Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

Рейтинг@Mail.ru

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




Н.В. Золотарева

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 
(на примере деятельности Музея искусств народов Севера c. Каргасок Каргасокского района Томской области)*
 
 

Диапазон определений термина «культурное наследие» широк и разнообразен. Под культурным наследием понимают совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями1. На информационной составляющей наследия останавливается М.Е. Кулешова: «Наследие можно рассматривать как информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах и необходимый человечеству для своего развития, а также сохраняемый для передачи будущим поколениям»2. Следует отметить, что культурное наследие является комплексным многоаспектным понятием, включающим в себя материальный, движимый и недвижимый, и нематериальный компоненты, а также природное, цифровое наследие и культурные ландшафты. Составляющей всех перечисленных компонентов является этнокультурное наследие, или культурное наследие народов. Под ним понимаются материальные и нематериальные ценности, выработанные этнической культурой и тесно сопряженные с природной средой, которые транслируются на межпоколенном уровне3.

В современную эпоху глобализации, модернизации и унификации культуры хранителями и трансляторами этнокультурного наследия стали музеи, так как именно в них сосредоточены исчезнувшие из повседневности реалии традиционной культуры. В связи с активным возрождением обычаев силами национальных культурных объединений, а также ростом интереса аудитории к традиционной культуре как своего, так и других народов, особо важное значение приобретает изучение опыта актуализации этнокультурного наследия, т.е. вовлечения музейных фондов в различные направления музейной деятельности, адресованные посетителю.

Одной из форм актуализации культурного наследия является этнографический туризм – вид познавательных путешествий, основной целью которых является посещение какого-либо объекта для исследования архитектуры, культуры, традиций и быта этноса, когда-либо проживающего на данной территории4. Выделяют три вида этнографического туризма:

1) посещение существующих поселений;

2) знакомство с этнографическими музеями (при этом особый интерес вызывают музеи под открытым небом);

3) знакомство с традициями, праздниками, обрядами5.

Если в Каргосокском районе первый вид туризма возможен только при посещении традиционных стойбищ, то реализовать два последних – одна из задач музея. При этом второй вид предполагает знакомство с материальной формой культурного наследия, а третий – с нематериальной. Таким образом, музей, проводя исследовательскую работу и представляя ее результаты в виде выставок, экспозиций, интерактивных технологий, может познакомить посетителей с обеими формами этнокультурного наследия.

Открытие музея народного творчества, созданного на общественных началах в с. Каргасок, состоялось 2 апреля 1993 г. Первым директором музея была Алла Николаевна Панова – человек энергичный и целеустремленный. Не имея финансирования, она должна была провести ремонт помещения, выделенного под музей, а также собрать фонд. С 1996 г. музей стал филиалом Томского областного художественного музея и был переименован в «Музей искусств народов Севера»6. Приоритетным направлением деятельности Музея искусств народов Севера является сбор и сохранение предметов материальной и духовной культуры коренных народов, проживающих на территории Каргасокского района7.

Материальная составляющая культурного наследия в музее представлена фондами и экспозициями. Основой при создании музея послужила коллекция этнографических материалов известного в Томской области собирателя старины И.К. Мартемьянова. Она включала в себя 139 предметов быта, орудий охоты и рыболовства, нумизматики8. Для пополнения фондов сотрудники проводили активную экспедиционную работу – ездили по поселкам района, а также встречались с местными жителями. На сегодня коллекции музея насчитывают более 1200 единиц хранения основного и научно-вспомогательного фондов9.

Основное здание музея сейчас находится на реконструкции, в связи с чем он располагается в другом помещении общей площадью 85,9 кв. м. Несмотря на небольшую площадь, в музее имеются два зала для экспозиционно-выставочной работы. Войдя в музей, посетитель оказывается в первом зале, где экспонируются берестяные изделия различных мастеров, украшенные различными орнаментами – от традиционных хантыйских мотивов до современных сюжетов.

Большой интерес у посетителей вызывают берестяные изделия Н.В. Югиной. В музее представлены более 50 ее изделий (туеса, шкатулки, сундучки, куклы, шахматы, самовар, книга, колыбель и т.д.), выполненных в технике прорезной бересты, аппликации и скобления. Хотелось бы отметить работы, выполненные в технике скобленой бересты. Они интересны тем, что васюганская скобленая береста уже к 1970-м гг. практически исчезла, а Надежда Владимировна одна из немногих, кто воссоздала эту традицию.

Во втором зале музея расположена постоянная экспозиция «Медвежий мыс». В пяти витринах представлены предмета материальной и духовной культуры коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Каргасокского района – ханты и селькупов. Экспозиция, построенная на тематическом и сюжетно-образном принципах, отражает основные занятия – охоту и рыболовство, традиционные верования, декоративно-прикладное искусство. Учитывая художественный профиль музея, определенный образ создается через экспонирование предметов искусства. В первой витрине постоянной экспозиции представлены атрибуты хантыйского медвежьего праздника (берестяные маски, выполненные Н.В. Югиной, шапка и рукавицы «Медведь», сшитые Н.А. Громовой, ложки), а также предметы декоративно-прикладного творчества (хантыйское налобное украшение, изготовленное Н.В. Югиной, селькупские нагрудные украшения, браслеты) и материальной культуры (куклы, кружки, солонка, селькупский флаг, наголовник). Образ медведя отражается в орнаментации шапок и рукавиц. Во второй витрине показаны предметы, характеризующие снаряжение охотника (пальма – нож для охоты, сумочка), обувь (чижи, кисы, торбаса), другие предметы материальной культуры (сумочки, кошелек, перчатки, шапка оленевода, сшитая А.И. Наумовой). Витрина украшена панно «Глухарка», что придает этнический колорит экспозиции. В третьей витрине представлены рукавицы с орнаментом «жук» и «глухарка», тапочки, детская обувь (торбаса), эвенкийские перчатки, сумочки, шаманский бубен. В четвертой витрине находятся селькупские туеса, хантыйские музыкальные инструменты (тумран, нарсьюх), сумочка и кошелек из гусиных лапок, сшитые М.Н. Чечулиной. В пятой витрине показаны селькупские туеса, хантыйское нагрудное украшение саклопс, изготовленное Н.А. Пироговой, керамическая композиция по мотивам хантыйского праздника лося (автор – И.И. Максименко), хантыйская дневная люлька, выполненная Н.В. Югиной. Экспозиция дополнена таксидермической коллекцией: во всех витринах выставлены чучела местных птиц (совы, скворца, сойки, кулика, утки), изготовленные известным таксидермистом В.И. Шушкевичем.

Как видим, постоянная экспозиция знакомит посетителя с основными предметами материальной и духовной культуры коренных народов Севера. Кроме того, второй зал музея служит местом проведения различных культурно-образовательных мероприятий. Их главная задача – воссоздание и сохранение для будущих поколений самобытной культуры коренного населения района, т.е. актуализация нематериальной составляющей культурного наследия.

В 2005 г. музей организовал праздник медведя – особо почитаемого у многих народов Севера, в том числе и у хантов, зверя. Был объявлен конкурс на лучшую игрушку-медведя, выполненную из любого материала и в различной технике: вязание, шитье, глина, тесто, дерево и т.д.10 Основные работы для конкурса подготовили ученики детской художественной школы (ДШИ.– Авт.). В апреле в выставочном зале музея начала работу выставка «Медвежий праздник». Во время ее открытия сотрудники музея рассказали посетителям о традициях медвежьего праздника, хореографический коллектив «Искорки» исполнил хантыйский танец, хореографический коллектив школы №2 исполнил главный танец праздника «Тулыглан», также была разыграна сценка в берестяных масках. Изюминкой праздника стала демонстрация моделей одежды с элементами национального орнамента11.

В ноябре 2007 г. в музее проходила выставка «Баю-баюшки-баю», которая знакомила посетителей с историей колыбелей и колыбельных песен. В экспозиции были представлены живописные и графические работы учащихся местной ДШИ, а также колыбели и кроватки, изготовленные Н.В. Югиной, О.Н. Ларионовой, А.М. Керб, И.А. Залогиным. На экскурсии посетители имели возможность узнать какие существовали типы колыбелей, об обычаях и ритуалах использования колыбелей на Руси и у коренных народов Севера, а также о том, зачем обязательно нужно петь младенцу колыбельные песни12.

В декабре 2007 г. в музее открылась выставка «Рыбак и рыбка», рассчитанная на учащихся 1–4 классов, но оказавшаяся интересной всем жителям с. Каргасок. Во время экскурсии посетители могли узнать, как рыбачили, выдалбливали обласки, какие породы рыб водятся в сибирских реках и водоемах. В экспозиции были представлены древние и современные орудия лова: острога, сети, юбка, морда, рыболовные крючки различных форм и размеров. Кроме того, на выставке были показаны полотна юных художников из ДШИ, выполненные акварелью, гуашью, гелевыми ручками. Все работы объединены «рыбной» тематикой13.

В сентябре 2008 г. в музее была открыта выставка «Охотники и утки». Она включала в себя творчество учащихся художественного отделения ДШИ, картины художника В. Миронова, чучела диких птиц, изготовленные В. Шушкевичем, а также различные охотничьи снасти коренных северных народов. В ходе экскурсии посетителям рассказывали о древнейших орудиях охоты, традициях и легендах, связанных с обитателями реки и тайги14.

Кроме того, сотрудники музея занимаются поиском новых форм актуализации этнокультурного наследия. В 2014 г. музей участвовал в грантовом конкурсе социальных инициатив «Родные города» и выиграл средства на реализацию проекта «Онлайн экскурсия как новая форма просветительской и образовательной деятельности в Музее искусств народов Севера с. Каргасок». Осуществление этого проекта позволит учащимся отдаленных поселков Каргасокского района приобщиться к культурному наследию, воочию знакомиться с выставочными проектами музея, общаться с сотрудниками музея в реальном времени. В дальнейшем планируется работа и со взрослым населением района15.

Как видим, Музей искусств народов Севера играет важную роль в сохранении и актуализации этнокультурного наследия коренных народов, проживающих на территории Каргасокского района.У сотрудников музея имеется позитивный опыт в разработке и реализации тематических экспозиций и различных этнотуристических программ. Важным является то, что музей актуализирует как материальное, так и нематериальное культурное наследие ханты и селькупов. В музее проводятся мероприятия, в которые вовлечены разные возрастные категории посетителей – и дети, и взрослые. В результате поиска новых форм работы с посетителями, сотрудниками музея реализуется такая форма этнографического туризма как онлайн экскурсия, которая позволит приобщить подрастающее поколение к ценностям культуры, хранящимся в музее.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––

* Статья подготовлена в рамках выполнения проекта государственного задания «Прикладная гуманитаристика: актуализация практически ориентированных подходов в исследовании культуры», код проекта 2111.


Примечания

1 Дьячков А.Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия. – М., 2001. – Т. 1. – С. 312.

2 Кулешова М.Е. Понятийно-терминологическая система «природное культурное наследие»: содержание и основные понятия // Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов : сб. науч. тр. – М., 1994. – С. 41.

3 Курьянова Т.С. Актуализация культурного наследия коренных народов в музеях Южной Сибири : автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Томск, 2013. – C. 7.

4 Этнографический туризм // Туристический информационный центр Ставропольского края [сайт]. URL: http://www.stavtourism.ru/tourism/vidy-turizma/etnograficheskii-turizm(дата обращения: 10.06.2014).

5 Монахова Н.С. Этнографический туризм в России: основные виды и факторы развития // Вестник Российского нового университета. – 2010. – № 2. – С. 165.

6 История музея. Постоянная экспозиция «Медвежий мыс»: буклет. – Каргасок, 2011.

7 Полевые материалы автора. Интервью с Макшиной Полиной Викторовной – старшим научным сотрудником Музея искусств народов Севера. С. Каргасок Каргасокского района Томской области. 2014 г.

8 Музейискусств народов Севера. Коллекционная опись № 7. Коллекция этнографических материалов Мартемьянова И.К.

9 Полевые материалы автора. Интервью с П.В. Макшиной.

10 Громова Н. Каргасоку – 365 лет! // Северная правда [Каргосок]. – 2004. – № 120. – С. 1.

11 Мацкевич Е. Это надо видеть! // Северная правда [Каргосок]. – 2005. – № 58. – С. 3.

12 Мацкевич Е. Баю-баюшки-баю… // Северная правда [Каргосок]. – 2007. – № 138–139. – С. 3.

13 Полевые материалы автора. Интервью с П.В. Макшиной.

14 Охотники и утки // Северная правда [Каргосок]. – 2008. – № 110. – С. 3.

15 Полевые материалы автора. Интервью с П.В. Макшиной.

    

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ