Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

Рейтинг@Mail.ru

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




И.В. Захарова, Н.А. Томилов

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ВЕДУЩИХ МУЗЕЕВ ОМСКА В 1920-е ГОДЫ – НАЧАЛЕ XXI ВЕКА*


Николай Аркадьевич Томилов                    


Начало этнографическим исследованиям омских ученых было связано с первыми экспедиционными поездками в Казахстан Ч.Ч. Валиханова и Г.Н. Потанина в середине 1850-х гг. Продолжились эти работы и в последующие десятилетия отдельными учеными. Особенно активно они проводились в рамках созданного в 1877 г. Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (ИРГО, РГО) вплоть до 1917 г.

Традиции этнографических исследований в Омске сохранялись и в первые годы после Октябрьской революции. Преимущественно они сосредотачивались в Музее Западно-Сибирского отдела РГО, который в 1921 г. был переименован в Государственный Западно-Сибирский краевой музей, а в 1923 г. окончательно отделился от географического общества в самостоятельное учреждение.

В 1920-е гг. можно отметить подъем разнообразной этнографической работы. В музее был выделен особый этнографический отдел, которым заведовал сначала этнограф-специалист В.Н. Васильев, ранее работавший в этнографических музеях Петрограда, позднее – до середины 1931 г. – Т.И. Мыльникова. В 1920-е г. был открыт подотдел сибирской этнографической музыки, возглавленный И. Сусловым и сосредоточивший сотни записей мелодий и песен монголов, татар, башкир, уйгуров, узбеков, якутов, хантов, русских старообрядцев и других народов. Но просуществовал он недолго. Сотрудниками этнографического отдела в разные годы были этнографы М.В. Бородкина, Е.Д. Гимер и др1.

В 1920-е гг. были проведены значительные сборы этнографических коллекций Т.П. Белоноговым, П. Кикимбаевым, Е.А. Клодтом, Т.И.

Мыльниковой, И.Н. Шуховым. Возник кружок активистов в татарско-киргизской секции при Омском окружном комитете Всесоюзной партии большевиков (ВКП(б), которые помогали в сборе коллекций и организации тематических выставок. Особенно плодотворна была «Выставка казахского быта» (1926 г.), при подготовке которой были собраны коллекции предметов быта казахов Омской области П. Кикимбаевым и членами упоминавшегося выше кружка активистов.

Музей организовал ряд экспедиций с этнографическими целями. В 1927 г. выезжали три этнографические экспедиции: Т.И. Мыльниковой к казахам Петропавловского и Кокчетавского уездов Акмолинской губернии и Павлодарского уезда Семипалатинской губернии и две поездки И.Н. Шухова – к коми и русским старообрядцам Среднего Прииртышья. В 1928–1929 гг. И.Н. Шухов занимался сбором материалов по этнографии русского населения северо-восточной части Омского округа, Т.И. Мыльникова работала в Барабинской степи среди татар. И.Н. Шухов по результатам экспедиции к коми-зырянам опубликовал о них этнографический очерк2.

В 1930-е гг. объем работ по этнографии резко снизился. Был ликвидирован этнографический отдел музея, который с 1934 г. стал называться Омским областным краеведческим музеем. Он все больше превращался в культурно-просветительное учреждение, терял значение научного центра, а другого научного учреждения, занимавшегося этнографической работой, в Омске тогда не было. В небольшом объеме работа продолжалась (в основном в форме сбора музейных предметов), но очень нерегулярно и весьма слабо финансировалась.

Бывший в 1928–1935 гг. директором музея С.И. Кочнев, по специальности архивный работник, заинтересовался этнографией и подготовил две рукописи «Украинцы в степях Прииртышья» и «Барабинцы. Очерк», которые не были опубликованы. Для очерка о барабинцах он частично использовал свой материал, собранный в совместной с Т.И. Мыльниковой поездке к барабинским татарам3.

С 1930-х гг. в музее работал замечательный омский краевед, талантливый музейный работник и крупный собиратель-коллекционер А.Ф. Палашенков, который с 1943 г. возглавил работу музея. Его интересовали различные области краеведения, и во время своих многочисленных поездок он собирал разнообразный материал по истории края, археологии, фольклору, этнографии. В 1930-х гг. он проводил этнографическую работу среди ненцев, манси и хантов, в которой принимали участие музейные работники Д.Н. Сальников, Д.С. Суслов. Но в дальнейшем его интересы в основном сосредотачиваются на истории и археологии.

В первые (довоенные) десятилетия Советской власти омские ученые и краеведы почти не публиковали статей по этнографии (исключение составляют работы И.Н. Шухова). Определенный шаг был сделан в работе с этнографическими коллекциями Омского областного краеведческого музея. Были заведены инвентарные книги, в которых размещались описания этнографических предметов, и картотека музейных предметов по этнографии.

В 1940-е – начале 1960-х гг. этнографическая работа омскими учеными и краеведами почти не велась. Даже собирательная деятельность музеев была весьма ограничена. Существовало несколько музеев в районных центрах (Большереченский, Тарский, позднее Калачинский, Усть-Ишимский и др.), которые собирали и этнографические материалы.

В 1940–1950-е гг. этнографическая работа музеев ограничивалась только приобретением новых материалов. Во второй половине 1950-х гг. А.Г. Белякова, заведующая фондами Омского областного краеведческого музея, организовала экспедиционные поездки к русским Омской области для сбора этнографических коллекций. В дальнейшем и собирательская работа этого музея прерывается до середины 1970-х гг.

Новый этап начинается во второй половине 1970-х гг., когда в Омском областном краеведческом музее оживилась деятельность по сбору этнографических материалов и начиналась целенаправленная научная работа с коллекциями. В этих работах в 1970–1980-х гг. принимали участие этнограф музея С.Ю. Первых, а также сотрудники музея Г.Г. Беляева, В.И. Рябченко, Р.О. Шанаева и другие4. Появились и отдельные публикации по этнографическим материалам музея5.

В 1990-х гг. – начале 2000-х гг. Омский государственный историко-краеведческий музей (именно так стал называться теперь областной краеведческий музей) оказался в нелегких условиях слабого финансирования и работы в условиях рыночной экономики. Тем не менее благодаря усилиям директора музея историка П.П. Вибе этнографические исследовательские работы в музее были продолжены. В экспедиционных сборах материалов по этнографии народов и национальных групп Омского Прииртышья в эти годы участвовали сам П.П. Вибе, заместители директора Т.М. Назарцева, С.Ю. Первых, сотрудники музея О.Н. Артемьева, А.В. Матвеев, О.А. Пьянкова, Т.В. Раскевич, А.И. Розверзева, Ю.В. Трофимов и другие. Музей издает в настоящее время свое собственное периодическое издание «Известия Омского государственного историко-краеведческого музея», где изредка позволяются и статьи по этнографической тематике. Сотрудники музея О.Н. Артемьева и А.В. Матвеев подготовили и защитили кандидатские диссертации по специальности этнография6. В этом же музее сегодня работает еще один этнограф – И.Н. Чернова, также защитившая кандидатскую диссертацию7. А в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля работает этнограф кандидат исторических наук Ф.М. Буреева (Фаткулина)8.

В 2004 г. Т.М. Назарцева выпустила в свет каталог предметов народной культуры украинцев, хранящихся в Омском государственном историко-краеведческом музее9. Отметим и тот факт, что в 2006 г. вышел в свет сборник Омского государственного историко-краеведческого музея с публикацией статей по этнографии10.

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля в 1990-х гг. возглавил археолог профессор Б.А. Коников. Благодаря ему этот музей несколько оживил этнографические работы. Музей совместно с Сибирским филиалом Российского института культурологии ежегодно проводит Всероссийскую научную конференцию «Декабрьские диалоги», посвященную памяти первого директора этой картинной галереи Ф.М. Мелехина, на которой нередко звучат доклады по народному творчеству. В 2006 г. прошли уже в десятый раз «Декабрьские диалоги», координирующие и порой интегрирующие исследования в областях искусствознания, культурологии, истории культуры, археологии, этнографии и других гуманитарных наук. В 2004 г. музей совместно с Омским государственным университетом им. Ф.М. Достоевского и с Омским филиалом Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН провел Всероссийскую научно-практическую конференцию «Искусство народов Сибири: прошлое, настоящее, будущее»11 и издал с таким же названием сборник научных статей12.

В 1974 г. был открыт Омский государственный университет (ОмГУ), в котором сразу же был создан Музей археологии и этнографии благодаря организованной В.Б. Богомоловым и Н.А. Томиловым экспедиции к тарским татарам и собранной там первой коллекции13. В этом же году возник студенческий этнографический кружок в университете. За прошедшие до сегодняшнего дня более 30 лет этнографы ОмГУ ежегодно проводили по 2–6 экспедиционных поездок в составе Сибирской историко-этнографической экспедиции ОмГУ. Изучением этнической истории, хозяйства и культуры, социальных отношений были охвачены многие народы и национальные группы Сибири, прилегающих территорий Казахстана, а также Поволжья (алтайцы, астраханские татары, евреи, казанские татары, казахи, латыши, манси, мишари, немцы, ненцы, русские, селькупы, сибирские татары, телеуты (бачатские), тофалары, тувинцы, украинцы, хакасы, чуваши, чулымские тюрки, шорцы, эстонцы и др.)14.

В 1985 г. в ОмГУ была создана кафедра этнографии, историографии и источниковедения истории СССР (с 1991 г. – кафедра этнографии и современной отечественной истории, с 1994 г. – кафедра этнографии и музееведения), возглавляемая Н.А. Томиловым. В 1991 г. в апреле был образован Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН (ОФ ОИИФФ СО РАН)15. В настоящее время в 2006 г. он преобразован в Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, и в нем действуют два сектора, в которых работают этнографы: сектор этнографии и сектор исторического музееведения. В феврале 1993 г. был открыт Сибирский филиал Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации и в нем сектор национальных культур16. В последние годы этнографические работы интенсивно проводят ученые и студенты Омского государственного института сервиса (бывшего технологического института). Там сегодня работают этнографы В.Б. Богомолов, Н.А. Левочкина, А.Б. Свитнев, Б.К. Смагулов. Все работы по этнографии в Омске с 1974 г. проводятся под руководством профессора Н.А. Томилова, автора более двух десятков монографий и более 700 статей17. Создание этнографических научных и образовательных учреждений в Омске позволяет выделить новый этап в истории этнографии Омска, который начался в середине 1970-х гг. и продолжается до настоящего времени.

За последние более чем 30 лет этнографами Омска выпущены в печати (отчасти вместе с археологами, историками, филологами) более десятка сборников программ и вопросников для проведения полевых этнографических и этноархеологических работ, более 200 сборников научных статей и материалов конференций, более трех десятков монографий, сотни и сотни статей, сообщений, тезисов докладов в различных изданиях, более 20 учебных пособий и программ общих курсов и спецкурсов по этнографии. Сегодня омские этнографы принимают участие в подготовке ряда разделов книг готовящейся в России к печати многотомной серии «Народы и культуры». Омичи издают многотомную серию «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев» (в свет вышло 13 книг)18. В настоящее время выпущены в печати первые 7 томов многотомной серии «Культура народов России», готовившейся в 1990-х гг. по республиканской научно-исследовательской программе «Народы России: возрождение и развитие», и 9 томов многотомного издания «Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума». Этнографы Омска участвовали в подготовке статей для энциклопедии «Народы мира» (Россия), «Народы и религии мира» (Россия), «Краткой северной энциклопедии» (Россия), «Энциклопедии мировых культур» (США).

Историей сибирских музеев активно занимались в эти годы в Омске В.Б. Богомолов, П.П. Вибе, А.Н. Гуменюк, О.А. Жмурко, И.В. Захарова, Д.Г. Коровушкин, М.А. Корусенко, О.Н. Крепкая, Е.Г. Морозова, Г.Ю. Мысливцева, Т.М. Назарцева, Г.М. Патрушева, В.Г. Рыженко, И.В. Спирина, Н.А. Томилов, А.У. Трофимова, Н.А. Шугаева, а монографическим описанием и публикацией этнографических предметов Музея археологии и этнографии ОмГУ, Новосибирского областного краеведческого музея, Тюменского областного краеведческого музея имени И.Я. Словцова, Омского государственного историко-краеведческого музея, Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля – коллектив музееведов и этнографов Омска и вышедших из него работающих в других городах ученых. Это Ш.К. Ахметова, М.Л. Бережнова, В.Б. Богомолов, О.М. Бронникова, М.А. Жигунова, И.В. Захарова, Т.Г. Кобозева, Д.Г. Коровушкин, М.А. Коровушкина, М.А. Корусенко, Т.М. Назарцева, Г.М. Патрушева, С.Ю. Первых, С.Н. Корусенко, В.В. Реммлер, Е.Ю. Смирнова, Н.А. Томилов, Г.И. Успеньев, А.Л. Чередников, Л.Т. Шаргородский и др.

Экскурс в историю этнографических исследований омскими учеными, музейными работниками и краеведами позволяет прийти к заключению, что они охватывают многие и многие десятки лет, а начиная с создания Западно-Сибирского отдела ИРГО приняли систематический характер, за исключением отдельных кратких периодов почти никогда не прекращались и стали традиционными в омской науке. Сегодня более 150 лет омской этнографии, если вести ее отчет от начала научной деятельности Ч.Ч. Валиханова. Фактически Омск почти всегда являлся одним из центров этнографической науки в Сибири. Важно и сегодня, и в будущем сохранять и развивать созданный здесь на многие десятилетия потенциал этой науки и укреплять этнографические научные традиции в Омске.


Примечания

1 См. об этом: Томилов Н.А., Макаров Ю.А. Омский государственный объединенный исторический и литературный музей // Народы Севера Сибири в коллекциях Омского объединенного исторического и литературного музея. – Томск, 1986. – С. 17–18.

2 Шухов И.Н. Зыряне Тарского округа и их охотничий промысел // Известия Государственного Западно-Сибирского музея. – Омск, 1928. – № 1. – С. 111–119.

3 Рукопись статьи С.И. Кочнева «Барабинцы. Очерк» хранится в архиве Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН в Санкт-Петербурге. – Ф. К.–У. Оп. I. Д. 41.

4 Богомолов В.Б., Томилов Н.А. Этнографические коллекции Омского государственного объединенного исторического и литературного музея // Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея. Томск, 1990. – С. 12–13.

5 Беляева Г.Г. К вопросу изучения росписи по дереву в Омской области // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям. – Омск, 1987. – С. 88–90; Она же. К вопросу о развитии народного творчества в Омской области первой половины XX в. // Музееведение Западной Сибири. – Омск, 1988. – С. 83–86; Она же. Декоративные росписи по дереву Омской области // Русский вопрос: история и современность. – Омск, 1992. – Ч II. – С. 43–46; Назарцева Т.М. Классификация этнографических коллекций в фондах Омского государственного объединенного исторического и литературного музея // Проблемы этнографического музееведения. – Омск, 1987. – С. 43–44; Она же. Материальная культура русских в экспозиции Омского государственного объединенного исторического и литературного музея // Русский вопрос и современность. – Омск, 1992. – Ч. II. – С. 42–43; Первых С.Ю. Формирование этнографической коллекции Омского государственного исторического и литературного музея в 1970–1985 годах // Музееведение Западной Сибири. – Омск, 1988. – С. 55–56; Он же. Специфика использования этнографического предмета в музейной экспозиции // Проблемы этнографического музееведения. – Омск, 1987. – С. 132–133; Раскевич Т.В. Типология женских головных уборов из собрания Омского государственного объединенного исторического и литературного музея // Проблемы развития народов изучения культуры по музейным коллекциям. – Омск, 1987. – С. 144–145; Сарина С.А. Русские набивные ткани XVII–XIX вв. в собрании Омского музея изобразительных искусств // Проблемы этнографического музееведения. – Омск, 1987. – С. 53–54; Худякова Л.С. использование этнографического материала в экспозиции по истории досоветского периода Омского государственного объединенного исторического и литературного музея // Проблемы этнографического музееведения. – Омск, 1987. – С. 143–144; Черказьянова И.В. Комплектование коллекции городского быта предметами первых советских пятилеток // Проблемы этнографического музееведения. – Омск, 1987. – С. 73–75; Чуйко Л.В.Костюм в собрании произведений живописи Омского областного музея изобразительных искусств // Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям. – Омск, 1987. – С. 165–166; Она же. Деревянная архитектура Омска в произведениях изобразительного искусства и фотоматериалах Омского областного музея изобразительных искусств Омского государственного объединенного исторического и литературного музея // Музееведение Западной Сибири. – Омск, 1988. – С. 81–83 и др.

6 Артемьева О.Н. Человеческое тело в традиционных представлениях русских Среднего Прииртышья конца XIX – первой половины XX в. – Омск, 2005. – 26 с.; Матвеев А.В. Сухопутные коммуникации и традиционная культура путешествия населения Среднего Прииртышья в XVIII – первой трети XX вв. (по данным этнографии и археологии). – Омск, 2003. – 19 с.

7 Чернова И.Н. Семья и семейные отношения у немцев Западной Сибири в конце XIX – начале XXI вв. – Омск, 2006. – 21 с.

8 Фаткулина Ф.М. Орнамент тарских татар конца XIX–XX вв. (к проблеме этнокультурной истории). – Омск, 2006. – 21 с.

9 Назарцева Т.М. Каталог: Материальная культура украинцев в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея / Отв. ред. П.П. Вибе. – Омск: Изд-во Омск. ист.-краеведч. музея, 2004. – 143 с.

10 Труды по археологии и этнографии ОГИК музея / Отв. ред. П.П. Вибе. Составитель А.В. Матвеев. – Омск: Изд-во Омск. ист.-краеведч. музея, 2006. – 171 с.

11 Буреева Ф.М. Об итогах и перспективах работы Всероссийской научно-практической конференции «Искусство народов Сибири: прошлое, настоящее, будущее» // Культурологические исследования в Сибири». – 2006. – № 2. – С. 112–114.

12 Искусство народов Сибири: прошлое, настоящее, будущее /Отв. ред. Б.А. Коников, Н.А. Томилов. – Омск: Изд-во Омск. педагогич. ун-та, 2004. – 104 с.

13 Томилов Н.А., Патрушева Г.М. Музей археологии и этнографии Омского государственного университета (Краткий исторический очерк) // Хозяйство и средства передвижения сибирских татар в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета. – Новосибирск, 1999. – С. 10–11.

14 Бережнова М.Л., Томилов Н.А. Слово о кафедре // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание. – Омск, 2005. – С. 5–24.

15 Томилов Н.А. Омскому филиалу Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН – 10 лет! // Культурологические исследования в Сибири. – Омск, 2001. – № 1. – С. 15–20.

16 Томилов Н.А. Сибирский филиал Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации: первое десятилетие // Культурологические исследования в Сибири. – Омск, 2003. – № 3. – С. 5–22.

17 См. Список научных трудов профессора, доктора исторических наук Николая Аркадьевича Томилова (К 50-летию со дня рождения и 30-летию научной деятельности) // Проблемы антропологии и исторической этнографии Западной Сибири. – Омск, 1991. – С. 165–182; Томилов Николай Аркадьевич: К 60-летию со дня рождения и 40-летию научной деятельности ученого и педагога / Отв. ред. М.Е. Бударин, А.В. Ремнев. – Омск: Изд-во Омск. педагогическ. ун-та, 2001. – 126 с.; Этнограф, этноархеолог, культуролог… К 65-летию профессора Николая Аркадьевича Томилова / Отв. ред. А.В. Ремнев, В.И. Струнин. – Омск: Издательск. дом «Наука», 2006. – 314 с. и др.

18 Народы Севера Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея / Отв. ред. Н.А. Томилов. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1986. – 228 с.; Народы Южной Сибири в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея / Отв. ред. И.С. Гурвич, Н.А. Томилов. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1990. – 204 с.; Хозяйство русских в коллекциях Омского государственного исторического и литературного музея / Отв. ред. Н.А. Томилов – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1993. – 240 с.; Культура русских в коллекциях Омского государственного объединенного исторического и литературного музея / Отв. ред. А.А. Лебедева, Н.А. Томилов – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1994. – 153 с.; Хозяйство русских в коллекциях Тюменского областного краеведческого музея / Отв. ред. Н.А. Томилов. – Тюмень: «Вектор Бук Лтд», 1994. – 225 с.; Культура казахов в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея / Отв. ред. И.В. Захарова, Н.А. Томилов – Изд-во Томск. ун-та, 1995. – 190 с.; Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея / Отв. ред. А.А. Лебедева, Н.А. Томилов. – Новосибирск, Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1996. – 368 с.; Культура русских в коллекциях Тюменского областного краеведческого музея / Отв. ред. Н.А. Томилов. – Новосибирск: Наука, 1997. – 189 с.; Культура народов Зарубежной Азии в коллекциях Омского государственного историко-краеведческого музея / Отв. ред. Н.А. Томилов. – Новосибирск: Наука, 1997. – 212 с.; Хозяйство и средства передвижения сибирских татар в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета / Отв. ред. Н.А. Томилов, А.Г. Селезнев. – Новосибирск: Наука, 1999. – 262 с.; Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея / Отв. ред. Н.А. Томилов, Д.Г. Коровушкин – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002. – 192 с.; Культура татар Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета / Отв. ред. Н.А. Томилов, Г.М. Патрушева. – Омск «Издатель-Полиграфист», 2003. – 216 с.; Ахметова Ш.К., И.В. Захарова, Г.М. Патрушева // Культура народов и национальных групп Сибири и Казахстана в коллекциях Музея археологии и этнографии Омского государственного университета / Отв. ред. Н.А. Томилов, Г.М. Патрушева. – Новосибирск: Наука, 2006. – 192 с.



* © Культурологические исследования в Сибири. – 2007. – №1(21). – С. 94–99.

  Вернуться к содержанию >>>

 

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ