Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




И.А. Селезнева

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

 

Развитие туризма в регионах Российской Федерации является актуальной задачей, для решения которой необходимо выявлять и использовать потенциал территорий. Одним из таких ресурсов является многонациональный состав населения подавляющего большинства регионов России. В эту группу входит и Омская область, где, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, проживают представители более 120 национальностей. Такой состав населения определяет яркую и разнообразную палитру этнических культур и делает этнографический аспект охранной и туристско-рекреационной деятельности на территории области особенно значимым и важным.

Проведенные полевые этнографические работы в Муромцевском районе Омской области позволяют выделить ключевые поселения, на базе которых возможно планирование и развитие туристических маршрутов этнографической направленности, предполагающих знакомство с культурным наследием проживающих здесь народов.

Большим потенциалом для развития этнографического туризма обладает поселок Муромцево (рис. 1). Ресурсами для развития данного направления могут стать: Центр русской традиционной культуры «Родники сибирские», Муромцевский районный историко-краеведческий музей, Детская школа искусств «Школа ремесел», Муромцевская районная библиотека.

Центр русской традиционной культуры «Родники сибирские» создан в 2003 г. Является главным организатором проведения традиционных русских праздников. При центре организованы взрослый фольклорный ансамбль «Вечёра» и детские фольклорные коллективы «Задорина» и «Карагод». Песенный репертуар у коллективов разнообразный, но основу составляют местные песенные традиции, романсы сибирского региона.

Праздники, которые организуются центром, связаны с календарными праздниками русских и имеют следующий цикл: осень – Осенины, Покров, Кузьминки, зима – рождественский цикл, Новый год, Крещение (вечерки, святки и т.д.), весна – Масленица, Вербный базар, Пасха, Красная горка, Егорий, Благовещенье, лето – Троица, день Петра и Февроньи, Иван Купала. Каждый праздник имеет свою специфику, выражаемую посредством костюмов, фольклора, обрядовых действий и т.д. Центром накоплен большой и успешный опыт проведения праздников с привлечением зрителей, что является свидетельством имеющегося интереса со стороны жителей района. Это может стать хорошей базой для организации праздничных мероприятий с участием туристов.

При Центре существует клуб, где сохраняются, развиваются и передаются из поколения в поколение ремесленные традиции, на базе которого также можно организовывать мастер-классы для заинтересованных лиц. Там же хранится этнографическая коллекция, собранная сотрудниками Центра во время экспедиционных поездок по Муромцевскому району.

Еще одна опорная точка туристического развития – Муромцевский районный историко-краеведческий музей, который работает с 1985 г. Он образовался на базе школьного музея, где была собрана большая коллекция предметов культуры и быта населения Муромцевского района. Практически с самого начала работы музея большое внимание уделялось этнографическим сборам. Здесь собрана и представлена на экспозиции уникальная коллекция полотенец, сделанных вручную и орнаментированных традиционными узорами, коллекция прялок, ткацкий станок, льномялка, плуг, борона, предметы быта (кухонная утварь, люлька, мебель, часы и т.д.), музыкальные инструменты, коллекция колокольчиков. На экспозиции также представлена традиционная русская одежда конца XIX – начала XX веков. Большой интерес представляет собрание икон, относящихся большей частью к XIX веку. Ряд экспонатов музея вошли в Каталог Омского историко-краеведческого музея, что подчеркивает их уникальный статус. Само здание, где располагается музей, является памятником архитектуры. Это особняк купца П.М. Ширяева, построенный в 1907 году. Ресурс музея может быть использован для подготовки и проведения экскурсий туристам, в ходе которых посетитель получает представление об образе жизни и культуре населения Муромцевского района.

Районный музей сотрудничает с музеями, имеющими статус школьного музея и расположенными в сельских школах. Интересные этнографические коллекции собраны в школьных музеях дд. Рязаны и Гурово, здесь жде представлены образцы традиционной резьбы по дереву (рис. 2, 3, 4, 5, 6).

Детская школа искусств «Школа ремесел» также обладает большим этнокультурным потенциалом. Уникальность этой школы в том, что здесь возрождаются традиционные приемы обработки дерева и изготовления из него различных предметов (рис. 7). Силами преподавателей и учеников школы воссоздаются традиции изготовления русского традиционного костюма. В школе организуют и проводят такие праздники, как Святки, Масленница, Сороки, Троица. Необходимые для праздников атрибуты изготавливают своими руками. Важность деятельности школы заключается в том, что молодое поколение учится ремесленным традициям своих предков. Благодаря уникальному опыту, который передается ученикам, Муромцевская ДШИ «Школа ремесел» вошла в общероссийский каталог «Детская школа искусств – достояние Российского государства»1. Кроме того, ряд учеников и преподавателей школы вошли в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России»2.

Муромцевская районная библиотека им. М. Ульянова. Потенциал этой библиотеки открывает большие возможности для использования ее в туристской деятельности. В первую очередь это связано с именем М. Ульянова, в честь которого она названа. В библиотеке хранятся книги, переданные в дар семьей Ульянова, которые он собирал в течение своей жизни. Особый интерес представляет набор альбомов живописи, который охватывает практически все жанры и направления мирового искусства.

Коллекция фотоматериалов, также связанная с именем великого актера, является иллюстрацией его творческого и жизненного пути. В библиотеке хранятся личные вещи Михаила Ульянова, его автографы и т.д., что вызывает интерес у посетителей. Этот потенциал также можно и нужно использовать при планировании экскурсий.

При библиотеке создан и действует центр «Истоки» (руководитель – Е.В. Чумакова). Основная цель деятельности Центра – изучение традиционного русского костюма, его изготовление. При центре организована группа «Супрядки». Участники этой группы занимаются плетением традиционных поясов и других предметов одежды и сопутствующих элементов. В коллекции Центра, помимо предметов собственного изготовления, есть этнографические материалы, полученные от местного населения, сохранилась глиняная посуда.

Таким образом, потенциал ДШИ «Школа ремесел» и Центра «Истоки» можно использовать для организации мастерских народных ремесел, где предоставлять возможность туристам самим поучаствовать в изготовлении тех или иных предметов с последующим дарением их в качестве сувениров.

Деревня Окунево, безусловно, один из самых интересных пунктов туристического маршрута по Муромцевскому району. В Окунево сформировался целый комплекс разнообразных объектов, представляющих интерес для туристов. Наиболее известным брендом является, конечно, ашрам «Омкар Шива Дхам» и связанные с ним культовые места: сам ашрам в одном из домов в деревне, энергетический центр недалеко от деревни и т.д. Здесь же, рядом друг с другом находятся православная часовня, деревянный крест, шест со свастической символикой «солнцеворот», статуэтки, изображающие буддийские персонажи (рис. 8, 9). Часовня наполнена вещицами, которые оставляли в качестве приношений посетители и паломники. На ветвях деревьев повязаны разноцветные ленточки.

Однако в Окунево получили развитие и другие общины религиозного и псевдо-религиозного характера. В настоящее время в деревне официально зарегистрировано 3 религиозно-культурных организации: Омкар «Шива Джам» церкви Хайдакан ди Самадж, община кришнаитов и «Культурное наследие и творчество» (ведические православные). Если первые две организации имеют довольно много общего в вопросах вероучения, базирующегося на индуистских корнях, то последняя отличается тем, что проповедует идею возрождения праславянских традиций.

Но эта разница не мешает представителям этих вероучений мирно сосуществовать в пространстве деревни, организовывать как совместные, так и отдельные мероприятия, приуроченные к традициям и правилам своего взгляда на мир. Такой микроклимат повышает привлекательность этого места для многих категорий паломников, туристов и просто интересующихся, ищущих людей.

Наши наблюдения выявили, что Окунево является своеобразной зоной ухода из внешнего привычного мира, местом существования эскапистских общин. При этом для обитателей этих общин зачастую не очень существенны религиозные, политические или идеологические аспекты, здесь важно простое общение, противопоставление себя суете городской цивилизации. При этом общины открыты, охотно принимают всех желающих, люди очень доброжелательны, общительны.

В деревне есть мастера гончарного дела, которые делают из глины различные поделки, музыкальные инструменты, посуду и которая пользуется спросом у приезжающих туда на отдых людей (рис. 10). Гончарные мастерские также могут быть использованы как привлекательный для туристов способ организации досуга.

Представляет значительный интерес деятельность группы сторонников славянского неоязычества. Сами себя участники данной общины называют сторонниками «ведического православия». В ходе экспедиции нам удалось принять непосредственное участие в организованном последователями данного учения праздновании дня Перуна.

Празднование имеет довольно стройный сценарий и хорошо организовано. В частности, то действо, которое довелось наблюдать нам, включало в себя выступление группы исторической реконструкции средневекового русского доспеха и оружия; разжигание «живого» огня, получаемого путем трения дерева о дерево; «огненное» шествие; большой костер, прыжки через огонь. Все представление сопровождалось славицами в честь Сварога, Перуна и других славянских богов. Большое количество людей активно вовлекались в действие: вращали тяжелое бревно для получения огня, водили хоровод вокруг костра и т.д. Все это дополнялось еще и красотой окружающей природы: яркая полная луна, живописный берег Тары, песочный пляж (рис. 11).

Ярким событием является этнофестиваль «Солнцестояние», организуемый в Окунево с 2010 года. Инициаторами проведения этого мероприятия являются последователи праславянских традиций, объединенные в разные общественные организации. В 2013 г. организатором фестиваля значился Омский региональный общественный Фонд развития культуры и спорта молодежи. Проводится фестиваль в период летнего солнцестояния под девизом «Солнце светит всем». Одной из его главных задач является «популяризация народных обычаев и традиций во всем их многообразии», пропаганда здорового образа жизни. Организаторы фестиваля проводят целые лекции о вреде алкоголя и недопустимости присутствия пьяных на мероприятии.

Формат фестиваля предполагает участие музыкальных групп и творческих коллективов из разных регионов России, исполняющих фолкмузыку, а также целый ряд событий под открытым небом: живая музыка, площадка для общения единомышленников, проведение купальских обрядов, приобщение к культуре своих предков, пропаганда здорового образа жизни и т.д. У гостей есть возможность посетить ярмарку, школу ремёсел, психотренинги, семинары, приобщиться к старинным обычаям и поучаствовать в игрищах и молодецких забавах. В 2012 году фестиваль собрал рекордное количество посетителей: за два дня в мероприятиях приняли участие около 7 тыс. человек со всей России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Наличие в деревне таких разных в культурно-этнографическом плане общин является большим потенциалом для развития туризма. В последние несколько лет растущую популярность деревни Окунево активно используют туристические фирмы. Большинство омских турфирм предлагает своим клиентам различные виды отдыха в Окунево: туры выходного дня, туры на различные мероприятия, проходящие в Окунево (праздники, семинары, мастер-классы и тренинги эзотерического характера), путешествия по «местам силы и выхода энергии», йога-туры и др. Аналогичные предложения встречаются и в ряде турфирм из соседних городов (Новосибирск, Курган, Челябинск, Екатеринбург и др.), а также Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь можно говорить о том, что Окунево становится привлекательным бизнес-проектом для местной туристической отрасли, в планах которой организация туров не только в теплое время года, но и в зимний период.

Деревня Надеждинка также связана с Окунево и с общиной «ведических православных». Здесь сосредоточены мастерские традиционных русских ремесел, связанные с обработкой дерева, изготовлением керамики. Там также организуют праздники, которые можно связать со славянским язычеством, но по размаху они уступают тому, что происходит в Окунево. Однако это место также очень привлекательно и потенциально для развития туристских маршрутов.

Село Бергамак не просто одно из самых старых поселений на территории Омского Прииртышья, но и настоящий форпост русской колонизации края. Существенно, что археологи Омского университета уже довольно давно и интенсивно ведут раскопки старинного Бергамакского острога. Результаты этих исследований могли бы стать объектом демонстрации культуры первых русских жителей края. С точки зрения этнографической Бергамак – яркий пример культуры русских старожилов. Кроме того, было бы интересно ознакомить посетителей Бергамака с историей конкретных старожильческих семей и фамилий, например Ульяновых из которых вышел самый, вероятно, знаменитый уроженец Бергамака – Михаил Александрович Ульянов. Здесь до сих пор сохранился дом, в котором жила семья Ульяновых. В сельском Доме культуры проводятся мероприятия, связанные с именем и творчеством М. Ульянова: лекции и беседы, просмотр и обсуждение фильмов с его участием, творческие конкурсы и т.д.

При Бергамакском Доме культуры функционируют ансамбль «Рябинушка», основной репертуар – песни о малой Родине, детский ансамбль «Частушка». Эти коллективы могут привлекаться для организации мероприятий для туристов. Кроме того, в селе проводятся литературные вечера, организуемые силами местных талантливых поэтов, на которых односельчане и гости села имеют возможность познакомится с творчеством их земляков.

В д. Моховой Привал создан фольклорный коллектив «Сударушка». Основу составляют 8 человек, в основном это пожилые женщины, выступают в русских костюмах. Репертуар – романсы (городской романс, перешедший в сельскую среду).

В других населенных пунктах района также стараются сохранять народные традиции, главным образом, путем создания и поддержки деятельности фольклорных коллективов (рис. 12).

Интересно с точки зрения развития этнографического туризма село Черталы. Здесь проживают сибирские татары, сохранился уникальный памятник религиозной культуры – деревянная действующая мечеть, построенная еще в XIX веке (рис. 13). При местном доме культуры созданы детский («Гюлляр») и взрослый («Дуслар») фольклорные коллективы. Кроме того, в деревне регулярно отмечают праздник «Сабантуй» – праздник плуга, который проводится накануне посевной страды. Праздничные мероприятия проходят в течение дня, включают разные состязания (борьба, скачки и т.д.), конкурсы. Выступают как местные, так и приглашенные фольклорные коллективы. Устраивается коллективная трапеза с обилием национальных блюд. Участие или даже наблюдение такого мероприятия также является привлекательным для туристов и село Черталы можно включать в сферу разрабатываемых туристских маршрутов.

В целом можно говорить об имеющемся потенциале для развития этнографического направления туристической деятельности на изучаемой территории. Используемые на местах способы репрезентации традиционной культуры могут быть как самостоятельными туристическими объектами, так и включены в комплексные экскурсионные маршруты.


Примечания

Детская школа искусств – достояние Российского государства. – М., 2007.

2 Одаренные дети – будущее России. – М., 2008. – Вып. 3. 


© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ