Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




Н.И. Шитова

ТРАДИЦИОННЫЕ ЖЕНСКИЕ РУКОДЕЛИЯ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА*

 

Предметы женского рукоделия являются тем значимым проявлением традиционной народной культуры, для которого характерно длительное, вплоть до настоящего времени, бытование с сохранением значения в семейной и календарной обрядности, а также в духовной жизни. Особый интерес представляет бытование таких предметов в условиях унификации культуры, со второй половины ХХ в. вплоть до настоящего времени, поскольку оно является одним из проявлений процесса трансформации традиционной культуры и ее адаптации к новым условиям.

Русское население Горного Алтая (за исключением Усть-Коксинского района Республики Алтай), длительное время оставалось без внимания специалистов-этнографов, в том числе, и в отношении изучаемых традиций. Настоящая работа посвящена особенностям культуры русского населения, проживающего в среднегорной и низкогорной зонах Горного Алтая. Исследование основано на полевых материалах автора, собранных в 2014 г. в Шебалинском, в 2012–2013 гг. – в Турочакском и Чойском районах Республики Алтай, а также на материалах музейных фондов.

Среди женских рукоделий длительное бытование характерно для полотенец, скатертей, половиков. Из всех этих изделий полотенце представляет собой предмет, в наибольшей степени насыщенный символическим значением. Особое знаковое значение полотенца, его важнейшие функции в семейных обрядах, его близость к самому важному для христианина предмету – иконе – все это придает ему особый статус. При создании полотенца традиционно применяли такие виды женского рукоделия, как ткачество, вышивка и вязание. В рассматриваемый период на изучаемой территории при изготовлении полотенец ткачество и вязание уже не использовали, при этом бытовала традиция вышивать полотенца: «Полотенца были, сестра вышивала» (З.И. Усова, с. Чоя). Об их изготовлении было, по существу, забыто в трудные годы ХХ в. Но после преодоления послевоенных трудностей традиционное женское занятие – вышивка – снова стало популярным: «Вышивали много, в 60-х было модно» (В.К. Суворов, с. Гусевка). Вышивали уже преимущественно не полотенца, а салфетки, картинки, постельные принадлежности, скатерти.

1. Полотенце. Вторая половина ХХ в. Музей при центре детского творчества, с. Турочак (Турочакский район Республики Алтай), 2012 г., фото автора. Традиционно полотенца изготавливали двух видов – одни были предназначены собственно для вытирания рук (рукотерты), другие – для использования в обрядовых целях, украшения икон: «Полотенца вышитые над божницей повешают, полотенце для рук отдельно повешают» (А.Т. Ларионова, с. Чоя). Заметим, что в изучаемый период эта грань между полотенцами двух видов становится менее заметна. С одной стороны, за неимением «старинных» полотенец, изготовленных из холста, вышитых и украшенных вязаными концами, в семейной и календарной обрядности стали использовать полотенца из домотканого холста с очень скромной вышивкой, раннее изготовленные и «припасенные» для утилитарного употребления. С другой стороны, по причине отсутствия «старинных» полотенец в обрядовых целях стали использовать покупные фабричные полотна, предназначенные для изготовления кухонных полотенец. Например, такими полотенцами, как свидетельствуют полевые наблюдения автора, могут пользоваться старообрядцы для накрывания книг и прочих принадлежностей для богослужения.

В музейных фондах, также у наших информантов сохранился ряд образцов вышитых полотенец, изготовленных в изучаемый период. Для таких изделий характерна, как правило, значительно упрощенная, по сравнению с образцами начала ХХ в., вышивка. Это вышивки на покупной ткани, предназначенной для кухонных полотенец. Распространено использование для этих целей вафельной ткани, такой материал особенно удобен для вышивки крестом, т.к. структура ткани позволяла обходиться без канвы. Так, например, в музее при центре детского творчества в с. Турочак представлено вафельное полотенце с вышитыми петухами.

Также распространены вышитые полотенца, изготовленные из покупной однотонной хлопчатобумажной ткани. Интересно, что народные мастерицы использовали все доступные им материалы для изготовления полотенец, в том числе не только однотонное полотно, но также и с цветными полосами. Такие изделия, изготовленные Пелагеей Васильевной Колпаковой в 1960-е гг., зафиксированы в с. Ильинка (Шебалинский район). Примечательно, что мастерица выбрала не наиболее модную во второй половине ХХ в. вышивку крестом, а счетную гладь. Отличает ее работы и полихромная вышивка (используются 4 (красный, розовый, зеленый, синий) и 6 цветов (фиолетовый, сиреневый, синий, оранжевый, бордовый, зеленый).

Некоторые рукодельницы продолжали заниматься вышиванием полотенец и в последние десятилетия ХХ в. В музее средней школы с. Соузга широко представлены полотенца, вышитые Е.И. Форманской. Женщина родилась на Брянщине в 1930 г.р., в Горный Алтай вместе с семьей переехала в 1970-е годы: «У Брянщине деды, бабки. Сюда в 1977 г. Приехали в Анос – не понравилось, с Аноса сюда к сестре». Вышивки соузгинской мастерицы выполнены в южнорусских традициях. Для рукодельницы это занятие представляется значимым, поскольку она сохранила традиционное отношение к полотенцу как к предмету особо сакральному, выполняющему важные функции  в семейных обрядах. Особенно ярко значение предмета проявляется в свадебной обрядности: «Песни свадебные плакать охота. Буханку хлеба высвятишь, обернешь этим полотенцем – и молодым» (Е.И. Форманская, с. Соузга). По мнению рукодельницы, вышитые полотенца, скатерти особенно необходимы для украшения дома к Пасхе.

В последние годы место традиционных полотенец в красном углу начинают занимать предметы женского рукоделия, изготовленные на базе современных покупных наборов для вышивки крестом. Ассортимент таких товаров для рукоделия в настоящее время велик. Отличаясь своей удобностью и современностью, эти наборы для творчества позволяют выполнять вышивку со сложным рисунком. Особенно по душе ряду рукодельниц приходятся религиозные темы: это могут быть вышитые картинки, посвященные важнейшим христианским праздникам – Рождеству, Пасхе, а также вышитые иконы. Например, Т.Д. Шарабарина из п. Яйлю украшает красный угол такими вышивками и меняет их в зависимости от сезона. Особое духовное значение для верующих имеет изготовление вышитых икон своими руками.

Украшением дома традиционно служили скатерти. Как отмечают некоторые наши собеседницы, скатерти обязательно использовали в праздники. Они могли быть ткаными, украшенными вышивкой или без нее, а также вязаными. Как и повсеместно, в районе исследования были популярны скатерти – филеи, когда вязаная сетка вышивалась, как правило, цветочными узорами. Так, З.И. Усова вспоминает о рукоделии своей мамы: «У мамы было два филея: связаны с портяных ниток, а выложены цветы шерстяными нитями, потом выкладывали цветы». М.Р. Лучкина рассказывает: «Из конопли скатерти. Филеи вязали. Вяжут как невод из конопли, потом вышивали – розы, листочки зелены». Но во второй половине ХХ в., как свидетельствуют наши материалы, такие скатерти уже не вязали.

В этот период из покупных материалов изготавливали скатерти, вышитые гладью. В настоящее время женщины с удовольствием используют покупные наборы для изготовления праздничных скатертей. Некоторые умелые рукодельницы стараются изготовить в подарок скатерти всем своим родственникам, наиболее близким подругам. Большую коллекцию вышитых на основе покупных наборов скатертей показала нам Т.Д. Шарабарина.

В ХХ в. в традиции было украшать интерьер салфетками, вышитыми гладью или крестом, также вязаными. Но еще можно встретить мастериц, изготавливающих салфетки в традиционной технике плетения. Так, Зоя Павловна Филатова из с. Барагаш (1954 г.р.) пока позволяло здоровье, изготавливала салфетки на пялах. Они представляют собой шестиугольник, изготовленный из деревянных реек с вбитыми по каждой стороне шляпками вверх гвоздями (одинаковое количество на всех сторонах). При плетении мастерица, как правило, использовала нити двух цветов. Третьим цветом после переплетения нитей она делала так называемые «шишечки». Заметим, что Зоя Павловна – редкая мастерица. Она изготавливала не только плетеные салфетки, но также тканые дорожки, вязаные изделия, вышивала ковры. В настоящее время дом мастерицы украшен ткаными, плетеными, вышитыми и вязаными рукоделиями.

Вплоть до настоящего времени в домах некоторых пожилых людей можно увидеть бытовавшие ранее повсеместно вышитые в технике ришелье или украшенные вышивкой или вязаным кружевом занавески (для окон и дверных проемов), вышитые подушки и простыни, по краю которых, в некоторых случаях вышитому, пришито вязаное кружево. В музейных фондах, а местами и в украшении дома или квартиры сохранились красивые принадлежности для оформления кровати – вязаные белые кружева, которые пришивали по низу простыни и они красиво выглядывали из-под одеяла или покрывала. Такое кружево, или простыня с пришитым кружевом, называли «околотки»: «околотки – на койке».

Длительное время на территории Горного Алтая бытовало ткачество. Холст для изготовления одежды, полотенец, скатертей, постельного белья продолжали изготавливать, по причине бедности и отсутствия товара в магазине, и в 50-е гг. ХХ в. Так, жительница с. Камлак (Шебалинский район) вспоминает о своей юбке, изготовленной из холста: «Я напряла тонко-тонко, в черный цвет покрасила – никто не верил, что самотканое» (М.Р. Лучкина, 1928 г., с. Камлак). Если ткать холст для изготовления одежды стало не актуально, то тканые дорожки отдельные мастерицы продолжали изготавливать и во второй половине ХХ в., приблизительно вплоть до 1980-х гг.

Хозяйки традиционно стелили на пол самотканые дорожки, некоторые информанты помнят также, что такие изделия могли употреблять в качестве скатерти: «Дорожка – на столы» (М.В. Киселева, с. Гусевка). В настоящее время их еще продолжают использовать по прямому назначению, некоторые хранят в рулонах новые, заготовленные впрок дорожки.

Изготовление половиков для дома длительное время было актуально в связи с практической необходимостью таких изделий: «Бабушка ткала, мама ткала половики» (З.И. Негодяев, с. Турочак). В некоторых селах ткачихи трудились и в 1970-е – 1980-е гг. Одним из таких мест было с. Соузга, в котором, в связи с работой мясокомбината, имелось сырье для изготовления шерстяных ниток для тканья дорожек: «На свалке собирали шерсть» (А.К. Чувакова, с. Соузга).

Шерсть мыли, теребили, затем пряли и красили, полученные нити использовали как уток, основу сновали из покупных ниток (№10). В первой половине ХХ в. основой для половиков служили льняные нити домашнего производства: «Бабушка ткала – основа льняная, затыкали шерстью» (А.К. Чувакова, с. Соузга). Часто для изготовления половиков – дерюжек использовали нити, спряденные из сырья худшего качества, толстые и грубые.

Как рассказывает З.П. Филатова (с. Барагаш), сама она ткала холсты, половики и ковры. При этом сновать станок ей помогала мама, сама сделать эту работу она не в состоянии – станок в разобранном виде лежит на чердаке. Мастерицей-ткачихой была мама А.К. Чуваковой: «Мама была рукодельница – вязала, ткала, свитера и прочее». Заняться ткачеством женщину побудило количество пропадающего шерстяного сырья: «Мама видит, что шерсть выбрасывали – мама наткала половиков мне и сестре». Причем, мастерица научилась ткать у проживавших в селе Барановых, у них же заимствовала и рисунок дорожек. Станок изготовил в Соузге местный умелец: «Станок – сделали маме здесь. Он березовый».

Дорожки, выполненные мастерицей, вытканы узором «ромбики», который получали, заправляя нити основы следующим образом: «Когда основу одеваешь, полоса в одну сторону вдеваешь, другу – в другую. Получаются квадратики…». Чтобы получить узор, главное – не ошибиться при сновании:«Самое хитрое, чтобы рисунок получился правильно, не спутаться». Квартира А.К. Чуваковой устелена красивыми дорожками, которые не поблекли за 35 лет использования. Как считает хозяйка изделий, дорожки долго будут оставаться такими, если соблюдать следующие правила ухода за ними: мыть в холодной воде с мылом и не сушить на солнце.

Помимо дорожек, популярны были и небольшие коврики – «насундучники», вышитые специфическим образом по тканой основе Они широко распространены и в настоящее время и по-прежнему могут использоваться для покрытия сундуков, также скамеек или использоваться в качестве напольных ковриков.

Во второй половине ХХ в. в моде было вышивать ковры. В Горном Алтае в качестве сырья для такого рукоделия использовались коврики, произведенные на Горно-Алтайской ткацкой фабрике. Хозяйки брали в руки иголку, яркие нити и превращали изделие советской легкой промышленности в неповторимый, оригинальный расшитый ковер. При этом расшивался тот рисунок, который уже присутствовал на фабричном изделии.

Многие наши собеседницы вспоминают о том, как любили вязать длинные, до колен или выше колен изделия, чаще в полоску, которые называют чулками или носками: «Чулки вязали ночами по Луне из льняной пряжи иголками, то есть спицами» (З.И. Усова, с. Чоя). Зачастую они были изготовлены из сырья худшего качества – отходов при обработке льна: «Хлопья-то останется, их напрядешь – носки вязали выше колен, жесткие, колючие – на 5 иголках [спицах – Н.Ш.]» (А.Т. Суворова, с. Гусевка).

Долгое время женщины увлекались вязанием крючком ковриков для дома, также всевозможных накидок на кресла и диваны, некоторые хозяйки продолжают заниматься таким рукоделием и сегодня. При этом женщины стремятся фантазировать, проявлять творчество при сочетании цветов, поиске новых комбинаций соединения вязаных деталей и пр. Очевидно, что вязание остается одним из любимых видов женского рукоделия.

В целом, можно говорить о том, что во второй половине ХХ в. в Горном Алтае продолжали бытование традиционные для русских виды рукоделия, такие как ткачество, вышивка, плетение, вязание. В настоящее время предметы рукоделия продолжают использовать по прямому назначению, но изготовление тканых и плетеных изделий прекращено. Актуальными занятиями остаются вышивка и вязание. Если вязаные предметы используются в целях практической необходимости и для украшения интерьера, то в традиции вышивания вплоть до настоящего времени актуальна семантическая составляющая – используя современные материалы и технологии (готовые схемы), рукодельницы насыщают при помощи вышивки изделия символическим значением. Это может быть духовное значение вышивания иконы, или предназначенной для украшения красного угла вышивки на тему Рождества или Пасхи. При помощи вышивания женщины создают подарки, которые обладают особой ценностью в их сознании и в сознании их близких, как сделанных своими руками.

При сопоставлении предметов женского рукоделия, зафиксированных автором в различных природно-географических зонах Горного Алтая (низкогорной и среднегорной), можно заметить, что исторические особенности формирования населения в этих зонах можно проследить как по традиционным предметам рукоделия, изготовленным в конце XIX – начале ХХ вв., так и в состоянии бытования этих традиций в последующий период (вплоть до настоящего времени). Так, разнообразию полотенец, изготовленных в конце XIX – начале ХХ вв., представленных в фондах музеев и хранящихся в семьях в селах так называемого «Песчаного куста» (Ильинка, Барагаш), соответствует и более насыщенное и разнообразное (по сравнению с низкогорной зоной) бытование женских рукоделий в последующий период. 



*Работа выполнена в рамках проекта РГНФ № 14-11-04001 а «Русские среднегорной зоны Горного Алтая: этнокультурная специфика».

Вернуться к содержанию >>>

 

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ