Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




2018, №2

 

 

 

Т.Н. Золотова

СОХРАНЕНИЕ РУССКИХ ОБРЯДОВЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ


Аннотация. В статье рассматриваются праздничные традиции русских сибиряков. Анализируется проведение праздников на двух уровнях – семейном и общественном, сохранение и трансформация традиционных элементов праздничной культуры.

Ключевые слова: русские, этнокультурная специфика, современные праздники, традиционные элементы, символы, трансформация.

 

 

 

Современный праздник, будь то праздник сельский, а тем более городской, ‒ явление достаточно сложное, многоплановое. Глобализационные процессы размывают этнокультурную специфику отдельных народов, культура становится все более унифицированной. Тем важнее увидеть, изучить и сохранить этническую специфику, которая проявляется в том числе и в праздниках. Русскую этнокультурную специфику выявить сложнее в силу того, что большая часть унификации произошла на основе русской культуры как культуры подавляющего большинства населения страны. Русская культура очень толерантна по своему характеру: она впитывает и перерабатывает многие традиции других народов, превращая их в свое национальное достояние, что произошло, например, с пельменями. Но попытаемся все-таки вычленить русские этнические элементы в современных праздниках жителей Омского региона.

Празднично-обрядовая жизнь омичей протекает на двух основных уровнях – семейном и общественном, при этом в семье проводят праздники подавляющее большинство – почти 80% городского населения. Можно сколько угодно говорить о разрушении института семьи, но цифры говорят сами за себя: семья остается основным местом самовыражения человека и актуализации его этничности. Именно в семье происходит совершение обрядов, сопровождающих человека от его рождения до самой смерти: крещение, имянаречение, дни рождения, свадьбы, похороны, дни поминовений. Годовые календарные праздники сопровождаются соблюдением тех или иных запретов, исполнением определенных обрядовых действий, идущих из глубины веков и несущих яркую этническую специфику. В магическую необходимость совершения одних обрядов люди свято верят, другие действия совершают просто из этических соображений, объясняя это «сохранением традиций» и для того, «чтобы отдать дань памяти предкам». Лучше всего этническая специфика сохраняется в системе питания, нормах поведения и верованиях (народных формах религии), несколько хуже – в песенном фольклоре и одежде.

Общественный уровень бытования празднично-обрядовых традиций проявляется в проведении церковных богослужений, крестных ходов, организации празднований религиозными общинами, национально-культурными объединениями и другими общественными организациями, учреждениями культуры и образования [илл. 1, 2]. Общественный уровень этнокультурных традиций в современной России трансформировался в бытование так называемых «вторичных форм культуры»  это воссозданные профессионалами элементы традиционной культуры, в которых основная роль принадлежит символам1 (например, в современной Масленице - это блины, тройки лошадей, соломенное чучело) [илл. 3].

На общественном уровне многие традиционные народные и религиозные праздники, такие как Рождество, Святки, Масленица, Пасха, сохраняя определенную этническую специфику, все больше превращаются в синтезированный тип праздников, состоящий из элементов народной, религиозной, профессиональной и модернизационной культуры, что позволяет принимать участие в этих праздниках людям различных этносов. Это успешно реализуется в Омске.

В большинстве русских семей из традиционных календарных праздников отмечаются Рождество, Новый год, Крещение, Масленица, Вербное воскресенье, Чистый четверг, Пасха, Радуница (Родительский день), Троица, Иван Купала. В православных семьях добавляются религиозные праздники, такие как Вознесение, День Георгия Победоносца, День святого Николая Угодника (22 мая и 19 декабря), Преображение Господне, Покров и некоторые другие.

Основной традиционной праздничной формой остается праздничное застолье с приготовлением различных праздничных блюд, в том числе народной кухни [илл. 4]. На селе и в некоторых городских семьях сохраняется исполнение народных песен, причем в общеизвестной литературной обработке. Традиционная пляска частично сохраняется на деревенских гуляниях, в городе она трансформировалась в ряд незатейливых движений под ритмы современной эстрады. Сохраняется обычай новогоднего ряженья, колядования с посеванием зерном, крещенское окунание в прорубь. Сохраняют свое обрядовое значение такие традиции, как проставление крестов на окнах и дверях в Крещенье, крестный ход на иордань, освящение воды и окунание в прорубь [илл. 5], масленичное стряпание блинов, украшение вербой в доме, уборка дома в Чистый четверг, пасхальное бдение, потребление кулича, творожной пасхи и окрашенных яиц [илл. 6], поминовение умерших в Родительский день и на Троицу, обливание на Ивана Купалу.

Формами традиционной русской культуры являются игры, связанные с отгадыванием различных вопросов, исполнением желаний или поисками предметов («колечко», «фанты», «да и нет»). Трансформацией этих игр можно считать конкурсы, интеллектуальные и творческие игры, которые копируют телевизионные шоу и игры («Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером»), игры, связанные с изображением предметов, различными инсценировками. Современные горожане все чаще находят информацию об играх, рецептах праздничных блюд, идеях различных подарков в Интернете, что является проявлением глобализационных процессов.

Общественные формы традиционных календарных праздников можно найти в трудовых коллективах и на общегородских мероприятиях. Так, отмечание новолетия в трудовом коллективе сохраняет не только традиции гражданского празднования Нового года с украшением елки, Дедом Морозом, Снегурочкой и подарками, но и, частично, русские традиции святочного ряженья в костюмы Бабы Яги, Лешего и других мифологических персонажей. На праздничном столе в трудовом коллективе присутствуют блюда национальной кухни – блины, квашеная капуста, соленые грузди и т.д.

Попытки сохранения русской культуры происходят в центрах традиционной культуры, созданных в 29 районах Омской области, и в Омском Доме дружбы. Наиболее массовыми и популярными среди омичей являются городские праздники Рождество и Масленица, которые проходят на различных городских площадках – в парках культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ и «Зеленый остров», в скверах, на выставке «Агро-Омск», на территории второй Омской крепости, около Дворцов культуры. Режиссеры праздников стараются вплести в сценарий элементы народных обычаев, таких, как колядование, хождение с рождественской звездой, вертепный театр, ряженье, используют народные песни и малые фольклорные формы (скороговорки, поговорки, приметы, поверья), традиционные игры и стилизованные народные костюмы. Используются и собственно городские ярмарочные формы – театр Петрушки, балаганы, лазание на обледенелый столб, состязание юношеских групп в силе, ловкости, быстроте.

Особенно интересно проходит празднование Масленицы на площади перед Омским Домом дружбы, где представителями казачьих объединений организуется катание верхом на лошадях и в запряженных повозках, разыгрывается игра «баня», устраиваются «молодецкие забавы» ‒ перетягивание каната [илл. 7], состязания гиревиков, бой мешками. Здесь продаются и раздаются за заработанные в соревнованиях жетоны блины, пироги, чай, гречневая каша. Кульминацией праздника является сжигание чучела Масленицы, вокруг которого люди разных национальностей, пришедшие на праздник, водят хороводы, поют песни и просят друг у друга прощения перед наступающим Великим постом.

Но эти праздники назвать процессом сохранения и возрождения культуры можно с достаточной долей условности, поскольку это искусственные образования, «вторичные формы культуры», в которых сохраняются обобщенные символы русской культуры. Многие обряды вписываются в гуляние в «сценическом» варианте (например, «баня» на Масленице). Многие обычаи, никогда не бытовавшие на территории Прииртышья, также вплетаются в канву праздника только потому, что они яркие и интересные (игры «Лодка», «Царь Максимиллиан», рождественский вертепный театр). Положительный пример в возрождении народных традиций показывает Отдел русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества. Так, в 2017 г. сотрудниками отдела был возрожден обычай женской «байги», который существовал у сибирских казаков Иртышской линии, когда казачек вывозили за селение, и они бежали назад наперегонки в одних шерстяных носках [илл. 8].

Потребность в обращении к своим истокам растет тем больше, чем больше на нас обрушивается модернизационный поток. Интересный опыт обращения к народным традициям был в 2010 году, когда на базе отдыха «Прииртышье» членами Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» был проведен День Ивана Купалы, включавший традиционные обрядовые элементы этого славянского праздника: плетение венков и гадание по ним, вождение хороводов, «баню» с березовым веником, поиски цветка папоротника, украшение березки и потопление ее, обливание участников празднества водой и прыжки через костер. Главными действующими персонажами праздника стали Аграфена Купальница и Иван Купала. Вообще, горожане с удовольствием участвуют в календарных праздниках, которые проводятся на базах отдыха и в детских фольклорных лагерях ‒ там, где и должны проводиться народные праздники – на природе. Большая работа по сохранению народной культуры проводится ансамблем «Сретенье» и организаторами палаточного лагеря «Богатырская застава».

В настоящее время наиболее востребованной и успешной формой популяризации традиционной культуры и способом ее функционирования в современных условиях являются фольклорные фестивали и праздники2. Одним из первых в Омском регионе получил дорогу в жизнь областной фестиваль русской культуры «Душа России» (1992 г.), вдохновителем которого была председатель Комитета по культуре и искусству Администрации Омской области Н.М. Генова. Фестиваль способствовал развитию различных видов и жанров народного творчества: театрального, хореографического, фольклорного, хорового, инструментальной музыки, но аутентичной, «живой» традиции в первые годы существования фестиваля было мало. В рамках фестиваля «Душа России» зародились фестиваль русскойтрадиционной культуры «Егорий Хоробрый», праздник традиционных ремесел «Покровская ярмарка», Межрегиональный конкурс детских и юношеских фольклорно-этнографических коллективов «Егорий вешний».

За годы своего существования фестиваль «Егорий Хоробрый» стал своеобразным «съезжим праздником» города Омска, сконцентрировавшим работу по воссозданию локальных культурных традиций и сформировавшим благоприятную социокультурную среду для восприятия и дальнейшего развития фольклорно-этнографической деятельности. В рамках фестиваля традиционно проходят творческие встречи этнокультурных центров и фольклорно-этнографических коллективов в форме лабораторий и мастер-классов по обмену опытом, концерты. Молодежь общается на вечерках, а центральным событием фестиваля становятся «Егорьевская ярмарка» в областном центре с выставкой-продажей изделий народных мастеров, играми, танцами, хороводами, в которых принимают участие все желающие. В последние годы организаторы фестиваля с целью популяризации традиционной культуры и «приближения ее к народу» стараются найти новые формы презентации народной культуры в условиях мегаполиса. Так, в 2013 г. в торговом комплексе «Мега» был проведен фолк-сейшн, включавший хороводы, выставки и концерты фольклора, а на Театральной площади в поддержку традиционной культуры был организован флэш-моб, привлекший внимание сотен омичей.

В Омске много лет проходит и расширяет количество участников и разнообразие форм Межрегиональный праздник традиционных ремесел «Покровская ярмарка». В разные годы ярмарка проводилась на разных площадках: перед Омским государственным историко-краеведческим музеем, в Воскресенском сквере, на бульваре Мартынова, на проспекте культуры. Визитными карточками праздника являются традиционные ярмарочно-развлекательные формы ‒ театр Петрушки, гадания цыганок, шуточная распродажа сладостей и снадобий, продажа ряженого коня, выбор «невесты» и «сватанье», игры с петухом и т.д. [илл. 9]. За три дня работы ярмарка привлекает огромное количество зрителей и участников. Помимо традиционной выставки-продажи изделий декоративно-прикладного искусства, происходит важный процесс ознакомления с процессом создания предметов быта: здесь можно научиться плести лапти и корзины, ткать дорожки, вязать кружева, вырезать по дереву, лепить глиняные игрушки и горшки, шить домашние обереги и куклы. Пришедшие на ярмарку участвуют в народных играх, конкурсах частушек, смотрят выступление фольклорных коллективов [илл. 10]. Мастера из разных регионов России проводят мастер-классы по резьбе деревянных игрушек, росписи по дереву, изготовлению традиционных пряников и т.д. В разные годы посетителями и участниками ярмарки становились от 10 до 20 тысяч человек.

На ярмарке стал традиционным смотр-конкурс ярмарочных мест, который проводится по номинациям «Тематическое торговое место», «Визуальная реклама», «Работа с публикой». В рамках Покровской ярмарки в Сибирском культурном центре проводятся выставки подлинного народного быта и одежды из частных коллекций и собраний муниципальных музеев. Традиционным стал конкурс «Этностиль», в рамках которого организуется дефиле «Мода от народа», представляющего современные версии народного костюма и использование стилизованных фольклорных элементов в одежде.

Немаловажную работу по сохранению духовной составляющей народной культуры проводит Дворец культуры и семейного творчества «Светоч», который организует детский православный фестиваль «Преображение», праздники Рождества Христова, Пасхи, Сретенья. В 2014 г. в Омске с успехом прошел Межрегиональный праздник колокольного искусства «Звоны Покрова», в котором приняли участие звонари из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Архангельска.

Фестивали народной культуры как современная форма существования традиционных календарных праздников имеют большое значение для создания в городе благоприятной социокультурной среды. Они несут познавательную и обучающую нагрузку, стимулируют культуротворческую активность населения, улучшают межэтническую коммуникацию.

В современных народных праздниках горожане реализуют свою этничность и удовлетворяют потребность в художественном творчестве. Использование элементов народной культуры во многих общественных праздниках является фольклоризмом, а фестивальное движение с его попытками возрождения в новом времени традиционных форм является продуктом неотрадиционализма. Особенностями городской праздничной культуры по сравнению с культурой сельской является исчезновение сакральных мотивов, увеличение роли эмоционально-развлекательной и торжественно-официальной части праздника, определяющее значение анимации и организации празднеств профессионалами.

Роль празднично-обрядовой культуры в жизни русского населения Омского региона достаточно велика, поскольку она, с одной стороны, позволяет проявлять и сохранять свою этническую идентичность, а с другой  воспитывает миролюбивое отношение к представителям других этносов и конфессий.


Примечания

1 Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. ‒ Л. : Наука, 1986. ‒ С. 45‒46.

2 Золотова Т.Н. Фестивали народной культуры как форма существования фольклора и фактор формирования идентичности и толерантности в социокультурном пространстве современного города // Проблемы культуры городов России: теория, методология, историография : материалы VIII Всерос. науч. симпозиума (Новосибирск, 21‒22 октября 2010 г.) / отв. ред. Д.А. Алисов, Ю.Р. Горелова. – Омск : ООО «Издательский дом «Наука»», 2010. – С. 246‒251.

 

Список иллюстраций:

Илл. 1. Крестный ход на «иордань». Нижняя Омка Омской обл., 2018 г. Фото Т.Н. Золотовой.

Илл. 2. Игры в День России. Омск, 2018 г. Фото Т.Н. Золотовой.

Илл. 3. Чучело Масленицы – символ праздника. Фото из открытых Интернет-источников.

Илл. 4. Блюда русской кухни. Омск, 2017 г. Фото Т.Н. Золотовой.

Илл. 5. Крещенское окунание в прорубь. Нижняя Омка Омской обл., 2018 г. Фото Т.Н. Золотовой.

Илл. 6. Пасхальный стол. Омск, 2017 г. Фото Т.Н. Золотовой.

Илл. 7. Перетягивание каната на Масленице. Омск, площадь перед Домом Дружбы, 2016 г. Фото Т.Н. Золотовой.

Илл. 8. Женская «байга» на Масленицу. Омск, бульвар Мартынова, 2017 г. Фото Т.Н. Золотовой.

Илл. 9. Праздничный каравай на Покровской ярмарке. Омск, бульвар Мартынова, 2016 г. Фото Т.Н. Золотовой.

Илл. 10. Ярмарочные представления на Покров. Омск, бульвар Мартынова, 2016 г. Фото Т.Н. Золотовой.

 


К содержанию номера   >>>

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ