Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




2018, №2

А.Н. Пресяжнюк

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ


Аннотация. Статья посвящена вопросу приобщения школьников к традиционной культуре посредством народных игр. Рассматривается роль народной игры в современном мире. В статье описаны игры «Кострома», «Ямки», найденные в ходе фольклорно-этнографической экспедиции, а также «Чижик» и «Бега», взятые из местного архива краеведа А.В. Горобцова.

Ключевые слова: народная игра, русская традиционная культура, патриотизм, «Кострома», «Ямки», «Кулик», «Бега»,  народные забавы.


… Через детей последующих поколений
детские игры снова повторяются, снова
оживляются в памяти живущих поколений
и снова молодеют…
 Е.А. Покровский


Сегодня перед детьми открывается огромный мир развлечений. Это телевизор, компьютер, различные игровые приставки и т.д. Но, к огромному сожалению, все эти досуговые средства не развивают нравственных, физических и эстетических качеств, не способствуют воспитанию коммуникативной культуры – важнейшей составляющей успешности человека в различных видах деятельности. Сейчас с появлением современных гаджетов в семьях меньше стали рассказывать сказки и читать детям книги. Поэтому дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения1.  Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои. Отказ от традиционной культуры в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит ‒ и сохранение ее в наших детях. Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная игра.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля базовые понятия по рассматриваемой проблеме характеризуются следующим образом: «Игра – действие, забава, установленная по правилам; играть – тешиться, забавиться, веселиться; игрушка – предмет, которым играют, во что играют»2.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Мальчишки и девчонки собирались летним вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Народная игра интересна и уникальна тем, что испокон веков в ней отражался образ жизни людей. Их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно – к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр. Народные игры у детей вызывают живой, неподдельный интерес, способствуют физическому развитию, обогащению словарного запаса детей, развитию их духовно-нравственного потенциала. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека — Гражданина, Патриота своей Родины3.

Русская народная пословица гласит: «Старый хочет спать, а молодой играть». Люди говорили: «Играется, как дитя». Именно в детстве, «играя», ребенок обучается, приобретает главные навыки, получает творческий опыт будущей взрослой жизни. Каждая народная игра представляет творческий процесс. Одни игры основаны на коллективном творчестве, другие на реализации творческой индивидуальности4. В ходе фольклорно-этнографических экспедиций нами были собраны считалки и игры: «Жмурки», «12 палочек», «Горелки», «Зайцы», «Кострома», «Ямки», «Бабки». Подробнее хотелось бы рассмотреть игры, записанные в экспедиции 28 сентября 2017 г. в р.п. Большеречье со слов Смородниковой (в девичестве Сарапик) Анфии Генриховны, 1920 года рождения. Анфия Генриховна рассказала нам как они играли в «Кострому» и «Ямки».

Игра «Кострома».Дети встают в круг и берутся за руки. В центре сидит Кострома. Все вместе под песню заводят хоровод: «Кострома моя, Костромушка, развеселая головушка. У Костромушки кисель, да блины, у сударушки горячи пироги». Все останавливаются, спрашивают: «Кострома, Кострома, че делаешь?». Кострома отвечает: «Сижу, нога болит». Дети: «А почему болит?». Кострома: «Огород полола, ногу напорола». Дети: «Ну иди к нам, твоя нога заживет». Кострома встает в круг и выбирает нового водящего, и игра повторятся заново.

Игра «Ямки».Очерчивали большой круг и внутри него делали лунки. Садились вокруг них. У каждого была своя ямка. Брали мяч и катали его. Мячи были резиновые  и скатанные из полинявшей шерсти коров с добавлением воды. Сделанный таким образом мячик даже подпрыгивал как резиновый. Водящий катает мяч, если он попал в лунку, то хозяин лунки берет мяч и кидает в детей, пока они не выбежали за круг. Если попал, то катает мяч5.

Была проведена работа с личным фондом местного краеведа А.В. Горобцова. Из архива мы почерпнули давно забытые игры, такие как «Кулик», «Бега».

Игра в «Кулик».«Четырехгранная палочка длиной 15‒20 см, концы которой срезаны с одной и другой стороны под углом 45 градусов (кулик). Один галит. На земле, очищенной от травы, площадкой один метр в квадрате лежит кулик. Кто галит, тот и бьет по концу, кулик поднимается вверх, а вторым ударом бьёт горизонтально. Если попал, то сторож должен бегом, издавая звук «ку-ли-и-ик» взять и вернуться, не прерывая звука. Выполнил – бьет, кто сбил кулик галит»6.

Игра «Бега».«Становятся парами «конь» и «хозяин», по команде бегут определенную дистанцию «конь за ним хозяин». Кто обогнал – овация»7.

На основе этих игр нами была разработана развлекательно-игровая программа «Народные забавы». «Народные забавы» посещают дошкольники, учащиеся начальных классов, среднего и старшего звена, а также дети с ограниченными возможностями. С помощью данной программы мы возрождаем, популяризируем, адаптируем народные игры. Наши дети очень любят шутливые игры, веселые стихи-считалки, и очень быстро запоминают слова, так как игры совсем простые, доступные и не очень утомительные. А для лучшего усвоения мы изготовили буклеты с описанием игр, которые раздаем детям. И очень радостно, когда приходишь в школу и видишь, что дети играют в народные игры. На наш взгляд народные игры многому учат детей, развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Хочется отметить, что в результате использования народных игр у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. На наш взгляд, народные игры дадут положительные результаты только тогда, когда исполнят своё главное назначение – подарят детям радость и веселье, научат играть вместе, а значит ‒ научат и терпению, взаимопомощи, дружелюбию.


Примечания

1 Горохова И.В., Школьникова О.А., Новикова Л.М. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника // Молодой ученый. ‒ 2015. ‒ №13. ‒ С. 613‒616.

2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Собрание В.И. Даля. – М., 1999. ‒ Т. 1. ‒ URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=10896 (дата обращения 28.08.2016).

3 Горохова И.В., Школьникова О.А., Новикова Л.М. Указ. соч. ‒ С. 613.

4 Ширяева Н.С. Этнопедагогические технологии изучения жанра традиционных игр на уроках народного творчества // Человек и образование. – 2012. – № 1. ‒ С. 63.

5 Фонд нематериального культурного наследия музея-заповедника «Старина Сибирская». З.Д. № 41.

6 Муниципальный архив Большереченского района Омской области. Личный фонд А.В. Горобцова. ‒ 1997. ‒ Т. 1. ‒ С. 2.

7 Там же.

 

К содержанию номера   >>>

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ