Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

Рейтинг@Mail.ru

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




Бабикова Т.В.

НОВЫЙ АЛЬБОМ ГОРОДСКОГО МУЗЕЯ «ИСКУССТВО ОМСКА»


Коллекция уникального по своим задачам музея, ориентированного исключительно на местную культуру и современное творчество представлена впервые широкому кругу читателей. В основе альбома Городского музея «Искусство Омска» (ГМИО) – междисциплинарные исследования явлений и процессов художественной жизни одного из крупнейших центров Сибири.

Известно, что сгущение импульсов развития культуры имеет точечный характер и естественную привязку к «Месту», становящимся «культурным пространством». Музей художественно-культурологического профиля был создан в 1991 г. по инициативе искусствоведа-философа В.Ф. Чиркова, благодаря административной и финансовой поддержке города. Главной темой музея стало исследование образа своей территории, изучение «GeniusLoci», то есть присущего нашему городу «Духа места». Это понятие помогает выявить общий характер, ментальный строй города вообще. Ведь знаковые имена, события, идеи, связанные с территорией Омска – Ф.М. Достоевский, М.А. Врубель, программа Сибирского областничества, образы «Белой столицы России» и «Соединенных Штатов Сибири» и многое другое.

В первой половине 1990-х гг., в период активного формирования коллекции, ГМИО играл важную роль в художественной жизни не только города, но  и региона. Уже первые крупные акции ГМИО (все сибирские выставки-симпозиумы «Накануне рубежа веков»(1994), «Война и Мир, или Ад и Рай» (1995); «Человек в пространстве времени» и «Формула вещей» (1996)сплотили вокруг музея философов, культурологов, историков Москвы, Урала, многих городов Сибири. 

Культурологический подход предполагает целостное, всестороннее рассмотрение искусства как части культуры. ГМИО, по мнению директора музея Л.А. Тимковой, своего рода музей-лаборатория, он значительно отличается от классических художественных собраний при совпадении основных целей научной работы.

За время деятельности музея его сотрудниками и коллегами из других городах проработан ряд понятий: Дух места, образ города, ландшафт, город-текст, городской миф. Омск выбрал и признал художественную форму самопознания важной и принципиально необходимой, отмечает культуролог Е.В. Груздов, заместитель директора по науке, и «музей взял на себя миссию – удержания и развития связи города и искусства с целью самопознания, самоидентификации, репрезентации на уровне сообщества и отдельных людей». Именно в них пространство и время сливаются; Дух места соединяется с характером эпохи, размывается граница между субъектом и объектом.

Внимательному читателю-зрителю альбом дает возможность самому, как соучастнику творческого процесса, подключиться к познанию городом себя. Ведь как верно подмечено, пространство нашего города – это пространство жизни во всей сложности.

Особенность истории омского искусства, как пишет искусствовед Г.Г. Гурьянова, состоит в стремлении к обретению хронологической и фактологической целостности: объединению разных художественных сред, представлению широкого круга имен, а также в создании такой периодизации развития художественного процесса, которая выстраивается не извне, а изнутри, сообразно руслам и силе течения искусства Омска. Постепенно знаковость местной культуры складывается не только из сопоставлений и/или противопоставлений с культурой государственной, но и действительно наполняется местными смыслами.

Если в первой половине и середине 1990-х гг. ГМИО был инициатором сибирского художественного процесса, то в 2000-е гг., он утратил финансовую поддержку города и оказался заложником административной политики. Сотрудники продолжили свое теоретическое обоснование уникальности музея: В.Ф. Чирков – в масштабах разнообразных концептуальных проектов по всей Сибири, Г.Ю. Мысливцева изучала результат одухотворения городом своего ландшафта, визуальный и вербальный образ города, Е.В. Груздов занимался мифологией Омска.

Многочисленные и значительные страницы альбома, связанные с историей художественной жизни города прошедшего века, наряду с культурологическим умением соединять, дополнять, менять позиции помогает поднять статус художественного творчества в приоритетах современной общественной жизни. Без этого материала процесс освоения местной художественной культуры специалистами и широкой читательской аудиторией затруднен.

Основные концептуально-методологические подходы, изложенные авторами книги, освещают отдельные стороны бытия Омска, но они действительно применимы к любому месту, если в этом месте есть искусство.

К сожалению, дореволюционное здание, полученное музеем в конце 1990-х гг., уже давно ждет ремонта, и мы не имеем возможности увидеть те произведения омских художников 1950–2010-х гг., в которых актуализированы особенности именно омского художественного пространства, и которые собраны для омичей Городским музеем «Искусство Омска». Так взаимосвязи локального, регионального, общероссийского своеобразия, изменения социокультурной ситуации проявляются в «культурном пространстве» одного из старейших центров Западной Сибири.

     

Вернуться к содержанию >>>

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ