Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




А.А. Ильина

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

 

Этнокультурное многообразие России является фактором устойчивого развития страны. Одно из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства – развитие российских регионов, поддержка региональных стратегий социально-экономического развития – предполагает также меры по содействию в разработке региональных стратегий культурного развития (как необходимого элемента региональных стратегий социально-экономического развития). Региональные стратегии или программы развития, являясь разновидностью целевых комплексных программ, служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Региональные целевые программы определяют цели и задачи органов исполнительной власти субъектов Западной Сибири (Департаментов, Министерств, Управлений культуры), направленные на осуществление государственной политики в сфере культурного развития, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходования бюджетных средств и содержат комплекс мероприятий по их решению, с указанием необходимых финансовых ресурсов, ожидаемых результатов и сроков реализации. В данной статье будут рассмотрены региональные целевые программы развития культуры, действующие в регионах Западной Сибири и являющиеся важным фактором ее этнокультурного развития.

Итак, во всех субъектах Западной Сибири в том или ином объеме действуют региональные (краевые, окружные, республиканские) целевые программы, направленные на достижение развития в различных сферах культуры. Выделяются ведомственные целевые программы, разрабатываемые и реализуемые органами исполнительной власти регионов, отвечающими за реализацию и проведение культурной и этнокультурной политики (Департаментами и Министерствами культуры, Управлениями по культуре), а также долгосрочные целевые программы, реализация которых обычно осуществляется совместно несколькими ведомствами.

Все нижеозначенные целевые программы были разработаны в рамках и на основе Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», а также Государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы.

Подробности о региональных целевых программах развития культуры в Западной Сибири представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Региональные целевые программы развития культуры, действующие в субъектах Западной Сибири


Регион

Наименование Программы

Наименование подпрограмм (при наличии)

Сроки реализации, годы

Исполнители (координаторы)

Алтайский край

Краевая целевая программа «Культура Алтайского края»


2011–2015

Управление Алтайского края по культуре и архивному делу

Ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края»


2012–2014

Управление Алтайского края по культуре и архивному делу

Кемеровская область

Долгосрочная целевая программа «Культура Кузбасса»

1. «Культурное наследие Кемеровской области».

2. «Образование в сфере культуры».

3. «Профессиональное искусство».

4. «Обеспечение культурного обмена».

5. «Развитие информационных технологий».

6. «Кинопрокат».

7. «Социальная поддержка работников организаций культуры»

2008–2013

Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области

Долгосрочная целевая программа «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области»


2008–2013

Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области

Новосибирская область

Ведомственная целевая программа «Модернизация технических средств государственных библиотек Новосибирской области на основе внедрения информационных технологий в 2011-2013 годах»


2011–2013

Министерство культуры Новосибирской области

Ведомственная целевая программа «Новосибирск –культурная столица на 2011-2015 годы»


2011–2015

Министерство культуры Новосибирской области

Ведомственная целевая программа «Модернизация деятельности государственных музеев Новосибирской области в 2012–2014 гг.»


2012–2014

Министерство культуры Новосибирской области

Ведомственная целевая программа «Строительство и реконструкция объектов культуры Новосибирской области на 2011–2013 годы»


2011–2013

Министерство культуры Новосибирской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Ведомственная целевая программа «Историко-культурное наследие Новосибирской области на 2011–2013 годы»


2011–2013

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области»

Долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области на 2012–2016 годы»


2012–2016

Министерство культуры Новосибирской области

Долгосрочная целевая программа «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012–2017 годы»


2012–2017

Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, Министерство культуры Новосибирской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области

Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года»


2011–2015

Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области,

Министерство здравоохранения Новосибирской области,

Министерство культуры Новосибирской области,

Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области,

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области,

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Омская область

Ведомственная целевая программа «Развитие библиотечно-информационных услуг на территории Омской области»


2012–2016

Министерство культуры Омской области

Ведомственная целевая программа «Развитие театрального искусства в Омской области»


2012–2016

Министерство культуры Омской области

Ведомственная целевая программа «Сохранение и популяризация объектов культурного наследия Омской области»


2012–2016

Министерство культуры Омской области

Ведомственная целевая программа «Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам для осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в сфере культуры»


2012–2016

Министерство культуры Омской области

Ведомственная целевая программа «Поддержка и развитие музыкального искусства в Омской области»


2012–2016

Министерство культуры Омской области

Ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала отрасли культуры»


2012–2016

Министерство культуры Омской области

Ведомственная целевая программа «Осуществление государственного управления в сфере культуры на территории

Омской области»


2012–2016

Министерство культуры Омской области

Ведомственная целевая программа «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, создание условий для организации и развития досуга населения»


2012–2016

Министерство культуры Омской области

Республика Алтай

Республиканская целевая программа «Культура Республики Алтай на 2011–2016 годы»


2011–2016

Министерство культуры Республики Алтай

Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года»


2009–2015

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай,

Министерство культуры Республики Алтай,

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Республика Хакассия

Долгосрочная республиканская целевая программа «Культура Республики Хакасия (2013–2015 годы)»


2013–2015

Министерство культуры Республики Хакасия

Томская область

ДЦП «Развитие культуры в Томской области на 2013–2017 годы»

1. «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли».

2. «Муниципальная культура в Томской области».

3. «Обеспечение сохранности и эффективное использование объектов культурного наследия Томской области».

4. «Развитие творческого потенциала на территории Томской области»

2013–2017

Департамент по культуре и туризму Томской области

Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томской области на 2013–2017 годы»


2013–2017

Департамент по культуре и туризму Томской области

Тюменская область

Долгосрочная целевая программа «Основные направления развития культуры в Тюменской области» на 2011–2013 годы


2011–2013

Нет данных

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Целевая программа «Культура Югры»

1. «Библиотечное дело».

2. «Музейное дело».

3. «Кинопрокат и кинообслуживание населения».

4. «Художественное образование».

5. «Профессиональное искусство».

6. «Народное творчество и традиционная культура».

7. «Народные художественные промыслы и ремесла».

8. «Поддержка общественно значимых, инновационных проектов и информационно-издательской деятельности».

9. «Обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий в учреждениях культуры»

2011–2015

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Ямало-ненецкий автономный округ

Окружная долгосрочная целевая программа «Культура Ямала»

1. «Развитие культуры, искусства и кинематографии  в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 – 2015 годы».

2. «Строительство объектов культуры в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011 – 2015 годы»

2011–2015

Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа

Согласно Таблице 1, лидерами по количеству региональных целевых программ являются Новосибирская область, где действует пять ведомственных программ и три долгосрочные программы, и Омская область, где внедрены и осуществляются восемь ведомственных программ. В то же время в ряде регионов Западной Сибири целевые программы развития культуры подразделяются на подпрограммы, охватывающие широкий круг вопросов (Кемеровская область – семь подпрограмм в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Кузбасса», Томская область – четыре подпрограммы в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие культуры в Томской области на 2013–2017 годы», Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – девять подпрограмм в рамках Целевой программы «Культура Югры»).

Как правило, региональные целевые программы направлены на развитие таких отраслей культуры как музыкальное и театральное искусство, библиотечное и музейное дело, кинопрокат, а также зачастую на повышение квалификации работников культуры, улучшение их материального положения. Одной из приоритетных отраслей в настоящее время является информатизация сферы культуры, которая затрагивает в основном библиотечное и музейное дело. Несомненно важны и в то же время наиболее финансово затратны такие направления региональных целевых программ как строительство и реконструкция объектов культуры и улучшение материально-технического оснащения сферы культуры.

Этнокультурное развитие своего региона, сохранение его этнического многообразия и этнической специфики посредством реализации региональных целевых программ специально отмечено в Кемеровской области (долгосрочная целевая программа «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области»), Омской области (ведомственная целевая программа «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, создание условий для организации и развития досуга населения»), Республике Алтай (Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года»). На сохранение культурного и историко-культурного наследия направлена реализация региональных целевых программ, либо подпрограмм в Кемеровской, Новосибирской и Омской областях. Сохранение народной культуры и народного творчества закреплено в региональных целевых программах и подпрограммах Алтайского края и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Новосибирская и Томская области имеют в своем арсенале целевые программы, направленные на развитие внутреннего и въездного туризма.

Следует отметить непрерывность и последовательность в реализации региональных целевых программ развития культуры в Западной Сибири, когда целевые программы либо пролонгируются на последующие годы, либо, заканчиваясь в конкретном году, в следующем году возобновляются в видоизмененном или качественно новом виде. На протяжении 2000–2010-х гг. в регионах Западной Сибири сложно выделить такой год, в котором не действовала бы одна или несколько целевых программ по культуре.

Анализ финансовой составляющей региональных целевых программ показывает, что финансирование ведомственных целевых программ развития культуры в Западной Сибири преимущественно, либо в большем объеме осуществляется за счет региональных (областных, окружных, краевых, республиканских) бюджетов. В то же время реализация долгосрочных целевых программ развития культуры порой подразумевает частичное привлечение федеральных средств, а также средств спонсоров.

Распределение региональных целевых программ по источникам финансирования представлено в Таблице 2.

Таблица 2.

Распределение региональных целевых программ развития культуры в Западной Сибири по источникам финансирования в 2013 году

 

Регион, название региональной целевой программы

Всего по программе в 2013г., тыс. руб.

Федеральный бюджет, тыс. руб.

Региональный бюджет, тыс. руб.

Местный бюджет, тыс. руб.

Внебюджетные средства, тыс. руб.

Алтайский край


70661,2

500

43200

26961,2


Краевая целевая программа «Культура Алтайского края»

65161,2

500

37700

26961,2


Ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края»

5500


5500



Кемеровская область

59934

11750

33034

13160

1990

Долгосрочная целевая программа «Культура Кузбасса»

29204

3550

21884

2090

1680

Долгосрочная целевая программа «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области»

30730

8200

11150

11070

310

Новосибирская область

3134546,8

43225

2274537,6

370084,2

446700

Ведомственная целевая программа «Модернизация технических средств государственных библиотек Новосибирской области на основе внедрения информационных технологий в 2011–2013 годах»

7278


7278



Ведомственная целевая программа «Новосибирск – культурная столица на 2011–2015 годы»

96386


96386



Ведомственная целевая программа «Модернизация деятельности государственных музеев Новосибирской области в 2012–2014 гг.»

54586


54586



Ведомственная целевая программа «Строительство и реконструкция объектов культуры Новосибирской области на 2011–2013 годы»

786716


786716



Ведомственная целевая программа «Историко-культурное наследие Новосибирской области на 2011–2013 годы»

43044,5


43044,5



Долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области на 2012–2016 годы»

639244,3


639244,3

45479,2


Долгосрочная целевая программа «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012–2017 годы»

436070

43255

144010

50605

198200

Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года»

555512,8


503262,8

274000

248500

Омская область*

(*округленно)

1893349,95


1893349,95



Ведомственная целевая программа «Развитие библиотечно-информационных услуг на территории Омской области»

117204,65


117204,65



Ведомственная целевая программа «Развитие театрального искусства в Омской области»

441067,1


441067,1



Ведомственная целевая программа «Сохранение и популяризация объектов культурного наследия Омской области»

167070,5


167070,5



Ведомственная целевая программа «Предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам для осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в сфере культуры»

509183


509183



Ведомственная целевая программа «Поддержка и развитие музыкального искусства в Омской области»

221862,7


221862,7



Ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала отрасли культуры»

168895,6


168895,6



Ведомственная целевая программа «Осуществление государственного управления в сфере культуры на территории

Омской области»

48087,4


48087,4



Ведомственная целевая программа «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, создание условий для организации и развития досуга населения»

219978


219979



Республика Алтай

130182,2

41884,1

83582,5

4715,6


Республиканская целевая программа «Культура Республики Алтай на 2011–2016 годы»

25811

13750

11028

1033


Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года»

90621,2

14384,1

72554,5

3682,6


Республика Хакассия

143210


143210



Долгосрочная республиканская целевая программа «Культура Республики Хакасия (2013–2015 годы)»

143210


143210



Томская область

87000


87000



Долгосрочная целевая программа «Развитие культуры в Томской области на 2013–2017 годы»

64000


64000



Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томской области на 2013–2017 годы»

23000


23000



Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

563042


550000

13042


Целевая программа «Культура Югры»

563042


550000

13042


Ямало-ненецкий автономный округ


671556


671556



Окружная долгосрочная целевая программа «Культура Ямала»

671556


671556


 

Лидерами по объему финансирования региональных целевых программ развития культуры в 2013 г. являются Новосибирская область (3134546,8 тыс. рублей) и Омская область (1893349,95 тыс. руб. – округленно), причем столь значительный объем финансирования региональных целевых программ в Новосибирской области связан с реализацией в регионе двух финансово объемных межведомственных долгосрочных целевых программ (долгосрочной целевой программы «Формирование системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музейно-туристических комплексов в Новосибирской области на 2012–2017 годы» и долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года»). Наименьшие средства на сферу культуры в 2013 г. – 59934 тыс. рублей – были выделены в Кемеровской области.

Анализ финансовой составляющей региональных целевых программ развития культуры в Западной Сибири позволяет определить подушевые расходы на культуру (Таблица 3).

Таблица 3.

Подушевые расходы на культуру в 2013 году в Западной Сибири


Регион

Тыс. руб.

Новосибирская область

1,175

Ямало-ненецкий автономный округ

1,124

Омская область

0,957

Республика Алтай

0,631

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

0,367

Республика Хакассия

0,268

Томская область

0,083

Алтайский край

0,029

Кемеровская область

0,021


Лидерами по объему подушевых расходов на сферу культуры в 2013 г. являются Новосибирская область (напомним, в том числе за счет реализации двух крупных межведомственных долгосрочных целевых программ) и Ямало-Ненецкий автономный округ. Наименьшие расходы на культуру из расчета на душу населения в 2013 г. были выделены в Алтайском крае и Кемеровской области. Причем, как можно заметить, экономическая и финансовая стабильность региона не всегда выступает гарантией высоких расходов на культурную сферу и наоборот. Так, в Новосибирской и Омской областях, являющихся дотационными регионами, подушевые расходы на культуру в 2013 г. были весьма высоки, в то время как в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, являющемся регионом-донором, подушевые расходы на культуру в 2013 г. находятся в среднем диапазоне среди рассмотренных регионов Западной Сибири.

Проведенный анализ региональных целевых программ развития культуры в регионах Западной Сибири позволяет предложить ряд рекомендаций для повышения эффективности их реализации.

1. Необходимо разрабатывать дополнительные критерии эффективности реализации региональных целевых программ, не ограничиваясь только количественными показателями и критериями.

2. Следует обращать более подробное внимание на целевые аудитории региональных целевых программ, учитывать при их реализации социальный и половозрастной состав населения, вовлекаемого в ту или иную программу, поскольку рассмотренные региональные целевые программы развития культуры в Западной Сибири не учитывают этот фактор вовсе. Особенно актуально привлечение молодежи к сфере культуры посредством реализации региональных целевых программ.

3. Ведомствам, ответственным за реализацию культурной политики в своих регионах, повсеместно следует обратить внимание на разработку и реализацию таких важных и актуальных направлений, как этнокультурное развитие и сохранение этнического многообразия регионов многонациональной Западной Сибири, поддержка и развитие традиционной культуры и народного творчества, сохранение историко-культурного наследия регионов, а также развитие внутреннего и въездного туризма.

 

Таким образом, реализация региональных целевых программ развития культуры несомненно способствует совершенствованию культурного развития Западной Сибири, а исполнение приведенных рекомендаций могло бы еще более повысить их эффективность.

  

Вернуться к содержанию >>>

          

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ