Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




Ю.Р. Горелова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН 
В СИБИРСКОМ РЕГИОНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 

Культурная политика в силу чрезвычайной актуальности и высокой практической значимости, неоднократно становилась объектом научныхисследований. Социологические основания культурной политики раскрыты в трудах И.В. Бестужева-Лады, А.В. Дмитриева, Т.Н. Заславской, И.Г. Ионина, В.П. Лященко, Э.А. Орловой, Б.Д. Парыгина, А.Я. Флиера, В.А. Ядова и др. Теоретико-методологические и философские аспекты данного проблемного блока отражены в трудах А.И. Арнольдова, Г.Н. Волкова, Э.В. Ильенкова, Б.И. Каверина, В.А. Лекторского, В.С. Степина, А.Н. Чумакова, В.Г. Юдина и др. С точки зрения системного подхода проблемы культуры в целом, и культурной политики, в частности решались такими теоретиками культуры как Л.Н. Буева, ВД. Диденко, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Т.Ф. Кузнецова, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, К.Э. Разлогов, В.И. Толстых, В.Г. Федотова. В последнее время по данной проблематике защищен целый ряд диссертаций (Н.М. Горелова, Г.А. Смирнов, А.А. Нагай и др.). На материалах омского региона проблемы культурной политики активно исследуются Н.М. Геновой, Н.А. Томиловым, Т.Н. Паренчук и другими исследователями.

По мнению В.С. Жидкова и К.Б. Соколова, «культурная политика – это специфический вид деятельности... по регулированию культурной жизни, сводящийся к воздействию на личность с целью формирования ее картины мира…»1. Данное определение требует некоторых пояснений. Во-первых, следует уточнить, что под культурной жизнью авторы понимают «совокупность социальных институтов, занятых созданием культурных ценностей и их последующей фиксацией на неких материальных носителях или в навыках людей, отбором, хранением и транслированием культурных ценностей»2. Во-вторых, под картиной мира авторы понимают «ядро культуры, которое обеспечивает взаимопонимание представителей различных субкультур, входящих в данную культурную общность»3.

В зависимости от положения в системе «производство – сохранение – распространение – восприятие культурных ценностей», авторы предлагают выделить следующих субъектов культурной жизни: люди, принадлежащие к разным субкультурам и являющиеся объектами культурной политики; люди, обеспечивающие инновационную деятельность в сфере культуры, вырабатывающие новые «продукты» культуры; люди, осуществляющие культурную политику, государственные деятели, определяющие законодательные и иные правила поведения в сфере культуры, чиновники, управляющие ее социальными институтами, меценаты.

Государство как субъект культурной политики призвано выполнить три основные цели: во-первых, формирование общенациональной картины мира и ее распространение среди граждан; во-вторых, поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям; в-третьих, развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности. Кроме государства, субъектами культурной жизни могут быть создатели культурных ценностей, их пропагандисты и потребители (пользователи).

Средства осуществления культурной политики многообразны. Прежде всего, это социальные институты религии, искусства и науки, занимающиеся созданием новых культурных ценностей, а также отбором их из накопленного культурного богатства для трансляции в социум. Затем это каналы их распространения – социальные институты образования и массовых коммуникаций, образующие комплекс, в значительной мере формирующий картину мира. Культурная политика имеет два аспекта внутренний (сохранение культурного ядра при взаимовлиянии различных субкультур) и внешний, подразумевающий защиту своеобразия национальной картины мира от внешних влияний более «сильных» культур и ознакомления с ней других народов. Значимой функцией культурной политики любого государства является примирение существующих в обществе субкультур.

Говоря о культурной политике государства, необходимо представлять, что художественная жизнь общества включает в себя одновременно несколько процессов каждый из которых нуждается в управлении со стороны государства. Это создание, сохранение, распространение и восприятие художественных (если в более широком смысле, то и культурных) ценностей.

По мнению Н.Г. Денисова, существует несколько уровней реализации культурной политики в зависимости от основного субъекта. Первый – государственный; второй – национально-региональный, третий уровень – муниципальный; четвертый институциональный (в качестве субъектов культурной политики выступают культурные и образовательный учреждения), пятый уровень – личностный4. Не дублируя друг друга все же они соотносятся между собой, и эти отношения необходимо детерминированы логической взаимосвязью части и целого.

Данные общетеоретические положения значимы для настоящего исследования в связи с тем, что практически полностью могут быть отнесены и к уровню локальной (региональной, городской) культурной политики. Данное утверждение базируется на анализе определений культурной политики, ее субъектов и основных функций, содержащихся в исследованиях региональных аспектов культурной политики.

По мнению Н.М. Геновой, региональная культурная политика выступает как «идеология управления, обеспечивающая функционирование культурной жизни в регионе»5, а так же как «способ согласования интересов элиты региона, руководства органами культуры и специалистов учреждений культуры и искусств в процессе формирования региональных культурных программ, в ходе создания, хранения и распространения культурных ценностей, а также субъектов, созидающих культурные ценности населением, имеющим свои ценностные ориентации»6.

Исходя из особенностей современного этапа развития культурных процессов, характерных для России в целом, и Омского региона, в частности, Н.М. Генова определяет следующие задачи региональной культурной политики7. Во-первых, переход к социально-культурной самодеятельности путем развития широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирования культурно-творческой активности населения. Во-вторых, поддержка учреждений и общественных институтов, способствующих налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию.

Государственная культурная политика в области поддержки искусства и творческой активности граждан в регионе выстраивалась в соответствии с приоритетами, сформулированными в концепциях развития культуры отдельных областей и посланиями Президента Российской Федерации. Решение задач по укреплению и развитию единого культурного пространства сибирского региона в 2012 г. осуществлялось посредством реализации ведомственных целевых программ, утвержденных Министерством культуры РФ и областными Министерствами культуры.

Среди учреждений культуры, обеспечивающих реализацию ее рекреационной функции (т.е. обеспечение возможности содержательного, эстетически и этически наполненного досуга) особое место занимают театры. Общая ориентация современной культуры на зрелищность обеспечила с одной стороны гарантированный успех театрального искусства и развитие сети театров, с другой, – определила изменение концептуальных приоритетов театра как субъекта культуры, изменение его репертуарной политики и взаимоотношений со зрителем. Большая часть людей приходит в театр отдохнуть, развлечься. В меньшей степени публика ищет удовлетворения высоких эстетических потребностей, и совсем не ориентирована на художественный поиск и эксперимент. Это приводит к неизбежному перерождению репертуара. Неизменным успехом у современной публики пользуются постановки шедевров зарубежной и русской классики. Значительное место в репертуаре занимают постановки по произведениям современных российских авторов. Сегодня театр вовлекается в трудную борьбу за время и деньги потребителей. Сами театры начинают кардинально отличаться друг от друга, каждый имеет свою репертуарную специфику и ориентирован на свою зрительскую аудиторию.

Театральная жизнь региона на современном этапе отличается большим разнообразием эстетических направлений и организационных форм. В последнее время в Сибири появляется целый ряд новых и успешно развивающихся театральных коллективов. Среди них – Новосибирский городской драматический театр, Омский государственный камерный «Пятый театр» Омский городской драматический театр «Студия» Любови Ермолаевой, Театр драмы и комедии «Галерка», томский театр «Версия», театр-студия «Осколки», Иркутске – театр-студия «Театр пилигримов», городской Театр народной драмы, Кемерове – Театр для детей и молодежи, в Алтайском краевом драматическом театре им. В.М. Шукшина (Барнаул) открылась творческая мастерская местного драматурга А. Строганова и др.

Наряду с государственными театрами действуют муниципальные театры и студии. Среди них: театр-студия «Подвал» в Барнауле, драматический и кукольный театры в Братске, Театр драмы и комедии в Усть-Илимске, Драматический Лицейский театр в Омске. Появляются независимые (негосударственные) профессиональные театры, актерские товарищества, антрепризы в Омске, Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Кемерово и других городах.

В настоящее время в регионе начитывается свыше 80 профессиональных театральных коллективов (государственных и муниципальных театров, театров-студий и т. п.).

Активно в Сибирском регионе реализуется фестивальное движение. С 2000 г. проводится ежегодный международный фестиваль независимых театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Sib-Altera», в рамках которого, помимо показа спектаклей, организуются семинары и творческие лаборатории, открытый конкурс драматургов «Новый стиль». Создана межрегиональная организация некоммерческое партнерство «Независимые театры Сибири и Урала «Открытый контакт». С 1999 г. в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» создано объединение (Товарищество) театров кукол Сибири. В 2005–2006 гг. в товарищество входило 16 театров, (из Абакана, Барнаула, Братска, Железногорска, Кемерова, Красноярска, Новокузнец­ка, Новосибирска, Омска, Томска, Тюмени, Улан-Удэ, Читы и др.).

На современном этапе значительно расширились рамки международного сотрудничества. С 2005 при Омском академическом театре драмы действует Лаборатория современной драматургии Сибири, Урала и Дальнего Востока, в работе крой участвуют известные драматурги, театроведы, режиссеры из разных городов страны. В регионе проходит всероссийский фестиваль «Панорама музыкальных театров». Одной из примет времени стало активное проведение театральных фестивалей. Театры Сибири, как музыкальные, так и драматические являются не только их активными участниками, но и организаторами. Ежегодные театральные фестивали и смотры-конкурсы проводятся в большинстве крупных городов региона. В Кузбассе – «Кузбасс театральный», всероссийский театральный фестиваль «Надежда России». В Красноярском крае – «Театральная весна», «Итоги сезона», фестиваль современной драматургии «ДНК – Дубль II». В Томской области – «Маска». В Иркутской области – «Алые паруса» и «Иркутск. Театр. Апрель» (для молодежных любительских театров). В Алтайском крае – международный фестиваль театральных школ «Сердце Азии». В Иркутске – международный фестиваль пластики и пантомимы «Мимолет», Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. В Тюмени – театральный фестиваль-конкурс «Золотой конек». В Новосибирске традиционно проводится Международный рождественский фестиваль искусств, а также фестиваль уличных театров «Три волны» и др. В Омске – «Молодые театры России» (2003, 2004) и «Театральная весна» (для самодеятельных театров). С 2000 г. проходит международный фестиваль профессиональных независимых театров Сибири и Урала «Sib-Altera» и межрегиональный фестиваль «Сибирский транзит» (с 2001).

Активно театры региона проводят обменные гастроли друг с другом. Так, в 2012 г. состоялись обменные гастроли БУК «Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» с Карагандинским театром музыкальной комедии (Республика Казахстан), показано 12 спектаклей для 2 300 зрителей; с Государственным театром кукол Удмуртской Республики, показано 24 спектаклей для 3 100 зрителей; с Иркутским областным театром кукол «Аистёнок», показано 18 спектакля для 3 068 зрителей. Традиционными являются поездки муниципальных театров театров областных центров по сельским районам. Так в Омской области в 2012 г. в 23 муниципальных районах показаны 143 спектакля, которые посмотрели более 21 тыс. зрителей.

В сибирском регионе действует система концертных организаций, поддерживаемая системой музыкального образования, включающего все звенья – от детских музыкальных школ до высших учебных заведений (прежде всего, Новосибирская консерватория и Красноярская академия музыки и театра, кроме того, открываются музыкальный факультет Иркутского педагогического института, Восточно-Сибирский институт культуры в Улан-Удэ Кемеровский и Алтайский в Барнауле институты культуры). В регионе сложилась развитая сеть концертных организаций (филармоний), в структуре которых функционируют симфонические и народные оркестры, инструментальные и вокальные ансамбли, хоры и литературно-художественные коллективы.

Симфонические оркестры действуют в Томске, Барнауле, Новосибирске,Иркутске, в в Омске, в Республике Тыва, в Красноярске, Улан-Удэ, Кемерово, Абакане. В репертуаре симфонических оркестров сочинения зарубежных и отечественных исполнителей от добаховской эпохи до наших дней: венская классика, немецкая романтика, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Скрябин, Шостакович, Прокофьев, Шнитке, Свиридов, Губайдулина, Денисов, Капчели, Равель, Дебюсси, Вагнер, Малер, Шуберт, Штраус, Стравинский, и многое др. Исполняются симфонические сочинения сибирских композиторов. Коллективы филармоний успешно гастролируют по Сибири, России и за рубежом.

Новосибирская областная государственная филармония объединяет множество профессиональных коллективов, среди которых ансамбль солистов «Новосибирская камерата», концертный духовой оркестр, струнный квартет, вокальный ансамбль под руководством засл. артиста РФ Шаромова, хоровой ансамбль «Маркелловы голоса», фольклор, ансамбль «Рождество», трио «Исток»и др. В составе филармонии работает камерный оркестр, фортепианные дуэты, русский академический оркестр и др. Активно развивается гастрольная деятельность, проводятся разнообразные фестивали, в т. ч.ежегодный фестиваль «Классика и современность», Международный Рождественский фестиваль искусств, ежегодный фестиваль русской музыки «Покровская осень». Проводятся международные джазовые фестивали, международные фестивали фортепианных дуэтов, международные фестивали старинной музыки, фестивали гитарного искусства, фестивали детского музыкального творчества и т. д.

В Республике Бурятия на сегодняшний день действуют АУК РБ Государственный ордена Трудового Красного Знамени Бурятский академический театр драмы им. Хоца Намсараева, ГАУК РБ Государственный русский драматический театр им. Н.А. Бестужева, АУК РБ «Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр», ГАУК РБ «Бурятский национальный театр песни и танца «Байкал», АУК РБ «Бурятская государственная филармония», ГАУК РБ Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. н. а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова. С 1992 г. существует детская филармония, в музыкально-просветительной деятельности которой активно участвует симфонический оркестр. В составе филармонии – оркестр бурятских народных инструментов, Театр пластической драмы «Человек» (рук. И. Григурко). Коллективы и солисты филармонии гастролируют, участвуют в фольклорных фестивалях, вокальных конкурсах, проводимых в России и за рубежом. При участии сотрудников филармонии проводятся различные мероприятия: Международный музыкальный фестиваль искусства горлового пения и протяжного пения, региональные фольклорные фестивали старообрядческих художественных коллективов, национальных культур Восточной Сибири («Содружество сердец»), буддийской культуры, традиционные региональные конкурсы дирижеров народных оркестров для студентов музыкальных учебных заведений и др.

В Иркутской областной филармонии действуют симфонический и камерный оркестры, ансамбли, Молодежный камерный хор, хоровой ансамбль «Вдохновение», дуэты, квартеты, трио, ансамбль русских народных инструментов под руководством. По инициативе и при участии филармонии организуются фестивали, декады, творческие вечера иркутских композиторов и ведущих деятелей культуры, музыкальные марафоны. Регулярно проводятся фестивали органной, камерной, хоровой и народной музыки, традиционная детская неделя «Музыкальнаявесна», ежегодные фестивали «Сияние России», «Декабристские вечера» и др. Коллективы филармонии гастролируют по стране и за рубежом (Япония, Китай, Германия, Канада, Франция, Швейцария, США).

Всоставе Омской областной филармонии действовали действуют симфонический и камерный оркестры, русский народный хор, духовой оркестр, оркестр джазовой и популярной музыки, квинтет духовых инструментов, солисты-инструменталисты, солисты-вокалисты, мастера худ. слова, детская филармония. Коллективом филармонии проводятся международные музыкальные фестивали (органный, джазовый и др.), фестивали камерной музыки. При участии и поддержке Омской филармонии проходят Межрегиональный детский фестиваль-конкурс русской песни им. Е.В. Калугиной, фестивали районов Омской области«Душа России» и др. Успешно реализуется творческое сотрудничество оркестра с театрами города.

При алтайской краевой филармонии действуют камерный, инструментальный, вокалальный и эстрадный ансамбли, оркестр русских народных инструментов, студия художественного слова, симфонический оркестр. Наряду с академической музыкой в афишах представлены эстрада и рок, оркестры и ансамбли народных инструментов, народно-танцевальные коллективы.

При томской областной филармонии регулярно проводится ежегодный фестиваль искусств «Северное сияние», регулярно организуются Дни культуры Томска в Кузбассе ина Алтае. В составе филармонии: симфонический оркестр, ансамбль «Сибирские узоры», музыкальный лекторий, дуэт домр, инструментальный квартет и др.

При красноярской государственной краевой филармонии действуют симфонический оркестр, Красноярский русский народный оркестр, хор мальчиков и юношей «Каприччио», ансамбль «Свободный балет», джаз-квартет, ансамбль народной музыки «Наигрыш», духовой квинтет, вокальный ансамбль, ансамбль «Ярмарка», литературно-театральные, цирковые и вокально-инструментальныегруппы и т. д.

При Кемеровской областной филармонии, кроме симфонического оркестра и камерного хора, действуют театр танца «Сибирский калейдоскоп», в репертуаре которого танцы коренных народов Сибири, России, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В состав филармонии входят также ВИА «Новое банджо» и детский театр танца «Золотой ключик», литературный театр «Слово», театр-студия «Иллюзион» и др.

В репертуаре коллективов Читинской областной филармонии русская и зарубежная классика, джазовые композиции, эстрадные миниатюры, сочинения забайкальских композиторов, обработки народных песен. Работает детский камер, театр (муз. спектакли, литературно-музыкальные композиции для детей и юношества и др.).

При государственной филармонии республики Тыва действуют симфонический оркестр, лекторий, фольклорно-этнографический ансамбль «Тыва» (14–15 марта в г. Кызыле состоялся конкурс традиционных носителей горлового пения хоомей среди детей, молодежи и ветеранов, посвященный 25 летию фольклорно-этнографического ансамбля «Тыва»), ансамбли «Саяны», «Аяп», мюзик-холл детская филармония с вокальной и хореографической группами и др.

В составе хакасской республиканской филармонии открылась национальный ансамбль песни и танца «Улгер», симфонический оркестр, солисты (вокалисты, инструменталисты), эстрадно-концертная, группа. В рамках проекта «Музыкальная академия» проводятся циклы концертов классической музыки с участием солистов, камер, ансамблей, хора и т. д.

В составе государственной филармонии Республики Алтай действуют коллективы фольклорной направленности. Наряду с искусством горлового пения, демонстрируется игра на национальных инструментах.. Коллективы филармонии участвуют в культурных акциях, проводимых в Республике Алтай, в частности в ежегодном международном фестивале этнических культур «Живая вода» и др. Самобытные результаты дало взаимодействие древнейших пластов традиционной музыки коренных народов Сибири с европейской традицией, разнообразными экспериментами авангарда и формами массовой музыкальной культуры. Помимо академических жанров, музыкальная культура Сибири охватывает разнообразные явления и формы музыкальной деятельности – оркестры и ансамбли русских и аборигенных народных инструментов, профессиональные народные хоры и ансамбли песни и пляски, духовые оркестры, джазовые и эстрадные коллективы, рок-группы и т. д.

Оркестры русских народных инструментов (ОРНИ) действуют во многих городах Сибири. В их репертуаре – оригинальные интерпретации произведений академической и народной музыки, романсы, произведения сибирских композиторов. Оркестры активно участвуют в фестивалях, выезжает на зарубежные гастроли. Среди них оркестр «Забайкальский самоцвет», государственный оркестр «Сибирь», Омский муниципальный Русский камерный оркестр «Лад», Кемеровский муниципальный ОРНИ, Томский муниципальный русский оркестр, Красноярский филармонический русский народный оркестр. Проводятся региональные фестивали «Русские оркестры па рубеже веков» конкурсы дирижеров оркестров народных инструментов.

Приметой времени становится проведение музыкальных фестивалей, отличающихся разнообразием как по статусу, так по направлениям. Особенно фестивали играют активную роль в формировании таких относительно молодых музыкальных направлений как рок, поп, транс и др. Музыкальные фестивали проходят практически во всех крупных городах сибирского региона. Так с 2004 г. в Иркутске проводится Международный музыкальный фестиваль академической музыки «Звезды на Байкале». С 2006 г. в Иркутске проходит Международный фестиваль «Джаз на Байкале». В Новосибирске проводятся: рок фестиваль «Монстры рока», фестиваль транс-музыки «Трансмиссия», фестиваль «Свой остров», фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны», а также Маланинский конкурс-фестиваль гармонистов. В Красноярске традиционно проходит театрально-музыкальный фестиваль «Надежда» (в программе: художественное чтение, фортепиано, духовые, ударные, струнные инструменты) и фестиваль барабанщиков «Drumbeat». В Томске – фестиваль авторской песни «Бабье лето», ежегодный виртуальный фестиваль «Muz-Online», фестиваль самодеятельных творческих коллективов «Факел», фестиваль инструментальной музыки «Живые нотки». Кроме собственно музыкальных, следует отметить и активное фестивальное движение в области хореографии. Так в Новосибирске проходит хореографический фестиваль «Калейдоскоп ритмов»; в Красноярске – фестиваль современного танца «Айседора» и «Сальса-фестиваль».

Таким образом, можно заключить, что на современном этапе реализация приоритетных направлений государственной культурной политики в области поддержки искусства и творческой активности граждан способствовало развитию данной сферы на высоком уровне, формированию широкого спектра социально-культурных инициатив, стимулирующих развитие культурно-творческой активности населения. Кроме того, поддержка учреждений и общественных институтов, способствующих развитию сферы профессионального и любительского исполнительства. Данное обстоятельство способствовало налаживанию контактов творческой интеллигенции с другими социальными группами, созданию творческой атмосферы в регионе, чему во многом способствовало развитие фестивального движения.


Примечания

1 Жидков В.С. Соколов К.Б. Культурная политика России. – М., 2001. – С.67.

2 Там же. – С. 66.

3 Там же. – С. 69.

4 Денисов Н.Г. Региональные субъекты социокультурного развития: структура и функции. Автореф. дис….д. филос. н. – М., 1999. – С. 27–28.

5 Генова Н.М. Философские аспекты формирования культурной политики региона. Автореф. дис…канд. филос. Наук. – М., 2003. – С. 6.

6 Там же. – С. 8.

7 Там же. – С. 9.

 

Вернуться к содержанию >>>

        

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ