|
О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей
А.А. Ильина
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Этнокультурное многообразие России является фактором устойчивого развития страны. Одно из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства – развитие российских регионов, поддержка региональных стратегий социально-экономического развития – предполагает также меры по содействию в разработке региональных стратегий культурного развития (как необходимого элемента региональных стратегий социально-экономического развития). Региональные стратегии или программы развития, являясь разновидностью целевых комплексных программ, служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Региональные целевые программы определяют цели и задачи органов исполнительной власти субъектов Западной Сибири (Департаментов, Министерств, Управлений культуры), направленные на осуществление государственной политики в сфере культурного развития, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходования бюджетных средств и содержат комплекс мероприятий по их решению, с указанием необходимых финансовых ресурсов, ожидаемых результатов и сроков реализации. В данной статье будут рассмотрены региональные целевые программы развития культуры, действующие в регионах Западной Сибири и являющиеся важным фактором ее этнокультурного развития.
Итак, во всех субъектах Западной Сибири в том или ином объеме действуют региональные (краевые, окружные, республиканские) целевые программы, направленные на достижение развития в различных сферах культуры. Выделяются ведомственные целевые программы, разрабатываемые и реализуемые органами исполнительной власти регионов, отвечающими за реализацию и проведение культурной и этнокультурной политики (Департаментами и Министерствами культуры, Управлениями по культуре), а также долгосрочные целевые программы, реализация которых обычно осуществляется совместно несколькими ведомствами.
Все нижеозначенные целевые программы были разработаны в рамках и на основе Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», а также Государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы.
Подробности о региональных целевых программах развития культуры в Западной Сибири представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Региональные целевые программы развития культуры, действующие в субъектах Западной Сибири
Регион
|
Наименование Программы
|
Наименование подпрограмм (при наличии)
|
Сроки реализации, годы
|
Исполнители (координаторы)
|
Алтайский край
|
Краевая целевая программа «Культура Алтайского края»
|
|
2011–2015
|
Управление Алтайского края по культуре и архивному делу
|
Ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края»
|
|
2012–2014
|
Управление Алтайского края по культуре и архивному делу
|
Кемеровская область
|
Долгосрочная целевая программа «Культура Кузбасса»
|
1. «Культурное наследие Кемеровской области».
2. «Образование в сфере культуры».
3. «Профессиональное искусство».
4. «Обеспечение культурного обмена».
5. «Развитие информационных технологий».
6. «Кинопрокат».
7. «Социальная поддержка работников организаций культуры»
|
2008–2013
|
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области
|
Долгосрочная целевая программа «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области»
|
|
2008–2013
|
Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области
|
Новосибирская область
|
Ведомственная целевая программа «Модернизация технических средств государственных библиотек Новосибирской области на основе внедрения информационных технологий в 2011-2013 годах»
|
|
2011–2013
|
Министерство культуры Новосибирской области
|
Ведомственная целевая программа «Новосибирск –культурная столица на 2011-2015 годы»
|
|
2011–2015
|
Министерство культуры Новосибирской области
|
Ведомственная целевая программа «Модернизация деятельности государственных музеев Новосибирской области в 2012–2014 гг.»
|
|
2012–2014
|
Министерство культуры Новосибирской области
|
Ведомственная целевая программа «Строительство и реконструкция объектов культуры Новосибирской области на 2011–2013 годы»
|
|
2011–2013
|
Министерство культуры Новосибирской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
|
Ведомственная целевая программа «Историко-культурное наследие Новосибирской области на 2011–2013 годы»
|
|
2011–2013
|
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области»
|
Долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области на 2012–2016 годы»
|
|
2012–2016
|
Министерство культуры Новосибирской области
|
Долгосрочная целевая программа «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012–2017 годы»
|
|
2012–2017
|
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, Министерство культуры Новосибирской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области
|
Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года»
|
|
2011–2015
|
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области,
Министерство здравоохранения Новосибирской области,
Министерство культуры Новосибирской области,
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области,
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области,
Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области
|
Омская область
|
Ведомственная целевая программа «Развитие библиотечно-информационных услуг на территории Омской области»
|
|
2012–2016
|
Министерство культуры Омской области
|
Ведомственная целевая программа «Развитие театрального искусства в Омской области»
|
|
2012–2016
|
Министерство культуры Омской области
|
Ведомственная целевая программа «Сохранение и популяризация объектов культурного наследия Омской области»
|
|
2012–2016
|
Министерство культуры Омской области
|
Ведомственная целевая программа «Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам для осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в сфере культуры»
|
|
2012–2016
|
Министерство культуры Омской области
|
Ведомственная целевая программа «Поддержка и развитие музыкального искусства в Омской области»
|
|
2012–2016
|
Министерство культуры Омской области
|
Ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала отрасли культуры»
|
|
2012–2016
|
Министерство культуры Омской области
|
Ведомственная целевая программа «Осуществление государственного управления в сфере культуры на территории
Омской области»
|
|
2012–2016
|
Министерство культуры Омской области
|
Ведомственная целевая программа «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, создание условий для организации и развития досуга населения»
|
|
2012–2016
|
Министерство культуры Омской области
|
Республика Алтай
|
Республиканская целевая программа «Культура Республики Алтай на 2011–2016 годы»
|
|
2011–2016
|
Министерство культуры Республики Алтай
|
Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года»
|
|
2009–2015
|
Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай,
Министерство культуры Республики Алтай,
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай
|
Республика Хакассия
|
Долгосрочная республиканская целевая программа «Культура Республики Хакасия (2013–2015 годы)»
|
|
2013–2015
|
Министерство культуры Республики Хакасия
|
Томская область
|
ДЦП «Развитие культуры в Томской области на 2013–2017 годы»
|
1. «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли».
2. «Муниципальная культура в Томской области».
3. «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия Томской области».
4. «Развитие творческого потенциала на территории Томской области»
|
2013–2017
|
Департамент по культуре и туризму Томской области
|
Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томской области на 2013–2017 годы»
|
|
2013–2017
|
Департамент по культуре и туризму Томской области
|
Тюменская область
|
Долгосрочная целевая программа «Основные направления развития культуры в Тюменской области» на 2011–2013 годы
|
|
2011–2013
|
Нет данных
|
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
|
Целевая программа «Культура Югры»
|
1. «Библиотечное дело».
2. «Музейное дело».
3. «Кинопрокат и кинообслуживание населения».
4. «Художественное образование».
5. «Профессиональное искусство».
6. «Народное творчество и традиционная культура».
7. «Народные художественные промыслы и ремесла».
8. «Поддержка общественно значимых, инновационных проектов и информационно-издательской деятельности».
9. «Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий в учреждениях культуры»
|
2011–2015
|
Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
|
Ямало-ненецкий автономный округ
|
Окружная долгосрочная целевая программа «Культура Ямала»
|
1. «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 – 2015 годы».
2. «Строительство объектов культуры в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 – 2015 годы»
|
2011–2015
|
Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа
|
Согласно Таблице 1, лидерами по количеству региональных целевых программ являются Новосибирская область, где действует пять ведомственных программ и три долгосрочные программы, и Омская область, где внедрены и осуществляются восемь ведомственных программ. В то же время в ряде регионов Западной Сибири целевые программы развития культуры подразделяются на подпрограммы, охватывающие широкий круг вопросов (Кемеровская область – семь подпрограмм в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Кузбасса», Томская область – четыре подпрограммы в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие культуры в Томской области на 2013–2017 годы», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – девять подпрограмм в рамках Целевой программы «Культура Югры»).
Как правило, региональные целевые программы направлены на развитие таких отраслей культуры как музыкальное и театральное искусство, библиотечное и музейное дело, кинопрокат, а также зачастую на повышение квалификации работников культуры, улучшение их материального положения. Одной из приоритетных отраслей в настоящее время является информатизация сферы культуры, которая затрагивает в основном библиотечное и музейное дело. Несомненно важны и в то же время наиболее финансово затратны такие направления региональных целевых программ как строительство и реконструкция объектов культуры и улучшение материально-технического оснащения сферы культуры.
Этнокультурное развитие своего региона, сохранение его этнического многообразия и этнической специфики посредством реализации региональных целевых программ специально отмечено в Кемеровской области (долгосрочная целевая программа «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области»), Омской области (ведомственная целевая программа «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, создание условий для организации и развития досуга населения»), Республике Алтай (Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года»). На сохранение культурного и историко-культурного наследия направлена реализация региональных целевых программ, либо подпрограмм в Кемеровской, Новосибирской и Омской областях. Сохранение народной культуры и народного творчества закреплено в региональных целевых программах и подпрограммах Алтайского края и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Новосибирская и Томская области имеют в своем арсенале целевые программы, направленные на развитие внутреннего и въездного туризма.
Следует отметить непрерывность и последовательность в реализации региональных целевых программ развития культуры в Западной Сибири, когда целевые программы либо пролонгируются на последующие годы, либо, заканчиваясь в конкретном году, в следующем году возобновляются в видоизмененном или качественно новом виде. На протяжении 2000–2010-х гг. в регионах Западной Сибири сложно выделить такой год, в котором не действовала бы одна или несколько целевых программ по культуре.
Анализ финансовой составляющей региональных целевых программ показывает, что финансирование ведомственных целевых программ развития культуры в Западной Сибири преимущественно, либо в большем объеме осуществляется за счет региональных (областных, окружных, краевых, республиканских) бюджетов. В то же время реализация долгосрочных целевых программ развития культуры порой подразумевает частичное привлечение федеральных средств, а также средств спонсоров.
Распределение региональных целевых программ по источникам финансирования представлено в Таблице 2.
Таблица 2.
Распределение региональных целевых программ развития культуры в Западной Сибири по источникам финансирования в 2013 году
Регион, название региональной целевой программы
|
Всего по программе в 2013г., тыс. руб.
|
Федеральный бюджет, тыс. руб.
|
Региональный бюджет, тыс. руб.
|
Местный бюджет, тыс. руб.
|
Внебюджетные средства, тыс. руб.
|
Алтайский край
|
70661,2
|
500
|
43200
|
26961,2
|
|
Краевая целевая программа «Культура Алтайского края»
|
65161,2
|
500
|
37700
|
26961,2
|
|
Ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края»
|
5500
|
|
5500
|
|
|
Кемеровская область
|
59934
|
11750
|
33034
|
13160
|
1990
|
Долгосрочная целевая программа «Культура Кузбасса»
|
29204
|
3550
|
21884
|
2090
|
1680
|
Долгосрочная целевая программа «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области»
|
30730
|
8200
|
11150
|
11070
|
310
|
Новосибирская область
|
3134546,8
|
43225
|
2274537,6
|
370084,2
|
446700
|
Ведомственная целевая программа «Модернизация технических средств государственных библиотек Новосибирской области на основе внедрения информационных технологий в 2011–2013 годах»
|
7278
|
|
7278
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Новосибирск – культурная столица на 2011–2015 годы»
|
96386
|
|
96386
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Модернизация деятельности государственных музеев Новосибирской области в 2012–2014 гг.»
|
54586
|
|
54586
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Строительство и реконструкция объектов культуры Новосибирской области на 2011–2013 годы»
|
786716
|
|
786716
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Историко-культурное наследие Новосибирской области на 2011–2013 годы»
|
43044,5
|
|
43044,5
|
|
|
Долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области на 2012–2016 годы»
|
639244,3
|
|
639244,3
|
45479,2
|
|
Долгосрочная целевая программа «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012–2017 годы»
|
436070
|
43255
|
144010
|
50605
|
198200
|
Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года»
|
555512,8
|
|
503262,8
|
274000
|
248500
|
Омская область*
(*округленно)
|
1893349,95
|
|
1893349,95
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Развитие библиотечно-информационных услуг на территории Омской области»
|
117204,65
|
|
117204,65
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Развитие театрального искусства в Омской области»
|
441067,1
|
|
441067,1
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Сохранение и популяризация объектов культурного наследия Омской области»
|
167070,5
|
|
167070,5
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам для осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в сфере культуры»
|
509183
|
|
509183
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Поддержка и развитие музыкального искусства в Омской области»
|
221862,7
|
|
221862,7
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала отрасли культуры»
|
168895,6
|
|
168895,6
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Осуществление государственного управления в сфере культуры на территории
Омской области»
|
48087,4
|
|
48087,4
|
|
|
Ведомственная целевая программа «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, создание условий для организации и развития досуга населения»
|
219978
|
|
219979
|
|
|
Республика Алтай
|
130182,2
|
41884,1
|
83582,5
|
4715,6
|
|
Республиканская целевая программа «Культура Республики Алтай на 2011–2016 годы»
|
25811
|
13750
|
11028
|
1033
|
|
Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года»
|
90621,2
|
14384,1
|
72554,5
|
3682,6
|
|
Республика Хакассия
|
143210
|
|
143210
|
|
|
Долгосрочная республиканская целевая программа «Культура Республики Хакасия (2013–2015 годы)»
|
143210
|
|
143210
|
|
|
Томская область
|
87000
|
|
87000
|
|
|
Долгосрочная целевая программа «Развитие культуры в Томской области на 2013–2017 годы»
|
64000
|
|
64000
|
|
|
Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томской области на 2013–2017 годы»
|
23000
|
|
23000
|
|
|
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
|
563042
|
|
550000
|
13042
|
|
Целевая программа «Культура Югры»
|
563042
|
|
550000
|
13042
|
|
Ямало-ненецкий автономный округ
|
671556
|
|
671556
|
|
|
Окружная долгосрочная целевая программа «Культура Ямала»
|
671556
|
|
671556
|
|
|
Лидерами по объему финансирования региональных целевых программ развития культуры в 2013 г. являются Новосибирская область (3134546,8 тыс. рублей) и Омская область (1893349,95 тыс. руб. – округленно), причем столь значительный объем финансирования региональных целевых программ в Новосибирской области связан с реализацией в регионе двух финансово объемных межведомственных долгосрочных целевых программ (долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012–2017 годы» и долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года»). Наименьшие средства на сферу культуры в 2013 г. – 59934 тыс. рублей – были выделены в Кемеровской области.
Анализ финансовой составляющей региональных целевых программ развития культуры в Западной Сибири позволяет определить подушевые расходы на культуру (Таблица 3).
Таблица 3.
Подушевые расходы на культуру в 2013 году в Западной Сибири
Регион
|
Тыс. руб.
|
Новосибирская область
|
1,175
|
Ямало-ненецкий автономный округ
|
1,124
|
Омская область
|
0,957
|
Республика Алтай
|
0,631
|
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
|
0,367
|
Республика Хакассия
|
0,268
|
Томская область
|
0,083
|
Алтайский край
|
0,029
|
Кемеровская область
|
0,021
|
Лидерами по объему подушевых расходов на сферу культуры в 2013 г. являются Новосибирская область (напомним, в том числе за счет реализации двух крупных межведомственных долгосрочных целевых программ) и Ямало-Ненецкий автономный округ. Наименьшие расходы на культуру из расчета на душу населения в 2013 г. были выделены в Алтайском крае и Кемеровской области. Причем, как можно заметить, экономическая и финансовая стабильность региона не всегда выступает гарантией высоких расходов на культурную сферу и наоборот. Так, в Новосибирской и Омской областях, являющихся дотационными регионами, подушевые расходы на культуру в 2013 г. были весьма высоки, в то время как в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, являющемся регионом-донором, подушевые расходы на культуру в 2013 г. находятся в среднем диапазоне среди рассмотренных регионов Западной Сибири.
Проведенный анализ региональных целевых программ развития культуры в регионах Западной Сибири позволяет предложить ряд рекомендаций для повышения эффективности их реализации.
1. Необходимо разрабатывать дополнительные критерии эффективности реализации региональных целевых программ, не ограничиваясь только количественными показателями и критериями.
2. Следует обращать более подробное внимание на целевые аудитории региональных целевых программ, учитывать при их реализации социальный и половозрастной состав населения, вовлекаемого в ту или иную программу, поскольку рассмотренные региональные целевые программы развития культуры в Западной Сибири не учитывают этот фактор вовсе. Особенно актуально привлечение молодежи к сфере культуры посредством реализации региональных целевых программ.
3. Ведомствам, ответственным за реализацию культурной политики в своих регионах, повсеместно следует обратить внимание на разработку и реализацию таких важных и актуальных направлений, как этнокультурное развитие и сохранение этнического многообразия регионов многонациональной Западной Сибири, поддержка и развитие традиционной культуры и народного творчества, сохранение историко-культурного наследия регионов, а также развитие внутреннего и въездного туризма.
Таким образом, реализация региональных целевых программ развития культуры несомненно способствует совершенствованию культурного развития Западной Сибири, а исполнение приведенных рекомендаций могло бы еще более повысить их эффективность.
Вернуться к содержанию >>>
|