Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




2018, №2

Л.А. Амосова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ 
В СОВРЕМЕННЫХ ПРАЗДНИЧНЫХ ДЕЙСТВИЯХ НА ПРИМЕРЕ МАСЛЕНИЦЫ


Аннотация. В статье рассматриваются особенности празднования Масленицы в поселке Большеречье Омской области. Описывается реконструкция любимого народом праздника в музее-заповеднике «Старина Сибирская».

Ключевые слова: народный праздник, Масленица, реконструкция, музей-заповедник, молодецкие забавы, блины, катание с гор, катание на лошадях,игра «взятие снежного городка».

 

 

Отдел этнокультурного наследия и туристической деятельности бюджетного учреждения культуры Омской области «Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» занимается изучением и популяризацией традиционной культуры. При подготовке и проведении календарных праздников для посетителей нашего музея мы используем местные локальные традиции.

В старину праздники не готовились для кого-то, не было зрителей и выступающих. Наши предки все от старого до малого активно вливались в действие праздника. Поэтому гости музея-заповедника становятся активными сооучастниками праздничных гуляний.

Сегодня в музее-заповеднике можно соприкоснуться с праздничной культурой наших предков. Весь год согласно праздничному народному календарю проходят такие праздники, как Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Иван Купала, Спасы, Покров, Кузьминки, Рождество.

Один из самых любимых народных праздников, который отмечается перед Великим постом это праздник «широкoй», «разгульной» Масленицы. Он закрывал собой зимний праздничный цикл и открывал весенний1. Масленица объединила языческие и христианские верования. Древние земледельцы и скотоводы новый год отмечали с увеличением светового дня и потеплением, наблюдавшимся в марте, поэтому в традициях Масленицы много схожего с обрядами Святок, которые позднее стали открывать календарный год и которые связывались с обильным потреблением пищи.Следы этих представлений и по сей день ощущаются в народной культуре. Поэтому участие в масленичных обрядах и гуляньях всегда считалось обязательным для всех сельских жителей от мала до велика, недаром говорили: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи»2.

В Большереченском районе этот праздник называли ласково «Маслянка».В Музее-заповеднике «Старина Сибирская» хранятся воспоминания краеведа Александра Васильевича Горобцова о местном праздновании Масленицы, на основании которого мы и воспроизводим масленичные традиции Большеречья3. «Масленку» отмечали и дети, и взрослые от «воскресенья до воскресенья, всю неделю». Дети бегали из дома в дом в костюмах с закрытыми лицами («слушались»), «в каждом доме плясали, приветствуя хозяев, за что получали печенюшки, конфеты»4. Молодёжь ходила вечерами.

Проведя исследования по этой теме, мы реконструировали любимый нашими предками праздник Масленицы. Проводим его, как в старину, с размахом, шумно и весело. По всей территории работают локальные площадки. Встреча гостей проходит у ворот молодецкими забавами, среди которых: перетягивание каната, ходьба на ходулях, «петушиные бои», бой мешками, борьба на кушаках, «стенка на стенку».

Главное угощение Масленицы – блины, которые можно отведать в каждой избе. У каждой хозяйки свой секрет приготовления этого блюда. «Сердешные» блинки пекут на основе разваренной гречневой каши, тесто замешивают на талой снеговой воде, тесто ставят на ночь на улицу, для того чтобы оно зарядилось энергией лунного света.

Катание с гор – любимая забава детей и взрослых. В Большеречье катальная гора называлась «каток» и сооружалась всеми жителями: каждый привозил на крутой берег Иртыша (крутояр) навоз, из которогоделали горку, ровно выкладывая дорожку до самой реки, поверх навоза – слой снега. Затем возили в чанах и бочках воду, заливали ледяную дорожку, выравнивая её. На Иртыше расчищали лёд и тоже заливали водой. По обеим сторонам «катка» делали из навоза лесенки, по которым можно было подняться на крутую гору. Лесенку с двух сторон украшали ёлочками. Дети целыми днями катались на санках, шкурах и на всём, что попадало под руку. Для катания использовали старый таз, который обмазывали коровьим навозом и заливали снаружи водой. Вечером на берегу собиралась молодежь. Парни приходили с санками и приглашали девушек: «Пожалуйте прокатиться». Приглашенная девушка садилась парню на колени и крепко держалась за него, а он руководил ходом санок, чтобы они с большой скоростью летели вниз. Когда санки останавливались, парень целовал девушку и тащил санки обратно на гору. В Сибири катались с горки люди всех возрастов, даже старики приносили большие сани без оглоблей, чтоб прокатится; катались на дровнях, розвальнях, лодках, а также специально мастерили лотки, на которых катались «кораблем», то есть садились друг к другу лицом, держась за руки5.

В настоящее время в музее-заповеднике «Старина Сибирская» на Масленицу мы также заливаем горку, которую мастерим из дерева. Право первой скатиться с горы предоставляется лучшей пряхе-мастерице, которая съезжает по льду на своей прялочке. В старинупридумывали разные костюмы, лицо обязательно закрывали личиной (маской). Женщины рядились в мужчин, а мужчины любили наряжаться в женские одежды. Ряженых угадывали по фигуре, походке, пляске, пению. Сегодня мы реконструировали этот обычай и продаем ряженую «невесту» (переодетого мужчину) «недорого» ‒ «за пятак». Чучело Масленицы мастерим вместе с гостями музея-заповедника из соломы и старой одежды: соломенную куклу наряжаем в юбку, блузку, фартук, повязываем на голову платок. Получается «Масленица», которую представляет ведущая праздника: «Авдотья Изотьевна, коса длинная, трёхаршинная, брови чёрные, наведённые, платочек цветастенький, новомодненький».

Любимое масленичное развлечение всех возрастов, катание на лошадях, начиналось с пятницы. Лошадей готовили: им бинтовали ноги, красиво подстригали гриву, вплетали в хвост и гриву разноцветные ленты6. На праздничные расписные дуги, обвитые лентами, полотенцами, ткаными опоясками подвешивали колокольчики. Конную сбрую, седло украшали лентами и бубенцами. Кошевки застилали коврами, одеялами, клали подушки в вышитых наволочках7. Дети катались в кошёвках, коробах или просто в розвальнях.

Широко распространена была игра «взятие снежного городка», который строился в центре села на площади. Парни сооружали из плотного снега арку: два столба высотой в два-три метра, шириной в полметра, сверху – снежная полудуга. Получались ворота, которые сверху украшали цветными тряпками и метлами, на верху ворот на веревке в качестве приза подвешивали бутылку или две самогона. Это сооружение называлось «городок», вокруг которого становилась «охрана» в виде парней и мужиков. Их задачей было не пустить «конника» к воротам, для чего пугали лошадь метлами, шубами, снегом (бить запрещалось). Наездника ловили, стаскивали с лошади и «мылили» лицо снегом. К «городку» сходились дороги из пяти концов: всадники вылетали то с одной стороны, то с другой стороны, защитники только успевали «отбивать» атаки. Иногда парни бились весь день, но взять «городок» так и не могли.Тогда шли к Аблову Тимофею, просили его взять «город». Тот приезжал, объезжал зрителей и спрашивал: «Если лошадь кого сомнет, покалечит, я не в ответе?!» «Нет!» ‒ кричали зрители. Парень садился на лошадь, удалялся, и все ждали, откуда появится. Саврасая лошадь Аблова мчалась галопом, вытянув шею, как птица, прижав уши, ее остановить было нельзя. Обычно этот «рейс» был последним – «городок» был взят8.

В музее-заповеднике сложно организовать взятие снежной крепости на лошадях из-за опасности этого мероприятия, поэтому снежный городок наши гости берут пешими. Сверху развивается красное полотно флага, который и нужно достать. Защитники крепости стараются отбить атаки, но, как правило, крепость берут штурмом, и флаг оказывается у победителя. Его с почётом усаживают на дровенки и предоставляют почётную обязанность сопровождать чучело Масленицы с весёлыми частушками под гармошку.

В последний день масленичной недели («Прощеное воскресенье») были проводы Масленицы, когда по улицам ходили ряженые и устраивалось «шествие».Житель Большеречья, Степан Артемьевич, запрягал лошадь, иногда – быка. «Животное наряжают: на копыта надевают собачьи рукавицы, на ноги – рукава старой шубы, вверх мехом разного цвета. На голову и морду делают причудливой формы колпак, снизу укрывают шубой разного цвета. Дугу украшают лентами, колокольцами, также – сбрую. Трудно становится узнать лошадь, запряженную в телегу. Какое животное движется, таща телегу, на которой железная печка, из трубы идет дым подобно паровозу. На телеге сидит парень, играет на гармошке и поет песни. За телегой тащится связка банок на верёвке, издаёт неопределённый звук, а вокруг – ребята, шум, крик, свист9. Так торжественно провожали Масленицу.

В других местах Сибири традиционно провожали Масленицу, сжигая в костре соломенное чучело, старые тележные колёса; к кострам приводили молодоженов, мазали их сажей и заставляли прыгать через зажженный огонь10. По мнению исследователей, эти обряды носили следы магических действий и в прошлом были связаны с солярным, аграрным, эротическим культами, с культом предков11. Подготавливая детей к Великому посту, родители, бросая блин в костер, говорили: «Блины, масло, молоко сгорели, их есть теперь нельзя, только поствовать можно»12.

Вечером, когда заканчивалось масленичное гулянье, люди просили друг у друга прощения перед началом Великого поста. Масленица всегда была праздником, связанным с древней традицией почитания природы и почитания солнца, неизменно побеждающего холод и тьму. Так и воспринимается сегодня этот праздник гостями музея-заповедника «Старина Сибирская», участвующими в праздничных масленичных гуляниях.


Примечания

1 Золотова Т.Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX–XX вв.). – Омск : Издатель-Полиграфист, 2002. – С. 45.

2 Золотова Т.Н. Календарные праздники // Русский народный праздник : науч.-метод. пособие для работников культуры и образования / отв. ред. М.А. Жигунова, Н.А. Томилов. – 2-изд., испр. – Омск : Издательский дом «Наука», 2005. – С. 21.

3 Горобцов А.В. Масляница [рукопись] // Фонд музея-заповедника «Старина Сибирская» (ФМЗСС). Записано от А.В. Горобцова в 1992 г. методистом М.В. Логиновой (4 с.).

4 Там же. – С. 1.

5 Золотова Т.Н. Русские календарные праздники… – С. 81.

6 Горобцов А.В. Масляница… – С. 2.

7 Золотова Т.Н. Русские календарные праздники... – С. 82.

8 Горобцов А.В. Масляница… – С. 3.

9 Там же. – С. 3‒4.

10 Золотова Т.Н. Русские календарные праздники… ‒ С. 88.

11 Там же. – С. 140.

12 Золотова Т.Н. Календарные праздники… ‒ С. 50.

 

 

 

К содержанию номера   >>>

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ