Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




Ю.Р. Горелова

ОБРАЗНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕРРИТОРИИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА

По оценкам современных исследователей и практиков сферы образования в сфере социально-культурной деятельности, «теоретическое осмысление туристской деятельности, связанной с потреблением культурных услуг, приводит к оценке культурного туризма не только как вида туризма, но… как технологии развития отдельных социально-культурных объектов, в первую очередь сферы культуры»1. Такая оценка позволяет говорить о культурном туризме как о сфере социально-культурного сервиса.

Кроме этого современными исследователями культурный туризм часто рассматривается и как одна из стратегий развития территории в целом. Имея целью знакомство резидентов с особенностями места, которые формируют его культурную специфику, культурный туризм, прежде всего, акцентирует внимание на таких характеристиках пространств как культурный ландшафт местности, культурное и историческое наследие, образ жизни людей, традиции, особенности социокультурной среды. Кроме традиционных посещений культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, культурный туризм может предполагать и контакты с местными жителями, кроме традиционного знакомства с объектами – необходимое знакомство с их культурными смыслами, словом все то, что позволяет ощутить дух Места, его атмосферу.

По мнению М.Д. Сущинской, «культурный туризм – это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей»2.

Специфика современной культуры вносит свои коррективы в процесс развития сферы культурного туризма. Развивая данный тезис, следует упомянуть о том, что основными чертами современной парадигмы культуры является следующие:

– стремление к всеобщности (независимость от пола, возраста, вероисповедания, национальной принадлежности и т.д.);

– простота и даже примитивность, опора на инстинкты;

– потребление превалирует над активной рефлексией и творчеством;

– акцент на развлекательной, психотерапевтической функции;

– опора на новые технологии (спутниковую, электронную связь);

– коммерческий характер;

– аудиовизуальный характер;

– режим экшена, комикса, яркая картинка и простой текст;

– яркие, неожиданные сочетания.

Своеобразным ответом на распространение ценностей массовой культуры (вненациональной по своей сути и духу), во всех странах и регионах, в том числе в России и Сибири, наблюдается тенденция локализации, то есть повышенного внимания к локальным культурным традициям и локальному (на уровне страны, региона, города) своеобразию. Соответственно уровню (степени) локализации данная тенденция проявилась, во-первых, в виде повышенного внимания к сохранению и развитию региональных проявлений этнической составляющей культуры (всплеск возникновения национально-культурных центров и коллективов этнической направленности, всплеск научного интереса к этнонациональной проблематике). Во-вторых, в виде повышенного внимания к культурной специфике Места (региона, города), выразившейся как в усиленных попытках научно и философски осмыслить данную проблему, так и в активном желании выявить, а при необходимости и сформировать (посредствам необычной архитектуры, скульптуры, брендовых мероприятий) привлекательный и эксклюзивный образ территории и способствовать его тиражированию как внутри региона, так, по возможности, и за его пределами.

Таким образом, если мы добавим к чертам массовой культуры, охарактеризованным выше, две разнонаправленные тенденции современной культуры к глобализации и к локализации, мы получим в самом общем виде спектр факторов, определяющих тенденции развития культурного туризма как одной из индустрий в рамках социокультурной деятельности и сервиса.

Современный культурный туризм как часть культуры в целом оказывается ориентированным на потребление, в данном случае – потребление культурных продуктов, он ориентируется на получение наслаждений от впечатлений разных модальностей (цвет, запах, звук). Неотъемлемым условием качественного туристического продукта становится аутентичность (достоверность, подлинность) впечатлений, их эксклюзивность, основанная на почвенности и специфике местной культуры.

Для обоснования стратегических решений в области развития сферы культурного туризма традиционно используются технологии SWOT-анализа, позволяющего выявить сильные и слабые стороны, преимущества и возможные угрозы со стороны Мест-конкурентов. Для определения ресурса региона в области культурного туризма необходимо проводить и анализ аутентичности культурных ресурсов территории, в связи с чем значимым направлением необходимо признать выявление образного каркаса территории.

Специфика требований, предъявляемых сегодня как к культурным продуктам в целом, так и к продуктам в области культурного туризма в частности, актуализирует необходимость изучения и всестороннего использования возможностей образного потенциала территории. Через категорию «образ» можно объяснить как различные модальности восприятия складываются в целостную, яркую, привлекательную и самое главное осмысленную картинку, которая уже является культурным продуктом, готовым к потреблению.

Образ Места выступает способом взаимодействия человека и мира, посредником между сознанием человека и внешней реальностью. Образы, с одной стороны, создаются самим человеком, с другой стороны, формируют его восприятие окружающей реальности. Воспринимая предмет или явление, человек всегда соотносит результаты своего непосредственного восприятия со всей совокупностью собственного социокультурного опыта (установками определенной культуры, социума, стереотипами сознания, результатами восприятия других людей, запечатленных в литературных художественных или научных текстах, в изобразительном искусстве, транслируемых через СМИ и т.д.). Исходя из собственного опыта и определенной ситуации, человек отбирает, организует и наделяет значением то, что видит. Будучи сформированным, образ начинает ограничивать круг воспринимаемого, что-то подчеркивать, что-то ретушировать. В результате образы одних и тех же предметов и явлений могут существенно различаться в разных социокультурных средах и в разных ситуациях. Сформированный образ Места выступает необходимой предпосылкой успешности коммуникативного процесса между человеком и окружающей его социокультурной средой, но и сам является результатом коммуникации. Процесс формирования образа всегда связан с концентрацией, сгущением определенных представлений. Образ представляет собойсистему наиболее ярких и мощных по выразительности знаков, символов, представлений и характеристик, отражающих сущностные черты чего-либо (в частности города).

Необходимо отметить, что существует некое ядро образного каркаса конкретного города, идентичное для большинства его жителей и, зачастую, для гостей. Это достигается за счет существования в каждом городе нескольких наиболее значительных в семиотическом отношении доминант, выступающих в качестве главных идентификационных маркеров конкретного пространства. Данная позиция в своей основе опирается на представления о городе как о целостном тексте, в котором всегда есть места, обладающие повышенной знаковостью.

Говоря о семиотическом пространстве Омска, несомненно, к таким ключевым объектам следует отнести архитектурный ансамбль ул. Ленина (Любинский проспект), здания Драматического и Музыкального театров, ансамбль площади у Речного вокзала, здание областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина. Данные образные композиции или отдельные их элементы воспроизводятся в качестве визитных карточек города, используемых как в рамках городского пространства, так и за его пределами. В данном случае речь идет о размещении информации на правах социальной рекламы (плакаты и растяжки, постоянные и приуроченные к праздничным датам, использование этой символики при проведении в Омске общегородских, региональных, общероссийских и международных научных конференций, фестивалей и т.д.).

Интересно и то, что мнение управленцев, реализуемое в выборе объектов для социальной рекламы и символов официальных мероприятий, совпадает с мнением горожан. Серия социологических опросов показала, что в качестве визитных карточек Омска жители чаще всего воспринимают Любинский проспект (как целостное явление), здания Драматического и Музыкального театров, Соборную площадь и архитектурный комплекс Второй Омской крепости, упоминались также и площадь у Речного вокзала и набережные Иртыша и еще ряд наиболее выразительных в образном отношении мест и отдельных зданий Омска.

Естественно, что образная структура Места многослойна и многогранна. Чем богаче культурное, природное и историческое наследие данного Места, тем более объемен по природе его образ. В качестве основных параметров, определяющих образное своеобразие Места, можно отметить климат и географическое положение; функциональный и административный статус; своеобразие облика – специфика архитектурно-планировочной среды и сферы городского и ландшафтного дизайна; этническое разнообразие и сохранность этнически аутентичных культурных ландшафтов; историко-культурная насыщенность, закрепленная в объектах культурно-исторического наследия; своеобразие и насыщенность культурной жизни Места и развитость инфраструктуры культуры (библиотеки, музеи, выставочные залы, галереи, концертные залы, театры и пр.). Кроме отмеченных факторов немалую роль для привлекательности территории в плане культурного туризма могут иметь культурные мифы и смыслы, связанные с отдельными личностями (деятелями истории, культуры, спорта и пр.).

В заключение необходимо подчеркнуть, что только скоординированность действий представителей властных структур, учреждений культуры и индустрии гостеприимства сможет обеспечить позитивные условия для развития культурного туризма в регионе.

Примечания

1Сущинская М.Д. Культурный туризм: учебное пособие. – СПб., 2010. – С. 5.

2Там же.




© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ