Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

Рейтинг@Mail.ru

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




А.А.Ильина

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ РОССИИ И САМОБЫТНОСТИ ИХ КУЛЬТУР НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ


Сохранение культурной идентичности России и самобытности их культур являются задачами национальной политики в сфере культуры, поставленными «Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Признание значимости этих задач на государственном уровне определяет важность их реализации на уровне федеральных округов и историко-географических регионов, к числу которых относится Западная Сибирь. Культурная идентичность как осознанное принятие индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимания своего «я» с позиций принятых в российском обществе культурных характеристик, как самоотождествление себя с его культурными образцами является важной ценностно-смысловой составляющей региональной идентичности. Культурная идентичность способствует формированию ценностного отношения человека к самому себе, к другим людям, к обществу и государству в целом.

В свою очередь региональная идентичность выступает одной из ступеней в иерархии территориальной идентичности – переживаемого и/или осознаваемого чувства территориальной принадлежности человека, определенной субъективной социально-географической реальности, связной с установками воспринимать, интерпретировать и оценивать определенным образом социальные ситуации и события1. В традиционном представлении иерархия территориальной идентичности имеет следующие уровни: национальный (государственный), региональный и локальный. При этом локальная идентичность (нижний уровень) – это идентификация человека с местным сообществом, чувство сопричастности по отношению к событиям, происходящим на территории непосредственного проживания (города, района, поселка, микрорайона). Региональная идентичность (средний уровень) – это аналогичная идентификация человека на уровне своего региона (в основном  совпадающего с границами соответствующего субъекта Российской Федерации), а также  зачастую совокупность культурных отношений, связанных с понятием «малой родины». Национальная же идентичность как верхний уровень в иерархии территориальной идентичности соотносится с идентичностью государственной (политической), с приоритетом российского гражданства, а в упрощенном варианте часто ассоциируется с этнической идентичностью.

Интересующая нас в свете проблем сохранения культурной идентичности России и самобытности культур ее народов региональная идентичность, помимо политических, экономических и позиционных факторов, опирается на историческое наследие и коллективную историческую память, относительную этническую однородность территории, на ее культурный ландшафт, на социальные мифы об особых качествах местообитания; ее выраженность во многом зависит от наличия и поддержания коллективной памяти, сложившихся ценностей и норм. Стимулом для поиска регионами Российской Федерации своей собственной идентичности стали в начале 1990-х гг. федерализация российского пространства и рост политической автономии его структурных единиц.

Исследования 1990-х гг. установили, что при ослаблении национальной идентичности на первый план может выйти идентичность региональная, а получив политическую окраску, она может нести опасность для территориальной целостности страны, в то время как в стабильном обществе с устойчивой национальной идентичностью региональная идентичность не становится главной в иерархии территориальных идентичностей2. Однако практика современности показывает, что даже в условиях политической стабильности приоритет региональной идентичности над национальной – вполне типичное явление. Наглядным примером тому служит существование и бытование среди жителей Западной Сибири многогранного феномена сибирской идентичности. В первую очередь сибирская идентичность является региональной (территориальной) и позволяет увидеть изменения в пространственной организации социальных отношений и идентичностей. Во-вторых, она представляет собой культурный феномен, который отражает взаимодействие глобальных тенденций и локальных откликов на них. В-третьих, сибирская идентичность является биографическим проектом и основана не только на понимании и осмыслении территории и ее границ, но и на способе взаимодействия с территорией, то есть связана с историей проживания индивида на территории и за ее пределами. Наконец, сибирская идентичность в широком смысле представляет собой политический проект, поскольку является одним из видов «новой солидарности», способом публичного заявления общности о себе с целью признания отличий, культурной специфичности, социальных и экономических прав3. Понятие «сибиряки» рассматривается почти исключительно как топоним, то есть сибиряками считаются все люди, проживающие в Сибири. При этом существование сибирской идентичности в Западной Сибири не является признаком сепаратистских устремлений ее жителей. Таким образом, в Западной Сибири региональный и национальный уровни идентичности не только вполне мирно сосуществуют, но и дополняют друг друга, потому как чувство Родины может быть полноценным лишь при наличии чувства «малой родины», которое, в свою очередь, связано с сознанием культурного наследия, пониманием и прочтением значений и символов материальной культуры как составляющих культурной идентичности.

Западная Сибирь обладает богатейшим культурным, этнографическим и фольклорным наследием и культурным потенциалом. Специфика сохранения культурной самобытности и идентичности культур народов Западной Сибири в большой степени связана с такими ее особенностями, как проживание здесь коренных малочисленных народов, наличие значительного пласта традиционного народного творчества (в первую очередь традиционных народных промыслов), а также значительное число приграничных субъектов.

Проживание в Западной Сибири представителей коренных малочисленных народов – носителей самобытных культур, промыслов, традиций и языка – является важнейшим фактором и ресурсом сохранения культурной идентичности региона. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в России зарегистрировано 47 коренных малочисленных народов в соответствии с четырьмя критериями отнесения народов Российской Федерации к коренным малочисленным, согласно Федеральному закону 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»: проживание на территориях традиционного расселения своих предков; сохранение традиционного образа жизни и хозяйствования; осознание себя самостоятельными этническими общностями; численность в Российской Федерации составляет менее 50 тысяч человек. 40 народов из указанных 47 составляют особую группу, проживают в экстремальных условиях циркумполярной зоны, находятся под попечительством государства и имеют правовой статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (согласно Перечню коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, 2006 г.). Вследствие особой уязвимости традиционного образа жизни и среды обитания им, в соответствии с российским законодательством, гарантирован особый правовой статус и приоритетность пользования природными ресурсами.

В силу своей малочисленности, особой уязвимости традиционного образа жизни и среды обитания коренные малочисленные народы обладают меньшими возможностями для самовыражения и отстаивания своих специфических интересов. Им требуется экономическая поддержка, поскольку традиционные отрасли хозяйствования не выдерживают рыночной конкуренции, и, как следствие этого, обостряются социальные проблемы (низкий уровень жизни, низкая продолжительность жизни, низкий уровень образования и т.д.). Коренные малочисленные народы, достаточно хорошо приспособленные к жизни в суровых климатических условиях, с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, продолжают утрачивать свои этнические, культурные традиции и язык. В результате промышленного освоения нарушился экологический баланс районов их традиционного проживания. Исторически сложившаяся система расселения и быта малочисленных народов за последние полвека значительно трансформировалась под влиянием интенсивной разработки месторождений Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и увеличения масштабов использования энергоресурсов. Стремительный рост городов и рабочих поселков в местах традиционного проживания малочисленных народов вызвал их миграционную подвижность, которая часто имела вынужденный характер. В условиях постепенного размывания национальной специфики обострилась проблема сохранения этнических традиций и культурного наследия малых народов, однако на фоне проблем повседневной жизни национально-культурные проблемы отходят на второстепенный план. Ввиду всех вышеозначенных причин государство создало дополнительные условия для свободного самоопределения и нормального развития данных этнических общностей и их членов, установленные Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», который определяет правовые основы гарантий их самобытного социально-экономического и культурного развития и защищает их исконную среду обитания, традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслы.

Уязвимость традиционного образа жизни каждого из коренных малочисленных народов, особенно коренных малочисленных народов Севера, суровые климатические условия, в которых они проживают, процессы урбанизации и глобализации делают весьма актуальной и необходимой планомерную деятельность государства по сохранению их культуры и традиционного образа жизни. Принятая в 2009 г. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации является ключевым документом, определяющим основные принципы российской государственной политики по защите прав малочисленных народов указанных регионов. Основная цель политики устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей, как на основе целевой поддержки государства, так и путем мобилизации внутренних ресурсов самих народов. Сохранение традиционного образа жизни, в свою очередь, зависит не только от сохранения культурного наследия и языка, самоидентификации представителей коренных малочисленных народов, удовлетворения их этнокультурных потребностей, популяризации и широкого распространения в обществе этнографических знаний, но и от сохранения экономической базы жизни общин, то есть развития традиционных отраслей хозяйствования (охота, рыболовство, оленеводство) и традиционных ремесел.

Политика устойчивого развития основана на принципах гарантии прав коренных малочисленных народов Севера в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, среди которых можно выделить принцип комплексности решения задач социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера, принцип координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов их социально-экономического и этнокультурного развития, принцип обеспечения эффективного участия коренных малочисленных народов Севера в достижении своего устойчивого развития, принцип необходимости оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и др. Создание условий для участия коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы, обозначено также в числе задач государственной национальной политики в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

В Западной Сибири проживают представители двенадцати коренных малочисленных народов, входящих в перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации: кумандинцы (Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область), манси (Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область), ненцы (Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа), селькупы (Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская и Томская области), теленгиты (Республика Алтай), телеуты (Кемеровская область), тубалары (Республика Алтай), ханты (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская и Томская области), челканцы (Республика Алтай), чулымцы (Томская область), шорцы (Кемеровская область, Республика Хакассия, Республика Алтай), эвенки (Томская и Тюменская области).

Помимо уже упомянутых Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999 г.), «Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации» (2000 г.), «Перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2006 г.), «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2009 г.), законодательная база сохранения самобытности культуры коренных малочисленных народов в Западной Сибири включает также региональные законы и законодательные акты: Закон «О коренных малочисленных народах Кемеровской области» (2005 г.), Закон Республики Хакасия «О коренных малочисленных народах Российской Федерации на территории Республики Хакасия» (2009 г.), Закон «О коренных малочисленных народах в Томской области» (2010 г.), Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-ненецкого автономного округа (2009 г.), Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011–2012 годы, и др. Целями подобных концепций является создание условий для устойчивого эффективного развития малочисленных народов, а в число их задач входит духовное возрождение и этнокультурное развитие коренных малочисленных народов.

Ханты-Мансийский автономный округ занимает на сегодняшний день первое место по разработке и совершенствованию законодательства по правам коренных малочисленных народов. По количеству принятых законов Ханты-Мансийский автономный округ – лидер в Российской Федерации и в мире. Основные гарантии прав малочисленных народов закреплены в Уставе (Основном законе) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В целях поддержки их жизнедеятельности в автономном округе принято 57 нормативных правовых актов (среди них законы: «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа», «Об общинах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «О традиционных видах деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», «О факториях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «О поддержке средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «О святилищах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и др.).

Рост этнического самосознания представителей коренных малочисленных народов (в особенности коренных малочисленных народов Севера), произошедший в нашей стране на рубеже XX–XXI вв., способствовал возникновению общественных объединений, учебных центров, профессиональных союзов коренных малочисленных народов Севера (оленеводов, морских зверобоев и др.), их ассоциаций (отметим, к примеру, Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока), деятельности которых оказывается государственная поддержка. В Ханты-Мансийском автономном округе действует получившая всероссийскую известность общественная организация «Спасение Югры», являющаяся одной из первых общественных организаций коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации (создана в 1989 г.). Ее задачами являются консолидация коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, защита их среды обитания, сохранение этнической самобытности, уклада жизни, культуры народов ханты, манси, ненцев, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, обеспечение системы защиты (правовой, социальной, экономической) малочисленных народов Севера, установление самоуправления, обеспечивающего самостоятельное определение приоритетов своего развития; осуществление взаимодействия с Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, муниципальными органами власти автономного округа, укрепление связей в финно-угорском мире.

Обозначенные достижения в области социально-экономического, общественно-политического и духовно-культурного развития коренных малочисленных народов, помимо вышеуказанных причин, в большой степени обязаны своей осуществлением реализации региональных целевых программ развития коренных малочисленных народов. Подобные программы в 2013 г. действовали в таких регионах Западной Сибири, как Ямало-ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Кемеровская область и Республика Алтай. В Таблице 1 представлены сведения о численности населения этих регионов, численности коренных малочисленных народов и процентном соотношении коренных малочисленных народов среди общей численности населения регионов.

Таблица 1.

Целевые программы развития коренных малочисленных народов и 
процентное соотношение коренных малочисленных народов в общей численности населения региона
 

Регион

Численность населения региона по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., чел.

Численность наиболее многочисленных коренных малочисленны народов, проживающих в регионе, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., чел.

Общая численность коренных малочисленных народов, проживающих в регионе, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., чел.

% коренных малочисленных народов от населения региона

Наименование целевой программы, действующей в регионе

Ямало-Ненецкий автономный округ

522904

Ненцы – 29772

Ханты – 9489

Селькупы – 1988

Более 46000

7 %

Долгосрочная целевая программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало-ненецкого автономного округа на 2012–2015 годы»

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

1532243

Ханты – 19068

Манси – 10977

Ненцы – 1438


31483

2 %

Краевая целевая программа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года»

Кемеровская область

2763135

Шорцы – 10672

Телеуты – 2520

Кумандинцы – 225

13417

0,5 %

Долгосрочная целевая программа «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области» на 2008–2013 годы

Республика Алтай

206168

Теленгиты – 3648

Тубалары – 1891

Челканцы – 1113

Кумандинцы – 1062

Шорцы – 87

7801 чел.

3,8 %

Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года»

Как можно заметить, процентное соотношение коренных малочисленных народов, проживающих в Кемеровской области, невелико, тем не менее, в регионе действует региональная целевая программа развития коренных малочисленных народов. Это связано с проживанием в Кемеровской области шорцев. Так, общая численность шорцев, согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., составляет 12888 чел., из которых 10672 чел. проживают в Кемеровской области.

Таблица 2 содержит сведения о целях и задачах региональных целевых программ развития коренных малочисленных народов и объемах их финансирования в 2013 г.

Таблица 2.

Региональные целевые программы социально-экономического и этнокультурного развития 
коренных малочисленных народов Севера и Сибири
 

Регион

Наименование целевой программы

Цель (цели)

Задачи

Разработчик

/Исполнитель программы

Объем финансирования целевой программы в 2013 г., руб.

Ямало-Ненецкий автономный округ

Долгосрочная целевая программа «Сохранение традиционного образа жизни, культуры и языка коренных малочисленных народов Севера Ямало-ненецкого автономного округа на 2012–2015 годы»

Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа на основе реализации единой государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов, социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа

1. Сохранение культурного наследия и пропаганда культурных ценностей, расширение культурных и партнерских связей коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа.

2. Сохранение языка и письменности, самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Повышение уровня образования коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Сохранение традиционного образа жизни, обеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа.

5. Содействие занятости, стимулирование экономической деятельности коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа

Департамент по делам коренных малочисленных народов севера Ямало-Ненецкого автономного округа,


Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа,

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа,


Департамент молодежной политики и туризма Ямало-ненецкого автономного округа

167400000

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Краевая целевая программа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011–2013 годах и на период до 2015 года»

Сохранение и защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, создание условий для развития традиционной хозяйственной деятельности, а также развития новых направлений деятельности коренных малочисленных народов Севера с использованием имеющегося потенциала (этнографический туризм)

1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2. Сохранение и развитие различных видов традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

3. Образование, социальная защита и укрепление здоровья коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

4. Сохранение и развитие традиционной культуры, национальных ремесел и искусства коренных малочисленных народов Севера.

5. Формирование туристского продукта этнографической  направленности

Департамент экономического развития Ханты-мансийского автономного округа – Югры

107949900

Кемеровская область

Долгосрочная целевая программа «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области» на 2008–2013 годы

1. Сохранение межнационального мира и стабильности в Кемеровской области.

2. Создание условий для сохранения и развития культуры и языка всех наций и народностей, проживающих в Кемеровской области.

3. Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Кемеровской области

1. Создание условий для национально – культурного и социально-экономического развития народов, проживающих в Кемеровской области.

2. Развитие социальной инфраструктуры в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Кемеровской области.

3. Повышение уровня образования коренных малочисленных народов Кемеровской области.

4. Сохранение и развитие национальных языков.

5. Профилактика возникновения межнациональных противоречий; создание условий для укрепления межнационального культурного сотрудничества на территории Кемеровской области

Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области

30730000

Республика Алтай

Республиканская целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года»

Содействие социально-экономическому, этнокультурному и духовному развитию коренных малочисленных народов Республики Алтай


1. Социально-экономическое развитие территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов.

2. Обеспечение улучшения условий проживания коренных малочисленных народов в местах традиционного проживания.

3. Духовное возрождение и культурное развитие этносов коренных малочисленных народов Республики Алтай

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай

13545000

Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, несомненно, являются одними из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития коренных малочисленных народов, степени проработанности нормативно-правового регулирования в этой области, а также лидерами по объемам финансирования программ развития коренных малочисленных народов. Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа – донорские регионы. Огромные прибыли, получаемые от нефтегазовой отрасли, позволяют тратить значительные финансовые средства на реализацию подобных программ. В то же время в Республике Алтай, как отмечается в Республиканской целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Республики Алтай до 2015 года», из-за сложной социально-экономической обстановки положение этих народов продолжает ухудшаться. Удивительно также, что в Республике Хакассия, на территории которой проживают представители коренных малочисленных народов, не действует региональная целевая программа их развития. При этом даже в рамках Долгосрочной республиканской целевой программы «Культура Республики Хакасия (2013–2015 годы)» нет подпрограммы, направленной на этнокультурное развитие коренных малочисленных народов.

Устойчивое социально-экономическое положение коренных малочисленных народов Севера и Сибири, обеспечиваемое в ходе реализации региональных целевых программ, дает возможность заниматься тем, что составляет основу их традиционной культуры. Яркая самобытная культура представителей коренных малочисленных народов Западной Сибири находит свое выражение в работе детских и взрослых фольклорных и самодеятельных коллективов, в деятельности национально-культурных центров и объединений. Для сохранения и популяризации фольклора коренных малочисленных народов, а также в целях формирования идентичности и уникального образа регионов Западной Сибири, на территории которых проживают представители коренных малочисленных народов, проводятся межрегиональные фестивали фольклорных, этнических, национальных коллективов, среди которых уже ставшие традиционными, выставки традиционного национального искусства. Среди прочих форм сохранения и развития традиционной культуры этих народов можно выделить проведение окружных и межрегиональных мероприятий (семинаров, конференций, праздников и обрядов, съездов коренных малочисленных народов, этнографических экспедиций, экскурсий), организацию мероприятий по обучению фольклору, ремеслам, традиционным промыслам и передаче навыков мастерства коренных малочисленных народов. К примеру, в Ямало-Ненецком автономном округе проводятся такие окружные мероприятия, как «Праздник народов Севера» (г. Новый Уренгой), фестиваль фольклора народов Севера (г. Салехард), детский фестиваль художественного творчества народов Севера «Солнце на ладони» (г. Салехард), детский фольклорный фестиваль «Дети Севера» (Надымский район), народные праздники коренных малочисленных народов Севера «Ворна хатл», «Лун кутап хатл», межрегиональный фестиваль коми-ижемцев «Чужан войтыр», декады культуры финно-угорских народов и другие. Коренные малочисленные народы Ямало-Ненецкого автономного округа принимают участие в мероприятиях, проходящих в рамках провозглашенного Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Второго Международного десятилетия коренных народов мира, налаживают межрегиональные и международные связи, осуществляют обмен опытом в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, участвуют в форумах, съездах, научно-практических конференциях, форумах молодежи, выставках традиционного национального искусства. В целях оказания государственной поддержки фольклорной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе присуждаются гранты и премии за услуги по сохранению, сбору образцов и передаче навыков нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера. Осуществляется поддержка учреждений культуры, системы дополнительного образования, а также физических лиц, занимающихся развитием традиционных промыслов, популяризирующих декоративно-прикладное искусство малочисленных народов.

Не менее масштабные и разноплановые мероприятия по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов проводятся и в Хаты-Мансийском автономном округе. В прочих регионах Западной Сибири, на территории которых проживают коренные малочисленные народы, регулярными стали фестиваль коренных народов Севера «Этюды Севера» (Томская область), областной фестиваль-конкурс детского творчества коренных малочисленных народов Кузбасса «Элим», областной фестиваль коренных малочисленных народов Кузбасса «Кен Кыс» - «Краса Шории», областная спартакиада коренных малочисленных народов Кузбасса, международный фестиваль малочисленных коренных народов «Курултай Сказитель» (Республика Алтай), фестиваль коренных малочисленных народов «Байрам» (Алтайский край), фестиваль творчества народов Республики Хакасия «Многоголосье земли хакасской» и др.

В ряде регионов, например, в Томской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, успешно работают многофункциональные этнокультурные центры, в том числе детские. Кроме того, в образовательных учреждениях в местах проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера функционируют этнографические музеи, в которых проводятся как учебные занятия по родному языку и национальной культуре, так и внеучебная деятельность, в школьных библиотеках организуются выставки, посвященные национальному творчеству.

Распространению знаний о коренных малочисленных народах Севера способствует также развитие этнографического туризма в местах их традиционного проживания. Наиболее ускоренными темпами развитие этнотуризма происходит в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе предлагаются этнографические туры, предусматривающие посещение священных мест, где туристам помимо знакомства с бытом коренных малочисленных народов Севера предоставляется возможность поохотиться и посетить священные «родовые» места. Согласно оценкам экспертов, при правильной организации бизнеса этнографический туризм в округе по уровню рентабельности может превзойти традиционные виды туризма, а его развитие будет способствовать укреплению экономического положения общин коренных малочисленных народов Севера.

Все эти мероприятия, помимо основной своей задачи – сохранения традиционной культуры коренных малочисленных народов, – способствуют популяризации знаний о коренных малочисленных народах России в российском обществе в целом, развитию интереса к изучению их языка и национальной культуры, традиций и обычаев у представителей других национальностей.

Помимо поддержки самобытной культуры коренных малочисленных народов, для сохранения культурной идентичности Западной Сибири важны также этнические культуры прочих населяющих ее этносов. Особое значение здесь имеет сохранение и развитие традиционной народной культуры, фольклора, промыслов и ремесел народов Западной Сибири, а важная роль в этом деле отводится соответствующим региональным целевым программам как эффективному механизму финансовой и организационной поддержки различных отраслей культуры. Так, окружная целевая программа «Культура Югры» на 2011–2013 годы и на период до 2015 года включает подпрограмму «Народное творчество и традиционная культура», направленную на создание условий для развития самодеятельного художественного творчества, сохранения и поддержки национальных культур Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и подпрограмму «Народные художественные промыслы и ремесла», призванную содействовать росту квалификации специалистов, мастеров традиционного искусства, поддерживать субъекты сферы народных художественных промыслов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и восстановлению и сохранению утраченных, забытых ремесел. Ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» на 2012–2014 годы, принятая с целью сохранения, возрождения и развития традиционной народной культуры Алтайского края как основной составляющей процесса формирования единого культурного пространства, предусматривает мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы учреждений культуры, адресную поддержку мастеров и творческих коллективов, носителей и хранителей традиций нематериального культурного наследия, расширение информационного пространства. Данные мероприятия реализуются путем создания на базе муниципальных учреждений культуры экспериментальных центров традиционной культуры, центров ремесел и фольклора, национально-культурных центров; проведения фольклорно-этнографических экспедиций, фестивалей, выставок, национальных праздников, праздников народного календаря, ярмарок народных промыслов и ремесел и участия в них фольклорных коллективов, мастеров-ремесленников; присуждения премий за вклад в сохранение и развитие традиций нематериального культурного наследия, вручения единовременных денежных выплат мастерам, удостоенным почетного звания Алтайского края «Народный мастер». Целью ведомственной целевой программы «Содействие этнокультурному развитию народов, проживающих на территории Омской области, создание условий для организации и развития досуга населения» на 2012–2016 годы является сохранение культурного наследия народов Омской области, а в число задач входит поддержка этнокультурного развития народов, проживающих на территории Омской области, сохранение и развитие русской традиционной народной культуры.

Наконец, последним специфическим для Западной Сибири фактором сохранения культурной идентичности и самобытности культур проживающих здесь народов является наличие ряда приграничных с Республикой Казахстан регионов, несомненно, имеющих свои этнокультурные особенности. Приграничные регионы Западной Сибири являются точкой соприкосновения и смешения различных культур, местом переселения бывших соотечественников из современной Республики Казахстан, а потому вопросы поддержки соотечественников и формирование надежного пояса сотрудничества и добрососедства вдоль российских рубежей крайне актуальны как в политическом и экономическом, так и в социально-культурном планах. Россия и Казахстан – надежные стратегические партнеры, заинтересованные в плодотворном сотрудничестве и дальнейшем расширении интеграции, сохранении исторической общности и добрососедской надежности. Между приграничными регионами Западной Сибири и сопредельными регионами Республики Казахстан сложились прочные связи практически во всех отраслях и сферах хозяйственного и социально-культурного строительства на основе соглашений о сотрудничестве, межведомственных договоров и договоров между хозяйствующими субъектами. Сохранение культурной идентичности приграничных регионов Западной Сибири – одна из приоритетных задач современности. На решение этой задачи направлена принятая в июле 2011 г. «Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами до 2020 года», являющаяся частью системы развития сферы культуры в России. В сферу реализации Концепции попадают следующие регионы Западной Сибири как приграничные субъекты, граничащие с Республикой Казахстан: Курганская, Тюменская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край и Республика Алтай. Главной целью Концепции является устойчивое развитие сферы культуры приграничных территорий Российской Федерации на основе расширения международного сотрудничества, стимулирования культурной интеграции, продвижения культурного разнообразия и межкультурного диалога, углубления знаний в области истории и культурного наследия народов сопредельных государств. Концепция предусматривает реализацию следующих четырех задач:

1) сохранение культурного наследия и расширение доступа к культурным ценностям и информации на приграничных территориях (направления: «Памятники истории и культуры, парки культуры и отдыха, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты», «Библиотеки», «Музеи»);

2) развитие художественно-творческой деятельности (направления: «Театры», «Концертные организации, филармонии, киновидеозрелищные организации, цирки», «Учреждения культурно-досугового типа»);

3) развитие художественного образования для трансграничного сотрудничества;

4) укрепление потенциала приграничного сотрудничества (направления: «Совершенствование нормативного правового обеспечения приграничного сотрудничества в сфере культуры», «Модернизация технологий сферы культуры», «Развитие научного и методического обеспечения», «Улучшение информированности о деятельности по приграничному сотрудничеству в сфере культуры», «Совершенствование системы управления приграничным сотрудничеством в сфере культуры»).

В настоящее время осуществляется первый этап реализации Концепции сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами до 2020 года» (2011–2016 гг.), связанный с созданием необходимых условий для ее эффективной реализации, включающих совершенствование нормативной правовой базы в сфере приграничного сотрудничества; создание предпосылок для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры на приграничных территориях; развитие механизмов совместной поддержки творческой деятельности в сфере культуры, в том числе традиционной народной культуры; стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства; обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области приграничного сотрудничества; профессиональная подготовка и обучение (переквалификация) кадров по приграничному сотрудничеству, включая языковую подготовку; создание Интернет-портала «Приграничное сотрудничество в сфере культуры Российской Федерации»; предоставление возможностей гражданам приграничных территорий и сопредельных государств пользоваться библиотеками, центрами документации, архивами, музеями, галереями и иными культурными учреждениями, находящимися на других территориях; развитие туристических обменов с целью ознакомления с культурой приграничных территорий и сопредельных государств.

С целью укрепления межнационального сотрудничества двух соседних государств и поддержки соотечественников с 2004 г. в Омской области регулярно проводится Международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной», в котором традиционно принимают участие приграничные области России (Курганская, Новосибирская, Оренбургская, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Самарская, Саратовская, Тюменская, Челябинская, Омская) и Республики Казахстан (Акмолинская, Актюбинская, Атырауская, Северо-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская). Фестиваль «Да будет дружба искренней и честной» представляет яркую палитру культурных традиций приграничных территорий двух многонациональных государств: песни, танцы, традиционные игры и состязания, свадебные обряды и национальные праздники летнего календарного цикла, национальную кухню и др.

Итак, в Западной Сибири успешно выполняются такие важнейшие задачи национальной политики в сфере культуры, как сохранение культурной идентичности и самобытности культур ее народов, что наряду с укреплением общегражданского единства составляет две ключевые цели реализации государственной национальной политики Российской Федерации.


Примечания

1 Элеменкина В.В. Имидж муниципальных образований: структура, функции и проблемы формирования // Человек. Сообщество. Управление. – 2008. – № 3. – С. 23.

2 Орачева О.И. Региональная идентичность: миф или реальность? // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. – М.: МОНФ, 1999. – С. 36.

3 Анисимова А.А., Ечевская О.Г. «Сибиряк»: общность, национальность или «состояние души» // Laboratorium. Журнал социальных исследований: электронный журнал. – 2012. – №3. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/sibiryak-obschnost-n.. (дата обращения: 01.11.14).

 

Вернуться к содержанию >>>

 

   

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ