Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




И.В. Федотова, Б.К. Смагулов

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТУРА

   

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Особое место в туристской индустрии завоевали достижения технического прогресса в области информационных технологий, в корне изменив процедуру формирования, продвижения и реализации туристских услуг.

Раньше выезд за границу сопровождался походом в туристическое агентство, где предлагаются определенные, заранее сформированные туристические пакеты, порой не по самой привлекательной цене. Сегодня перед потенциальными туристами встает выбор: воспользоваться предложением туроператора или планировать свой тур самостоятельно.

Приобретение готового тура имеет свои плюсы и минусы. К преимуществу можно отнести следующие факторы:

– профессиональная поддержка туристического агента. Турагент досконально знает все про планируемый отдых и в зависимости от пожеланий предложит лучшие варианты;
– ответственность за предложенный выбор несет не сам турист, а агентство / компания, куда турист обратился при поиска тура. При возникновении чрезвычайных ситуаций, от переноса рейса и до медицинского страхового случая, есть возможность получить необходимую информацию у представителя агентства или у куратора данного тура;
– незнание иностранных языков часто затрудняет планирование отпуска, так как часто необходим непосредственный контакт с представителями отелей, таксистами, экскурсоводами. Турагент в данном случае берет все переговоры на себя.

Но, помимо плюсов, есть и минусы:

– в готовый тур, как правило, заложен фиксированный набор услуг, не все из которых могут быть нужны, но плата за них обязательна и не все компании готовы пойти навстречу, не взимая плату за «ненужное»;
– жесткая привязка к датам и отелям. Компании формируют туры, исходя из выкупленных ими мест на чартерные или регулярные рейсы, заранее забронированных номеров в отелях, с которыми у них заключен договор. Выбор сроков поездки будет строго ограничен возможностями данного туроператора;
– денежный вопрос. Чтобы купить хорошую турпутевку, нужно позаботиться об этом заранее. А значит, заплатить агентству полную стоимость тура за несколько месяцев до отпуска. Если вдруг что-то меняется в наших планах, то деньги вернуть очень сложно.

Наряду с готовыми пакетными турами, агентство может предложить вариант составления индивидуального тура, полностью удовлетворяющего потребителя по набору составляющих. Подбор такого тура будет полностью опираться на требования и пожелания туристов. Персональные туры, как правило, заказывают туристы, которые желают получить от отдыха максимум впечатлений, увидеть те экскурсии, которые не входят в стандартный комплект.

К плюсам данного вида тура можно отнести:

– возможность решать, какое время будет затрачено на посещение определенной страны или города;
– возможность планирования списка достопримечательностей и музеев, которые хочется посетить.

Но цена такого тура превысит стоимость обычного готового предложения, а сбор необходимых документов, если это визовая страна потребует больше времени и сил.
Как альтернатива, в настоящее время стремительно развивается самостоятельный туризм. Данный подход вполне оправдан, ведь самостоятельный туризм характеризуется множеством преимуществ. Суть самостоятельного туризма заключается в том, что туристы сами выбирают куда и как ехать, где жить, что смотреть и как передвигаться. Они не привязаны к конкретному туристическому оператору и не принимают участия в той или иной программе. Все, что хочется посмотреть, – к услугам путешественников. Предоставлена полная свобода выбора места проживания. Нет необходимости оплачивать разнообразные дополнительные услуги.

Несмотря на все преимущества, стоит отметить и недостатки:

– вся ответственность в составлении такого тура ложится исключительно на плечи туриста;
– стоимость проживания в гостиницах может оказаться дороже, чем цена за номер в отеле, забронированном туристической фирмой. Это можно объяснить приоритетами гостиниц: большая часть отелей сотрудничает с туристическими компаниями;
– языковой барьер. К сожалению, именно языковой барьер в некоторых случаях становится основной причиной отказа от самостоятельных путешествий.

Традиционно поставщики туристских услуг взаимодействовали с клиентами через посредников: туроператоров, турагентства, гостиничные сети, компьютеризированные сети бронирования. Сегодня появились виртуальные посредники – сайты гостиниц, авиакомпаний, туристских фирм. Это позволяет туристу непосредственно, без участия туристских фирм, получать информацию и заказывать услуги в любом сочетании производителей и посредников. Ценность использования информационных технологий для самостоятельного планирования обусловлена создаваемыми ими возможностями сбора, анализа и передачи информации: куда угодно, мгновенно и с минимальными затратами.

Выбрать страну посещения можно, воспользовавшись информацией из интернет-источников. Выбор будет зависеть в первую очередь от наших видов на отдых, от сезона, ну и конечно, от финансовой составляющей. Не обязательно ограничиваться посещением только одного города, это может быть и два, и три, а то и более городов для посещения. От этого отпуск станет лишь более ярким.

Определившись со страной посещения, можно воспользоваться информацией о быте и культуре данной страны, а также об интересных местах, которые обязательно стоит посмотреть. Для этого достаточно посетить один из сайтов: «Тонкости туризма»1, «Travel.ru»2, «В отпуск RU»3.

Следующим шагом является покупка билетов. Сейчас, при условии огромного числа авиаперелетов как внутри страны, так и за ее пределами, появляется возможность не только выбрать подходящие под отпуск даты вылета и прилета обратно, но и выбрать более удобное время вылета и предварительно забронировать места в самолете по желанию. Все это стало проще с появлением онлайн-сайтов авиаперевозчиков. Для того чтоб приобрести необходимые билеты достаточно просто зайти на сайт необходимого авиаперевозчика, будь то «Аэрофлот»4 или «Pegasus Airlines»5 и, используя возможности интерфейса, купить билет.

Важно помнить: в Российской Федерации были введены и уже активно продаются авиакомпаниями невозвратные тарифы на авиаперелеты. Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации вернуть деньги за невозвратный билет можно только в случае форс-мажорных обстоятельств, как-то отказ от перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи, либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, либо при задержке рейса по вине перевозчика. Кроме того, при этом еще потребуется до окончания регистрации на рейс предоставить необходимые медицинские документы.

Следующим шагом в составлении самостоятельного тура является выбор мест для размещения. И в этом случае можно воспользоваться информацией из Интернета, но следует проявить внимательность. Современные технологии позволяют выбрать и забронировать места в гостинице / отеле / апартаментах / хостеле из любой точки мира. Но чтобы сделать правильный выбор места временного проживания, следует ознакомиться с возможными вариантами размещения, а также обратить внимание на отзывы других туристов, посетивших данное место. Для этого можно зайти на сайт интересующего нас отеля или зайти на один из сайтов онлайн-бронирования (к примеру, «Booking.com»6, «TripAdvisor»7), где не только удастся отслеживать огромное количество специальных предложений по сниженным ценам и разным акциям, но и подробно узнать о местонахождение гостиницы / отеля / апартаментов / хостела, об отзывах об этом месте размещения и многую другую информацию. Можно рекомендовать сайт «TopHotels»8, который поможет нам сделать правильный выбор.

Используя современные способы доступа к информации, можно выбрать более подходящий способ передвижения, в том числе электричку, автобус, метро, водный вид транспорта или такси. Благодаря Интернету, вся эта информация находится в свободном доступе двадцать четыре часа в сутки.

Когда план отдыха готов, стоит задуматься о выборе экскурсий, гидов, которые правильно сформируют образ посещаемого нами места, сообщат о нем интересные факты и события. Но составление такого плана не всегда является простым в исполнении и довольно дорого стоит.

На сегодняшний день существует множество вариантов проведения экскурсий. Например, появилось множество интересных и познавательных аудиогидов, то есть заранее записанных аудиороликов, повествующих о том или ином объекте культурного наследия, или же рассказывающих об истории целого города или страны. Это очень удобно, так как мы можем детально проработать маршрут посещений какого-либо города и по ходу движения слушать необходимую информацию, что делает наш отдых более познавательным и привлекательным.

На сегодняшний день популярность получили две основные базовые платформы на смартфонах – «Android»и «iOS». Данные платформы открывают доступ к «онлайн-киоскам», где можно найти и скачать любое необходимое приложение, как аудиоэкскурсию, так и карту, в которую интегрирована подробная информация о местах посещения. Существуют приложения с автоматическим определением местонахождения (геолокацией) туриста вблизи исторического места и воспроизведением информации об объекте.

Несмотря на всю привлекательность и обилие вариантов самостоятельного тура, стоит помнить:

– о сложности организации поездки в популярные страны в «горячий сезон». Часто бывает, что места уже выкуплены или забронированы компаниями заранее, и остались места по непривлекательной цене или же их нет совсем;
– некоторые экскурсионные туры, такие как круизы, охота и рыбалка в экзотических странах, экстремальные туры, лучше доверить профессионалам. Это сделает ваш тур не только более увлекательным, но и более свободным от незапланированных казусов.

Для выявления предпочтений по организации и планированию отдыха, был проведен опрос, в котором участвовало 156 человек разного возраста. В ходе проведенного опроса были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Предпочтения в выборе форм организации отдыха
в зависимости от возраста

Возрастная категория Формы организации отдыха Затрудняюсь ответить
Самостоятельный тур Пакетный тур
16–25 21 13 3
26–35 31 15 7
36–45 9 11 2
46–55 7 14 1
Старше 55 4 12 0

На основе данных таблицы мы можем сделать следующие выводы. Предпочтения в выборе самостоятельного тура отмечается у людей в возрасте до 36 лет. Это можно объяснить мобильностью лиц данной группы, более высоким показателем знания иностранных языков, а так же умением пользоваться современными достижениями в области техники и информационных технологий.

Рассмотрим наиболее востребованные сайты, используемые при составлении самостоятельного тура. Данные получены из опроса лиц, предпочитающих самостоятельные туры. Для бронирования билетов и отслеживания самой оптимальной цены, наиболее востребованными являются сайты:

–  Skyscanner (http://www.skyscanner.ru);
–  Aviasales (http://www.aviasales.ru);
–  Слетать.ру (http://sletat.ru/charters).

На данных интернет-ресурсах можно отследить наличие всех авиабилетов в реальном времени и совершить покупку билетов на официальных сайтах перевозчика либо совершить покупку на указанных сайтах с небольшой комиссией.

При бронировании гостиницы / отеля / апартаментов / хостела предпочтение отдается следующим сайтам:

– Букинг (http://www.booking.com);
– TripAdvisor.ru (http://www.tripadvisor.ru).

Итак, мы убедились в том, что сегодня для нас нет никаких препятствий в получении той или иной необходимой информации, необходимой при планирования отдыха. Развитие информационных технологий не только позволяет детально все спланировать, но делать это самостоятельно без посредников и переплат. Можно отметить, что выбор самостоятельного планирования отдыха, как правило, используется при организации познавательного тура.

Примечания

1 Тонкости туризма [Электронный ресурс]: Страны. М., 2003–2015. URL : http://tonkosti.ru (дата обращения 23.01.2015).

2 Travel.ru. Туризм и путешествие [Электронный ресурс]: Страны. М. ; СПб., 1997–2015. URL : http://www.travel.ru (дата обращения 22.01.2015).

3 В отпуск.ru [Электронный ресурс]: Едем сами. М., 1999–2015. URL : http://www.votpusk.ru (дата обращения 22.01.2015).

4 Аэрофлот [Электронный ресурс] : Электронный билет. М., 2008–2015. URL : http://www.aeroflot.ru/cms/before_and_after_fly/e-ticket (дата обращения 20.01.2015).

5 Pegasus Airlines [Электронный ресурс]. Istanbul, 2005–2015. URL : http://wwww.pegasusairlines.com (дата обращения 20.01.2015).

6 Вooking.com [Электронный ресурс] : Управление бронированием. Amsterdam, 1996–2015. – URL : http://www.booking.com (дата обращения 22.01.2015).

7 TripAdvisor [Электронный ресурс] : Отели. Needham, 2015. URL : http://www.tripadvisor.ru (дата обращения 22.01.2015).

8 TopHotels [Электронный ресурс]: Отели. М., 2003–2015. URL : http://www.tophotels.ru (дата обращения 23.01.2015).



 

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ