Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

Рейтинг@Mail.ru

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




Т.Н.Золотова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В CИБИРИ


В начале XXI века сложно представить человека, никоим образом не связанного с народной художественной культурой. В той или иной степени каждый соприкасается с различными формами народной культуры, сам что-то создавая своими руками, приобретая изделия народных умельцев в качестве сувениров, участвуя в праздниках и фестивалях и т.д. Народная художественная культура сегодня является сложной саморазвивающейся системой, включающей взаимосвязанные между собой элементы: архаичный фольклор, художественную самодеятельность и народное творчество, фольклоризм, фольклор субкультур, а также – инфраструктуру, обеспечивающую их функционирование. Рассмотрим такие важные составляющие народной художественной культуры как художественная самодеятельность и фольклоризм. Фольклоризм понимается нами как процесс освоения и использования народного наследия в различных сферах современного общества. Он развивается в двух основных модификациях – в аутентичных формах, опирающихся на традиционный архаичный фольклор, и видоизмененных, когда отдельные элементы фольклора подвергаются обработке или стилизации (вторичные формы фольклора).

Художественная самодеятельность является наиболее массовым элементом народной художественной культуры. В плане организации она проявляется в функционировании самодеятельных художественных коллективов вокального, музыкального, хореографического, театрального направлений. Среди возрастных категорий наиболее вовлеченными в самодеятельность оказываются подростки и люди старшего (пенсионного) поколения.

Формирования самодеятельного народного творчества (в которые, помимо художественной самодеятельности входят коллективы народных промыслов) функционируют на базе клубов и занимают в них, как правило, большую часть. Так, вклубных формированиях Омской области 64% занимают формирования самодеятельного народного творчества. Всего в области на 1 января 2013 г. насчитывалось 6633 формирований народного творчества, в которых было занято 83349 человек (для сравнения – в Новосибирской области – 6330 клубных формирований самодеятельного народного творчества, объединяющих 69407 человек, в Томской – 2 509 клубов, объединяющих 34072 человек, в Бурятии – 3236 клубных формирований, объединяющих 44674 человек, в Забайкальском крае – 120 клубных формирований, объединяющих 1205 человек)1.Статистические данные развития жанров народного творчества свидетельствуют о том, что наиболее популярными среди жителей Омского региона остаются хореографические и театральные коллективы, а затем уже следуют хоровые, фольклорные и народных промыслов. В последние годы появились новые творческие формирования, целенаправленно изучающие традиции воинской культуры, инструментальный фольклор, формы площадного народного театра, народный костюм. Клуб «Вечерка» Сибирского культурного центра активно развивает вечерку как форму современного молодежного досуга. На базе «Центра славянских традиций действует фольклорно-этнографический ансамбль – лаборатория «Берегиня», осуществляющий сбор, фиксацию, анализ этнографического материала, реконструкцию аутентичной манеры пения, танца, костюма, игры на инструментах.

Фольклоризм полнее всего реализуется в деятельности этнокультурных организаций. В Омской области работает около 50 национально-культурных объединений, имеющих государственную регистрацию, в том числе 3 региональных и 17 местных национально-культурных автономий. В местах компактного проживания этнических групп созданы объединения и центры национальной культуры на базе муниципальных учреждений культуры. В Омском регионе в настоящий момент действуют 135 центров традиционной народной культуры, из которых – более 50 центров немецкой культуры, 32 центра русской (славянской) традиционной культуры (во всех муниципальных районах области), 4 украинских, 8 казахских, несколько латышских, татарских, армянских и других. Большинство этих объединений существует на базе и при методической поддержке бюджетного учреждения культуры Омской области «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом дружбы).

Наиболее ярким проявлением вторичных форм культуры являются фестивали народной культуры. В 2012 г. в Омской области было проведено 8 фестивалей, в которых приняли участие 23900 человек. С 1998 г. проводится областной фестиваль национальных культур «Единение», представляющий собой комплексную систему межнациональных проектов, фестивалей, конкурсов национального творчества, государственных, народных и календарных праздников, семинаров-практикумов, творческих лабораторий, выставок декоративно-прикладного творчества, национальной кухни. Наиболее крупным фестивалем Омской области является областной фестиваль русской культуры «Душа России», который ведет свою историю с 1992 г. В 2011–2013 гг. прошел уже десятый фестиваль, включавший в себя следующие мероприятия: 1) всероссийские фестивали и конкурсы: народных хоров и ансамблей «Поет село родное»; любительских театров Урала и Сибири; 2) цикл межрегиональных фестивалей «Омский календарь народных праздников»: межрегиональный фестиваль русской традиционной культуры «Егорий Хоробрый»; межрегиональный праздник «Троицкие гуляния»; межрегиональный праздник традиционных ремесел «Покровская ярмарка»; 3) областные фестивали, конкурсы и праздники: – народных любительских театров «Театральные встречи»; инструментальной музыки; хоров и ансамблей русской песни Светлые родники»; исполнителей народной и эстрадной песни «Голоса Прииртышья»; балетмейстеров-постановщиков «Формула танца»; вокально-инструментальных исполнителей и творчества композиторов-любителей «Vivat, Талант»; чтецов-любителей и самодеятельных поэтов «Земли Российской патриоты»; гармонистов и частушечников, фотолюбителей «В России моя судьба»; ежегодный областной праздник народов Прииртышья «Певческое поле», посвященный Дню России2. О ролифестиваля «Егорий Хоробрый» (с 2001 г.) и праздника ремесел «Покровская ярмарка» (с 2005 г.) мы писали ранее3. В 2013 г. в регионе прошли областные фестивали духовной культуры «Православный лик Прииртышья» и Vдетский православный фестиваль «Преображение», а также – праздники колокольного искусства «Пасхальные звоны» и «Звоны Покрова».

В Новосибирской области народная художественная культура развивается на базе государственного Дома народного творчества, Дома национальных культур им. Г. Заволокина, Русского дома народных традиций «КрАсота», Центра русского фольклора и этнографии, Российско-Немецкого Дома, Татарского культурного центра, Украинского культурного центра, Центра белорусской культуры. Динамика изменений количества формирований по жанрам самодеятельного народного творчества Новосибирской области за последние 3 года свидетельствует об уменьшении практически всех (хоровых, хореографических, театральных, оркестров народных и духовых инструментов, фольклорных, изобразительного искусства, кинофотолюбителей) клубных формирований. Определенное увеличение произошло только среди коллективов народных промыслов, что показывает тенденцию повышения интереса к занятиям ручной работой, прежде всего вышивкой и ручным вязанием. Конкурсно-фестивальное движение в области развивается достаточно активно. В 2013 г. прошел V Межрегиональный смотр деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, хоровые встречи «От сердца к сердцу», фестиваль фольклорного творчества российских немцев «Es weihnachtet!», «Россия молодая», «В гостях у Лявонихи», «Мельниковский фестиваль», «Заволокинская гармонь», «Сибирская глубинка». В рамках ежегодного Международного фестиваля национальных культур прошли праздники «Сабантуй», «Сорочинская ярмарка», «Масленица», «Навруз-байрам», «Шанырак» и другие.

В Красноярском крае успешно реализуется этнокультурное направление народной художественной культуры. Стало традиционным проведение дней национальных культур (украинской, азербайджанской, хакасской, бурятской и др.) и национальных праздников: праздник урожая «Оп-майда» (Кыргызская национально-культурная автономия), народный татаро-башкирский праздник «Сабантуй» (татарская национально-культурная автономия «Яр»), встреча Нового года «Навруз» (национально-культурные центры республик Средней Азии), «Сагаалган» – бурятский Новый год (бурятская национально-культурная автономия «Алтан Гэрел», «Чылпаазы» – хакасский Новый год (хакасская национально-культурная автономия «Алтын Сыын»), национальный еврейский праздник «Пурим» (еврейская национально-культурная автономия «Гаскала»), праздник финской культуры «Калевала» (сибирское финское общество «Ингрия»), «Михайлов День» (прибалтийские народы) и других. Особое внимание уделяется проведению молодёжных межнациональных мероприятий, в которых принимают участие практически все молодёжные объединения национально-культурных автономий края. Декоративно-прикладное творчество мастеров Красноярского края было оцифровано в «Электронном каталоге работ ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства и самобытных художников-любителей Красноярского края».

В Алтайском крае активно развиваются все виды народного художественного творчества. В Алтайском государственном центре народного творчества проводятся экспедиционные фольклорно-этнографические исследования и поддерживаются коллективы хореографической, вокальной, театральной направленности, декоративно-прикладного искусства (изделия из керамики, текстиля, бересты, роспись и резьба по дереву, плетение, художественный металл), ансамбли народной музыки и народных музыкальных инструментов. В числе активных национально-культурных центров края Центры казачьей, украинской, мордовской, кумандинской, старообрядческой культуры. В крае большую популярность получили фестивали народного творчества «Калина красная», посвященный памяти В.М. Шукшина, «Вместе мы – Россия», «День России на Бирюзовой Катуни» (2013 г.). В рамках последнего фестиваля в туристическом комплексе прошли народные гуляния «Улица широкая» (блюда национальной кухни, презентации традиционных костюмов, игры, песни и танцы, семейно-бытовые обряды), встреча национальных коллективов, исполнителей и общественных этнокультурных объединений региона «Я горжусь тобой, Алтай», хороводное шествие фольклорных коллективов, гала-концерт.

В Республике Алтай масштабным мероприятием 2013 г. стал республиканский фестиваль лучших профессиональных и самодеятельных коллективов Республики Алтай «Радуга талантов», а в Кемеровской области – областной детский фестиваль национальных культур «Родники Кузбасса» и областной фестиваль национальных культур «Мы живем семьей единой» (более 3000 участников). В Кузбассе проводятся традиционные национальные праздники: татарский «Сабантуй», шорский «Пайрам», телеутский «День Святого Николы» и «Пардакай», славянский «Троица», еврейский «Песах» и «Рош-а-Шана», азербайджанский и таджикский «Ураза Байрам» и «Курбан Байрам», Губернаторская елка «Хоровод дружбы», районные Дни шорской и телеутской культуры.

Особенностью культурного потенциала Бурятии является развитие народного творчества, основанное на национальных традициях народов, проживающих в республике. В рамках мероприятий, посвященных 90-летию Республики, прошел Республиканский конкурс творческих коллективов муниципальных образований «Я люблю тебя, моя Бурятия!» (участников – более 2000 человек, зрителей – более 8000 человек), Межрегиональный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, Корогод!», Международный фестиваль искусства горлового пения «Дыхание земли», Международный конкурс этномоды «Торгон зам», Второй республиканский фестиваль юных улигершинов «Угайм эрдэни» («Драгоценность моих предков»), традиционный фестиваль «Играй гармонь, звени частушка!».

В Забайкальском крае наибольшее развитие получили художественная обработка дерева (резьба по дереву, работа с берестой, плетение из лозы), вязание, вышивка, бисероплетение. За последние два года популярными становятся такие виды рукоделия как: валяние, оригами, изонить, декупаж, квиллинг, фриволите и др. Общее количество мастеров, занимающихся декоративно-прикладным творчеством, составляет 1792 человека. В районах компактного проживания эвенков и бурят развиваются национальные ремесла, связанные с обработкой кожи и меха, пошивом одежды и обуви (437 мастеров-ремесленников).

Анализ имеющихся материалов по Сибири свидетельствует о высоком уровне развития народной художественной культуры. Большое внимание уделяется бытованию народной хореографии, музыкального вокального и инструментального исполнительства, народного театра, моделированию народной одежды, развитию изобразительного декоративно-прикладного творчества, промыслов и ремесел (в том числе, гончарному ремеслу, изготовлению текстильной и деревянной игрушки, камнерезному и косторезному промыслу, бондарному ремеслу, художественной ковке металла, резьбе по дереву, бисероплетению, вышивке, ткачеству, ручному вязанию и т.д.).

Наиболее популярными среди жителей округа остаются хореографические, хоровые и театральные коллективы, меньшее количество занято фольклором и народными промыслами. Но в последние годы наблюдается тенденция усиления интереса к народным ремеслам и фольклору, что объясняется во многом тягой городского населения к творчеству посредством ручной работы, с одной стороны, и развитием фольклорного движения среди молодежи – с другой.

В настоящих условиях всё большую популярность приобретают ансамбли русской песни и вокальные ансамбли количеством 8–12 человек. В основном это молодёжные коллективы, чаще всего выделившиеся из основного хорового состава. Основа репертуара таких ансамблей – авторская песня, русская народная песня в авторской обработке, с сопровождением фонограммы «минус-1». Как правило, их участники выступают в стилизованных костюмах. По жанровой направленности их можно отнести как к народному, так и к эстрадному направлению.

Развитие народной художественной культуры в институциональном плане происходит в основном на базе региональных центров народного творчества и национально-культурных центров, стимулирующих деятельность коллективов, основанных на этнических традициях.

В развитии народной художественной культуры большое значение в последние годы стало придаваться собирательскому и научно-исследовательскому компоненту. Делается ставка на аутентичный фольклор, создание и поддержку коллективов в их живом бытовании с репертуаром, основанным на местных традициях. Во многом стимулированию и интенсификации этого процесса служит фестивальное движение, расширяющееся количественно и качественно. Безусловными лидерами фестивального движения являются Красноярский и Алтайский края, в которых в 2013 г. прошло 177 и 72 фестиваля соответственно, с общим количеством участников 75300 и 75000 человек. Несколько менее активны Омская (8 фестивалей и 23900 чел.), Томская (48 фестивалей и 9100 чел.) области и Республика Алтай (29 фестивалей и 9056 чел.). Больше всего фестивалей народной культуры проводится в Ямало-Ненецком автономном округе – 639 фестивалей и 186562 участника. Объяснение такой фестивальной, и в целом – социокультурной, активности кроется, вероятно, в большом объеме финансирования программ, связанных с развитием коренных малочисленных народов Севера и общим благоприятным финансовым положением этого округа.

Фестивали народной культуры как современная форма существования народной художественной культуры имеют большое значение для создания в регионе благоприятной социокультурной среды, несут познавательную и обучающую нагрузку, стимулируют культуротворческую активность населения, улучшают межэтническую коммуникацию. В современных народных праздниках, как календарно-обрядовых, так и общественно-гражданских, реализуется художественное творчество народных масс посредством выставок-ярмарок изделий мастеров-ремесленников, концертов самодеятельных коллективов, участия в играх, конкурсах, хороводах, работе различных мастерских.

Наряду с достижениями в области народной художественной культуры и любительского творчества существуют и проблемы.

1. Недостаточное внимание уделяется собирательской (экспедиционной) и научно-исследовательской фольклорно-этнографической деятельности и созданию единого банка данных по народной художественной культуре.

2. Низкий уровень зарплаты среди работников культуры приводит к дефициту квалифицированных кадров среди руководителей центров народного творчества, ДК, СДК, народных коллективов, любительских объединений.

3. Недостаточное внимание оказывается людям с ограниченными возможностями и людям старших возрастных групп в привлечении их к различным видам творчества.

4. Отсутствие преемственности поколений во многих фольклорных коллективах и народных хорах приводит к нарушению механизма трансмиссии культуры и утрате народных традиций.

5. Дисбаланс в хоровых и хореографических группах народных ансамблей (танцоры – преимущественно дети, хористы – люди пожилого возраста) приводит к разделению коллектива, когда хор и танцевальный коллектив существуют отдельно.

6. Недостаточно самодеятельных театральных коллективов, использующих национальный язык в качестве языка постановки спектакля.

Культурная политика РФ и деятельность региональных органов власти должна строиться на создании условий для актуализации различных форм народной художественной культуры. На современном этапе эти формы достаточно разнообразны: организация фольклорно-этнографических экспедиций и детских фольклорных лагерей, издание научно-методических пособий, проведение народных праздников и фольклорных фестивалей, создание фонда фольклорно-этнографических материалов и единого банка данных по народной художественной культуре, подготовка специализированных телевизионных передач и кинофильмов, организация выставок декоративно-прикладного искусства и семинаров-практикумов по разным видам ремесел, участие мастеров и предприятий народных художественных промыслов в выставках-конкурсах и ярмарках, создание и всемерная поддержка центров традиционной культуры и творческих коллективов, изучающих, сохраняющих и развивающих народные традиции.


Примечания

1 Паспорта культурной жизни регионов [Электронный ресурс] // Министерство культуры РФ [сайт].URL: http://mkrf.ru/ministerstvo/pasp/ (дата обращения 18.02.2014).

2 Фестивали и конкурсы [Электронный ресурс] // Министерство культуры Омской области [сайт].URL: http://www.sibmincult.ru/content/fnk/ (дата обращения 15.02.2014).

3 Золотова Т.Н. Роль фестиваля «Егорий Хоробрый» в сохранении традиционной культуры в современных условиях // Егорий Хоробрый: Всероссийский фестиваль русской традиционной культуры: Информационно-методический сборник для работников культуры и образования. / Сост. В.Ю. Багринцева, отв. ред. М.А. Жигунова. – Омск: «Салон печати «Диалог», 2010. – С. 51–54; Золотова Т.Н. Фестивали народной культуры как форма существования фольклора и фактор формирования идентичности и толерантности в социокультурном пространстве современного города // Проблемы культуры городов России: теория, методология, историография: материалы VIII Всерос. науч. симпозиума (Новосибирск, 21–22 октября 2010 г.) / отв. ред. Д.А. Алисов, Ю.Р. Горелова. – Омск: ООО «Издательский дом «Наука»», 2010. – С. 246–251.

  

Вернуться к содержанию >>>


© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ