Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

Рейтинг@Mail.ru

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




Р.О. Ястребов

РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (1941–1945 годы)


Историческую память о Великой Отечественной войне формируют, в числе прочих, такие институты как государство, общественное мнение, СМИ и искусство. А если их соединить, то возникает феномен телевидения, которое сочетает в себе как художественное черты (игровые фильмы, сериалы), так и научно-публицистические (документальные фильмы, телепередачи и т.д.). И то, и другое может быть связано с войной, поскольку показ разнообразного материала о Великой Отечественной войне, особенно в праздники, всегда занимает большую долю телевещания. Интересно было бы проследить за тем, что показывают в последние годы 9 мая по российским телеканалам. Например, Виктор Хохлов в своей статье «День Победы на телеэкране: новый формат исторической памяти»1, опубликованной в апреле 2011 г. на сайте РГГУ, показал, как трансформировалось вещание 9 мая в 2005–2010 гг. Автор основывался на телевизионных рейтингах, которые говорят о том, какие из представленных телепродуктов были наиболее популярны у зрителя.

Военный парад традиционно является самым рейтинговыммедиа-событием, уступая обычно только новогоднему обращению президента. Однако парад 2010 г. стал исключительным: масштабное авиационное шоу, парад новейшей техники и войск стран антигитлеровской коалиции и республик бывшего СССР, руководители зарубежных государств на кремлевских трибунах. Парад собрал рекордную аудиторию, с чрезвычайно высокой долей молодежи. Так, только на «Первом канале» доля зрителей парада в аудитории от 18 до 30 лет, составила почти 60 %, а доля молодых женщин до 30 лет – 71,2 %. Как отмечает телекритик А. Бородина, это «редчайший случай» в истории телевидения2.

Не трудно догадаться, почему Парад Победы собирает с каждым годом все большую аудиторию. Во-первых, это формальный повод приобщиться не только к победе, но и вообще к государственной системе. Во-вторых, парады сегодня представляют красочное шоу за счет высоких технологий и различных приемов съемки. В-третьих, это реально демонстрация военной мощи государства, и населению действительно интересно, как это государство будет защищать его в случае войны.

Кроме того, следует заметить, что свою популярность не теряют советские фильмы о Великой Отечественной войне. Каждый год 9 мая показывают такие кинематографические шедевры как «В бой идут одни старики», «Освобождение», «Они сражались за Родину» и многие другие. Эти фильмы популярны и обеспечивают телеканалам дополнительные рейтинги.

Если рассматривать ситуацию только 2012 г., то картина складывается еще интереснее. 7 мая 2012 г. планировался показ фильма «4 дня в мае» совместного производства России, Украины и Германии. Несмотря на то, что режиссер картины Ахим фон Боррис 

из Германии, и даже титры в фильме на немецком языке, продюсером и исполнителем главной роли является Алексей Гуськов, гражданин России. Да и актерский состав в основном российский. Но главное не это. Сам сюжет фильма повествует о том, что защищая немецких сирот в день завершения войны, одно советское подразделение при поддержке остатков подразделения вермахта дает вооруженный отпор другому советскому подразделению. Попросту говоря, в этом фильме советские солдаты убивают друг друга. Картина получила широкий резонанс еще до того, как вышла на телеэкран. В итоге, телеканалу пришлось снять с эфира этот фильм, объяснив свои действия тем, что «намерение НТВ показать в канун Дня Победы – 7 мая – фильм режиссера Ахима фон Борриса "4 дня в мае" вызвало крайне негативную реакцию ветеранских организаций и отдельных зрителей – участников Великой Отечественной войны»3. Какие именно ветеранские организации выразили свою негативную реакцию, на сайте не говорится.

Второй раз «НТВ» прославился полтора месяца спустя. 22 июня, в День Памяти и скорби, показывали фильм «Служу Советскому Союзу» режиссера А. Устюгова. Это уже чисто российская постановка во всех смыслах: и актерами, и создателями, и деньгами. В центре сюжета картины – действия советских заключённых и руководителей исправительно-трудового лагеря при столкновении с немцами в июне 1941 г. Этот фильм так же, как и предыдущий, является очень неоднозначным, поскольку в нем делается акцент на том, что войну выиграли не советские воины, а заключенные, то есть развивается тема «Штрафбата». Сам сюжет сильно натянут, смотрится неинтересно. Но образ «политрука», как изображение сотрудника правоохранительных органов, в том числе органов госбезопасности, выражен в трех ипостасях: рядовой надзиратель, начальник лагеря и сам Л.П. Берия. Игра актеров тоже не на высоте. Но интересно совсем не это. Скандал вокруг картины вышел за пределы и без того широкой блогосферы и дошел до самого верха – до Министерства культуры Российской Федерации. Министр культуры РФ Владимир Мединский направил письмо генеральному 

директору НТВ Владимиру Кулистикову с призывом отказаться от показа фильма. Он аргументировал это так: «Полагаю неуместной демонстрацию более чем спорного фильма "Служу Советскому Союзу" 22 июня, в День памяти и скорби. Это может быть воспринято многими как оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны и нашей исторической памяти»4. Но канал все же показал это фильм, правда сразу же после него был показан старый советский фильм «Падение Берлина», который демонстрирует уже другой взгляд на войну.

На майские праздники 2013 г. ситуация была более благовидной. Первая майская рабочая неделя (29.04 – 5.05) содержала в себе два рабочих и пять выходных дней. Вторая неделя состояла из трех рабочих и четырех выходных. Таким образом, по объяснению В.В. Путина, были урезаны новогодние каникулы и увеличены майские. Но складывается ощущение, что и те, и другие праздники были длинными. За четыре выходных дня по телевидению была показана масса фильмов о Великой Отечественной войне, но таких противоречивых как «4 дня в мае» или «Служу Советскому Союзу» показано не было, что весьма радует. Более того, уже несколько лет на ТВ все меньше наблюдается фильмов, похожих на «Штрафбат», «Московскую сагу», «Детей Арбата» и прочих, посвященных репрессиям и другим отрицательным чертам сталинского режима в годы Великой Отечественной войны.

В майские праздники 2013 года фильмы и сериалы шли целыми днями, показывали как старые советские фильмы «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Освобождение» и т.д., так и новые фильмы и сериалы: «Диверсант», «В августе 44-го», «Звезда». Интересно, что только сериалов с названием «СМЕРШ» было три штуки! Отсюда следует, что такой канал трансляции исторической памяти о Великой Отечественной войне как телевидение в последнее время стремится к воспитанию патриотизма в своем зрителе, поскольку на каждом федеральном канале (за исключением ТНТ) на День Победы шли военные фильмы. А если учесть еще и кабельные каналы, которые специализируются на показе фильмов («Дом кино», «Феникс», «Русский иллюзион»)5, то можно с уверенностью сказать, что зритель вольно или невольно был втянут в процесс формирования и закрепления исторической памяти.

Отдельно хочется отметить парад, посвященный 68-й годовщине Победы. Впервые за более чем 10 лет этот парад принимал человек в военной форме (С.Б. Иванов в камуфляже в 2005 г. не считается). В этом факте отчетливо проявляется политика государства в области обороны и реформ Вооруженных сил РФ. Но такие предпринятые министром С.К. Шойгу шаги, как восстановление Преображенского полка и переделанных А.Э. Сердюковым в бригады 4-й Гвардейской Кантемировской ордена Ленина Краснознамённой танковой дивизии имени Ю.В. Андропова и 2-й гвардейской Таманской ордена Октябрьской Революции Краснознамённой ордена Суворова мотострелковой дивизии имени М.И. Калинина6, непосредственно связаны с исторической памятью. Воинским подразделениям возвращаются названия, под которыми они вошли в историю и обрели славу.

С 2001 г. на телеэкраны вышло большое количество сериалов о Великой Отечественной войне: «Штрафбат» (2004), «Последний бронепоезд» (2006), «Разведчики. Последний бой» (2008) и, конечно, «Диверсант» (2004–2008). Общественная реакция на эти проекты, профинансированные при участии государственных телеканалов, оказалась весьма неоднозначной. «Диверсант» отразил популярные постсоветские исторические мифы: войну выиграли разведчики-сверхгерои, выполняющие невыполнимые задания, без труда уничтожающие сотни гитлеровцев; сражаются они за родину, но при этом родина в лице злых чекистов постоянно их третирует. Как заметил в интервью актер сериала К. Плетнев: «Не надо там правду искать. Если кому именно достоверность нужна, сериал смотреть не стоит, чтобы нервы себе не мотать»7.

Кроме того, в последнее десятилетие стал весьма популярен телеформат «Героико-патриотический фантастический боевик о Великой Отечественной войне», который несет в себе смесь отечественных мифов о войне с голливудскими канонами. Это фильмы «Мы из будущего» в двух частях и «Туман». Последний, следует заметить, выглядит более реалистичным, несмотря на обилие во всех трех лентах фантастических сюжетов. Главной идеей «Тумана» стало то, что в условиях войны отделение неопытных бойцов, которое попало в прошлое случайно, обречено на гибель, что собственно и происходит. В фильме же «Мы из будущего» несколько героев, также попавшихся в прошлое, участвуют в боях, успевают побывать в плену, бежать оттуда, соблазнить санитарку и т.д., но при этом возвращаются назад в наше время совершенно целыми и невредимыми. Другими словами, этот фильм наглядно демонстрирует зрителю тот образ войны, который характерен для сегодняшней массовой культуры. Такой формат только подтверждает идею многожанровости в современном военном кино.

Можно смело утверждать, что телевидение оказывает не меньшее, если не большее, влияние чем кинематограф в формировании исторической памяти о Великой Отечественной войне. Телевидение имеет перед кинематографом много преимуществ. Прежде всего, это охват аудитории, поскольку телевизор смотрит людей намного больше, чем ходит в кинотеатры. Кроме того, телевидение может влиять на формирование исторической памяти у народа не только показом новинок кинематографа, но и демонстрацией старых фильмов, которые пользуются популярностью у зрителя, причем популярностью намного большей, чем новые ленты – это также обеспечивает телеканалам рейтинги. Еще одна особенность телевидения – это возможность демонстрации документальных фильмов о Великой Отечественной войне, а ведь этот авторский продукт в последнее время опирается не столько на достоверные источники и факты, сколько на личную точку зрения автора и согласных с ним «экспертов». По всем этим направлениям в последнее время лидирует НТВ, которое превратилось в «арену острых дискуссий» по всем направлениям человеческой жизни: от личной жизни звезд шоу-бизнеса до политической жизни государства.

Не следует забывать и об информационной составляющей телевидения. Документальные проекты последних лет оказывают огромное влияние на формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне, которую формируют позитивно с точки зрения государственной власти. Как известно, к созданию такого рода проектов привлекаются не только участники событий, но и эксперты, мнение которых подается как точка зрения современной науки. С уверенностью можно сказать, что такие программы, а иногда даже циклы программ влияют на формирование исторической памяти ничуть не меньше, а иногда даже и больше, нежели кинематограф.

Информационные новостные программы, это уже стало трендом, за несколько месяцев до Дня Победы начинают транслировать сюжеты и фильмы о войне все чаще и чаще. На крупных федеральных каналах в новостях появляются целые рубрики, посвященные той или иной теме в истории Великой Отечественной войны. Учитывая размер целевой аудитории данных программ можно с уверенностью сказать, что трансляция исторической памяти всегда имеет огромное значение для современного россиянина, поскольку зритель волей-неволей получает информацию.

В последнее время телевидение берет на себя основную часть задач кинематографа, так как любой фильм рано или поздно показывают по телевидению. Важно также заметить, что телевидение сейчас не выступает как однородное явление, у каждого канала своя политика и аудитория. С точки зрения формирования исторической памяти, выделяются несколько крупных телеканалов, которые к этому действительно причастны: «Первый канал», «Россия 1», «НТВ» и «Звезда». У каждого из них и средства, и популярность позволяют влиять на мнение зрителя, добиваясь формирования у него определенных представлений о войне и, вследствие этого, формировать и вносить коррективы в коллективную историческую память.

Такие составляющие телевидения как информационно-аналитические выпуски, ток-шоу, документальные программы имеют целью не только и не столько донесение информации о войне до целевой аудитории, сколько именно формирование и трансляцию официальной точки зрения на войну до граждан России. Из всего это следует, что роль телевидения в формировании исторической памяти вообще сегодня высока и в будущем только вырастет.


Примечания

1 Хохлов В. День Победы на телеэкране: новый формат исторической памяти [Электронный ресурс] // Российский государственный гуманитарный университет: [сайт]. URL: http://visantrop.rsuh.ru/article.html?id=‌1173673#_ednref9 (дата обращения 25.02.2015).

2 Бородина А. «Первый канал» привел молодежь в День Победы // Коммерсантъ. – № 83 (4383). – 2010. – 13 мая.

3 В сетку вещания НТВ внесены изменения. Вместо фильма «4 дня в мае» канал покажет «В августе 44-го…» [Электронный ресурс] // НТВ: [сайт]. URL: http://www.ntv.ru/novosti/295326/ (дата обращения 25.02.2015).

4 Министр культуры призвал НТВ снять с эфира фильм «Служу Советскому Союзу» [Электронный ресурс] // Lenta.ru: [сайт]. URL: http://lenta.ru/news/2012/06/19/movie/ (дата обращения 25.02.2015).

5 Телепрограмма на 9 мая [Электронный ресурс] //Яндекс. Телепрограмма: [сайт]. URL:http://tv.yandex.ru/66/ (дата обращения 25.02.2015).

В России воссозданы Таманская и Кантемировская дивизии [Электронный ресурс] //Газета. ru: [сайт]. URL:http://www.gazeta.ru/social/news/2013/05/04/n_2890657.shtml (дата обращения 25.02.2015).

7 Диверсант. Конец войны»: Лейтенант Бобриков отслужил в киновойсках // Комсомольская правда. – 2007. – 20 нояб.

 

Список иллюстраций

Рис. 1. Постер к фильму «4 дня в мае» на немецком языке.

Рис. 2. Постер к фильму «4 дня в мае» на русском языке.

Рис. 3. Постер к DVD  изданию фильма «Служу Советскому Союзу».

 

 

Вернуться к содержанию >>>

     

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ