Культурное наследие Сибири |
Электронное научное издание |
![]()
|
![]() Т.Н. Золотова ТРУДНЫЕ ГОДЫ ВОЕННОГО ДЕТСТВА
Дети, чье детство выпало на тяжелые годы войны, особенные: они многое помнят, очень ответственны, трудолюбивы, выносливы и, на удивление, оптимистичны. Моя мама и моя «лелька» (крестная, сестра моего отца) родились в один год. Обе отмечают в этом году 80-летие. Обе – маленького роста (видимо, от недостаточности питания в детстве), подвижные, непоседливые, жизнерадостные. И детство их, во многом похожее, отражает общность судеб всего военного поколения. Мама, Афанасьева Галина Архиповна, родилась 15 июля 1935 г. в городе Нижний Тагил Свердловской области в семье рабочих Уралвагонзавода. В этом же году отца Архипа забрали в армию, а маленькую Галю мама, Ярославцева Марфа Романовна, перевезла на свою родину – в деревню Грачева Мехонского района Курганской области, где после скоропостижной смерти деда, Романа Тихоновича, бабушка Устинья Григорьевна осталась одна с 11-летним сыном Михаилом. Моя крестная, Оглуздина Анастасия Перфильевна, родилась 1 января 1935 г. в деревне Портнягиной Шатровского района Курганской области. В июле 1941 г. вместе со своим младшим братом (моим отцом) Николаем (1938 года рождения), маленькая Ася провожала отца, Афанасьева Перфилия Трофимовича, на войну. В деревне оставались только старики, женщины и дети. Начались трудные и голодные военные годы, когда в тылу было порой тяжелее, чем на фронте… На момент начала Великой Отечественной войны моей маме шел шестой год. Она хорошо помнит, как уходил на фронт добровольцем ее семнадцатилетний дядя Михаил, приписавший себе лишний год, чтобы «сражаться с фашистами». Жили голодно. Колхозники сдавали государству весь выращенный хлеб, собранные овощи, мясо, молоко, а на «трудодни» получали отходы от зерна – «охвостье», в котором было много семян сорняков. Порой от хлеба, испеченного из такой муки, у детей и взрослых отнимались ноги и болели желудки, но это был единственный способ выжить. На каждое хозяйство налагалась «продразверстка» – норма сдачи молока, мяса, картофеля. Сдавали практически все, самим оставались крохи, поэтому, чтобы не умереть с голоду, собирали в лесу то, что подарила «матушка природа» – грибы, ягоды, травы, съедобные корешки. Весной дети ходили по картофельным полям и выкапывали оставшуюся от уборки мерзлую картошку, а взрослые смешивали ее с размолотой сухой листвой боярышника и пекли хлеб.
Настоящего пшеничного или ржаного хлеба сельчане за все годы войны не едали, так как неизменно действовал принцип «все для фронта, все для победы!». Счастливый случай узнать вкус настоящего хлеба представился моей маме только один раз за все военное детство. Марфа Романовна часто возила сдавать зерно в город Курган, который находился в 150 км от Грачевой. В одну из таких поездок маленький обоз, состоявший из двух подвод, запряженных быками, на которых Марфа и ее подруга везли зерно, обогнала машина, груженная настоящими булками белого хлеба. Вдруг одна булка выпала из машины – может, случайно, а может, экспедитор пожалел бедных женщин?... Они подобрали хлеб, разделили пополам и привезли домой. Бабушка разрезала эту половину булки на маленькие кусочки: их хватило, чтобы втроем питаться в течение нескольких дней. Всю жизнь Галя вспоминала эти хлебные крошки как самое лучшее лакомство! Летом 1941 г. в Курганскую область прибыли первые эвакуированные из европейской части России. Их распределяли по семьям колхозников. В семье Афанасьевых поселили учительницу Татьяну Тихоновну с двумя детьми с Украины. Эвакуированных украинцев в Портнягиной оказалось много, они шили местным колхозницам кофточки с кисточками и вышивкой. С тех пор мода на такие кофточки в окрестных деревнях укоренилась надолго.
В программу начальной школы входило военное дело, которое, как правило, вели красноармейцы, временно прибывшие на восстановление после лечения в госпитале. Ребята под их руководством рыли за деревней «окопы», учились ходить строем, пели военные песни, «стреляли» из деревянных самодельных ружей, «метали» самодельные деревянные гранаты и бутылки с «зажигательной смесью». В лесу залезали на тонкие березки и «спускались с парашюта».
В военные годы в каждой деревне продолжали работу колхозы. В Грачевой колхоз назывался «Восток» и до войны имел свое правление, сельсовет, избу-читальню, детский сад, пожарную, «маслену», «мятную баню», магазин, ферму (состоящую из телятника, коровника, свинарника, овчарни, конюшни, «ветряка», силосной башни), а также – пасеку и хлебные склады. Во время войны закрыли магазин и детский сад. «Маслена» работала только осенью во время уборки конопли и льна: в ней отжимали льняное и конопляное масло. В «мятной бане» мяли лен и коноплю, изготавливали волокно для прядения ниток и паклю.
Впереди ждали тяжелые годы послевоенного восстановления, когда трудней всего приходилось семьям, потерявшим кормильцев. Но это людей не страшило, так как главное уже свершилось – в стране наступил МИР, давшийся всем великой ценой миллионов жизней… Когда я задумываюсь, сколько пришлось пережить поколению детей, рожденных перед самой войной и прошедших через ее тяжелые испытания, я начинаю понимать причину их стойкости и живучести. Они были лишены радостей беззаботного существования, они рано повзрослели, им пришлось много трудиться, голодать, быть разутыми и раздетыми, они осиротели, так и не узнав своих отцов… И все-таки они выжили, а то, что нас не ломает – делает нас сильнее! Они стали сильнее, они выросли и получили высшее образование, они честно проработали всю жизнь инженерами и учителями, вырастили детей, и все трудности и проблемы мирного времени на фоне страшных бедствий войны им кажутся таким пустяком! Поэтому в свои 80 лет мои любимые мама и крестная полны жизни, бодрости и оптимизма, и многое сделали и еще сделают для своих детей и внуков, за что им огромная благодарность. «Что нам какие-то санкции и кризис?!» – изрекла недавно моя мамуля. – «Войну пережили и сейчас выживем!» И я уверена: да, она выживет! И все мы выживем, потому что мы – дети этого потрясающего, несгибаемого поколения. Поколения, опаленного, но не сожженного войной!
Список иллюстраций Фото 1. Афанасьева Галина Архиповна (Омск, июль 2012 г.). Фото Т.Н. Золотовой. Фото 2. Анастасия Перфильевна Оглуздина (с. Спицыно Шатровского района Курганской области, август 2012 г.). Фото Т.Н. Золотовой. Фото 3. Ученики и учителя начальной школы (д. Грачева Шатровского района Курганской области, лето 1945 г.). Фото из архива Г.А. Афанасьевой. Фото 4. Т.Н. Золотова со своими мамой и тетей на берегу р. Исети (с. Портнягино Шатровского района Курганской области, август 2012 г.). Фото Т.Н. Золотовой. Фото 5. А.П. Оглуздина и Г.А. Афанасьева со своими любимыми внучками Олей Суковатицыной и Олей Золотовой (с. Портнягино Шатровского района Курганской области, август 2012 г.). Фото Т.Н. Золотовой. Фото 6. Галина Архиповна с внуком Дмитрием и дочерью Татьяной в день рождения (Омск, июль 2012 г.). Фото Т.Н. Золотовой. Фото 7. Галина Архиповна на Масленице с внучкой Олей (Омск, март 2013 г.). Фото Т.Н. Золотовой. Фото 8. Г.А. Афанасьева со своей землячкой Л.А. Емельяновой на опушке леса (Омская область, август 2013 г.). Фото Т.Н. Золотовой.
Вернуться к содержанию >>>
|
© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ |
|