya-efimovicha-kubrina-ul-proletarskaya-26-ul-sovetov-23/ru (дата обращения 22.11.2018).

Илл 6Памятник Георгию Победоносцу. Омская обл., р.п. Большеречье. Сентябрь 2018 г. Источник: https://izi.travel/ru/8d70-muzey-zapovednik-starina-sibirskaya/ru#5092-pamyatnik-georgiyu-pobedonoscu/ru (дата обращения 22.11.2018).

Илл 7Дом ямщика Копьева (ул. Советов ул., 47в). Омская обл., р.п. Большеречье. Сентябрь 2018 г. Источник: https://izi.travel/ru/8d70-muzey-zapovednik-starina-sibirskaya/ru#528d-dom-yamshchika-kopeva-ul-sovetov-ul-47v/ru (дата обращения 22.11.2018).


 
К содержанию номера   >>>

Ак

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ