Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




Е.Н. Титова, Д.В. Кепин

МУЗЕЕФИКАЦИЯ АРХЕОЛОГО-АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В КИЕВСКОМ ПОДНЕПРОВЬЕ

  

Среди памятников культурного наследия исключительный интерес по своему эмоциональному воздействию на посетителей оказывают остатки археолого-архитектурных памятников эпох палеолита – средневековья, что предполагает их демонстрацию in situ. Это, в свою очередь, определяет разработку концепций музеефикации комплексов и отдельных объектов, способствующих их долговременному сохранению и экспонированию. Под музеефикацией архитектурно-археологических памятников понимаем технологический процесс, включающий следующие этапы:

1. Археологические раскопки.

2. Архитектурные натурные исследования.

3. Инженерно-геологические исследования.

4. Консервационные работы.

5. Реставрация и реконструкция (как исключение) открытых построек.

6. Инженерное благоустройство территории.

7. Создание экспозиции, включающей недвижимые и движимые памятники.

В некоторых случаях также важным подготовительным этапом являются архивные и библиографические изыскания, предваряющие собственно полевые исследования того или иного памятника, который планируется в дальнейшем экспонировать in situ.

При музеефикации памятника необходимо сохранить не только его внешний вид, а и материал из которого он построен. Консервация архитектурно-археологических памятников должна обеспечить сохранение их в том виде, в каком они дошли до нашего времени или были раскопаны и исследованы археологами, палеонтологами, геологами, палеогеографами, архитекторами. Участие палеонтологов, геологов и палеогеографов особенно важно при изучении памятников палеолитического времени.

Необходимо отметить, что в музеологии и памятниковедении встречается довольно широкое употребление термина «музеефикация» по отношению не только к недвижимому культурному наследию, а и к движимым памятникам – музейным предметам1. Наиболее полно понятие «музеефикация» рассмотрено российским музееведом М.Е. Каулен2. Исследовательница предложила следующуютипологию объектов,подлежащихмузеефикации,исоответствующихмузеев. Повидам ониделятся на ансамблевыеимузеисреды. Потипам они разделенына: музеи-памятники, музеипод открытымнебом, экомузеи, учреждения музейного типа. Исследовательница также выделяет группы памятников под открытым небом: памятники архитектуры и градостроительства, памятники археологии, памятники науки и техники, ландшафты, среда, нематериальные историко-культурные объекты. Термин «скансен» М.Е. Каулен предлагает использовать только для музеев деревянного зодчества.

Создание археологического музея-заповедника связано с проведением комплекса мероприятий по сохранению, экспонированию и адаптации недвижимых памятников в современную природную и культурную среду. В этой связи следует также указать, что и среди археологов музеефикация понимается довольно широко. Так, например, российский исследователь А.Н. Медведь, развивая взгляды Н.М. Булатова, предложил следующие типы музеефицированных объектов: археологический комплекс (городище с селищами, могильниками и т.д.); отдельные археологические объекты (здания, мостовые, валы, рвы); археологические находки (вещи). Ученый выделяет четыре способа экспонирования археологических памятников в исторических городах: открытый; полуоткрытый; закрытый; павильонный, а также четыре формы их использования – экомузей, археологический музей-заповедник, археологический парк, «живой памятник»3.

А музеевед Е.О. Такаракова на основе изучения памятников Алтая предлагает относить к объектам музеефикации не только недвижимые и движимые памятники материальной культуры, но и памятники нематериального культурного наследия: фольклор, обычаи. Определяет многообразие форм сохранения и актуализации культурного наследия. Исследовательница культурный ландшафт делит на типы: исторический, археологический, природный (сакральный), духовный и музейный. При этом она особое внимание отводит созданию музейно-парковых зон4.

В современной архитектурно-реставрационной практике музейного использования исторических построек существуют следующие направления: преобразование памятника архитектуры в своеобразный экспонат, что и есть собственно его «музеефикацией», а также включение памятника в функциональную структуру современного города путем его нового использования с музейной целью5.

На примере археолого-архитектурных памятников Киевского региона проанализируем современное состояние их экспонирования insitu. Нами уже рассматривались методические подходы к сохранению и демонстрации объектов древнерусского времени на примере памятников, открытых в г. Киеве6. Поэтому данную работу считаем продолжением предыдущей.

Как установлено исследованиями профессора М.И. Гладких на материалах изучения хозяйственно-бытовых комплексов (далее – ХБК) с остатками жилищных конструкций из костей мамонта, открытых на позднепалеолитических поселениях Среднего Поднепровья, Подесенья и Среднего Дона (Костенковско-Боршевский р-н, Россия), именно в то время зарождается архитектура7.

Среди таких памятников частично музеефицированным является Добраничевское позднепалеолитическое поселение охотников на мамонтов мадленского времени (с. Добраничевка, Яготинский р-н, Киевская обл.). Этот памятник открыт в 1952 г. и исследовался с перерывами под руководством профессора И.Г. Шовкопляса (1921–1997) в 1950–1970-х гг. Ученый установил, что на поселении существовало четыре ХБК. По данным ученого, поселение исследовано на площади 2500 кв.м. Заведующая отделом «Археологический музей» Института археологии НАН Украины, кандидат исторических наук Л.В. Кулаковская считает, что раскопанная площадь составляет 2672 кв.м. И.Г. Шовкопляс разработал концепцию музеефикации памятника. Было принято решение законсервировать четвертый ХБК, открытый в 1970 г. Третий ХБК, обнаруженный в 1969 г., был перевезен тремя монолитами в секцию археологии Музея народной архитектуры и быта (Переяслав-Хмельницкий). Реконструкция третьего жилища в виде чума народов Сибири, выполненная И.Г. Шовкоплясом вместе с М. И. Гладких и М.И. Сикорским, с 1969 г. экспонируется в деревянном павильоне, в котором размещен и научно-вспомогательный материал8.

Над остатками четвертого ХБК построен кирпичный павильон и в 1977 г. открыта экспозиция Археологического музея «Добраничевская стоянка» как филиал Яготинского государственного исторического музея им. Т.Г. Шевченко. На фасаде павильона к 85-летию И.Г. Шовкопляса 7 апреля 2006 г. открыта мемориальная доска. В музее экспозиция построена по монографическому принципу. Кроме витрин с оригинальными находками демонстрируется, соответственно, и научно-вспомогательный материал: карты, фото, скульптура, а также четыре картины-реконструкции яготинского художника М. Малинки, выполненные масляными красками, которые дают посетителям представление о быте позднепалеолитических обитателей. Картины художника на эту тематику также экспонируются в Яготинском историческом музее9.

В планах И.Г. Шовкопляса было создание натурной экспозиции под открытым небом вокруг музейного павильона, а также экспериментальной площадки для детей. В Яготинском историческом музее в 2007 г. открыты мемориальная витрина и стенд, посвященные жизни и деятельности И.Г. Шовкопляса. Памятник включен в экскурсионно-туристический маршрут.

Определенный опыт по сохранению средневековых памятников in situнакоплен в Национальном историко-этнографическом заповеднике «Переяслав» (Указ Президента Украины от 1 июня 1999 г.). До этого времени он имел название Государственный историко-культурный заповедник в Переяславе – Хмельницком и был создан Постановлением Кабинета Министров УССР от 13 марта 1979 г. В 2009 г. утвержден статус памятника Национального значения «Летописный город Переяслав – столица Переяславского княжества» (IX–XIII вв.), а в 2011 г. разработан новый план организации территории заповедника10.

По состоянию на 2012 г. в заповедник входят 24 музея. Интенсивно музейное дело в Переяславе-Хмельницком начало развиваться с 1950-х гг., когда местный краеведческий музей (открыт в 1954 г. как исторический) возглавил археолог и музеевед, Герой Украины, заслуженный работник культуры Украины М.И. Сикорский (1923–2011). Он является автором тематико-экспозиционных планов археологического музея (открыт в 1960 г.), Музея народной архитектуры и быта (открыт в 1964 г.), Музея истории архитектуры Переяслава-Хмельницкого времен Киевской Руси (открыт в 1982 г.).

Древнерусский Переяслав состоит из детинца площадью 10 га и посада площадью 80 га. Раскопками профессора М.К. Каргера в 1953 г. в северной части посада исследована одноапсидная двухстолбовая Спасская церковь – усыпальница второй половины XI в. Археолог А.В. Колыбенко на основе новых исследований Д.Д. Елшина относит постройку к рубежу XI–XII вв.11 Над руинами храма в 1957 г. сооружен павильон, в котором с 1960 г. размещена экспозиция Археологического музея. Павильон оформлен витражами: «Князь Олег принимает дань от византийских купцов», «Владимир Мономах», «Летописец» и др. Сейчас в павильоне среди музейных предметов демонстрируются артефакты позднего палеолита, эпохи бронзы, античного и скифского времени, ранних славян, раннего и позднего средневековья, которые не происходят из раскопок церкви. Экспозицию дополняют диорама, макеты, карты, реконструкции.

Главным объектом музейного показа в павильоне выступают открытые остатки Спасской церкви in situ. Поэтому целесообразным является построение экспозиции по комплексно-тематическому принципу, а материалы, не имеющие отношения к истории этого памятника и его исследованию, нужно экспонировать в другом музейном помещении. Также необходимо провести капитальный ремонт павильона и работы по благоустройству прилегающей территории. Периодически необходимо проводить консервационные работы по укреплению древней кладки.

В 1964 г. в окрестностях города на Татарской горе открыт первый в Украине музей-скансен – Музей народной архитектуры и быта (теперь имеет название Музей народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины). Согласно данным архитектора В.В. Вечерского, площадь музея в 1990-х гг. составляла 30 га. По уточненным данным на 2012 г., эта площадь определена в 25,0 га12. До 2000-х гг. структура музея была следующей: археологический отдел; отдел сельских промыслов; коллекция украинских ветряков (ветряных мельниц); надднепрянское село. Сейчас музей имеет следующие отделы: материальная и духовная культура древнейших времен; украинское село второй половины XIX – начала XX вв.: Средняя Надднепрянщина; сельские промыслы и ремесла; коллекция ветряков.

В создании музея, кроме М.И. Сикорского, деятельное участие приняли архитекторы Г. Борисевич и З.С. Гудченко, гидромелиоратор, краевед Е.Ф. Ищенко, этнограф М.И. Жам, историк М. Палагута, археолог Р.А. Юра и др.13

В археологической секции музея представлены среди прочих реконструированные жилища ранних славян и эпохи Киевской Руси. В частности, это постройка с поселения черняховской археологической культуры (II–IV в.), обнаруженного на территории музея в 1966 г. Реконструкция выполнена в 1971 г. Жилищную архитектуру Киевской Руси характеризуют следующие реконструкции: постройка XI в. из с. Сосонка Переяслав-Хмельницкого р-на, полуземлянка № 2 (XI–XII в.), исследованная Р.А. Юрой в 1965 г. по ул. Богдана Хмельницкого, 10 в городе; два срубных ХБК с реконструированными жилищами X в., найденных в Киеве на Подоле (в интерьерах экспонируются оригинальные вещи XI–XIII в.), а также жилище XIV в., обнаруженное в Киеве рядом с Кловским монастырем. В отдельном павильоне демонстрируются остатки срубов Xв., найденных в 1970-х гг. в Киеве на Подоле.

С целью создания экспозиции insituв 1974 г. под руководством М.И. Сикорского были продолжены исследования фундаментов Михайловского собора, сооруженного митрополитом Ефремом в 1089 г. Над руинами храма воздвигнут собор XVII–XVIII в. с тем же названием. В следующем году археологом – архитектором В.А. Харламовым и архитектором, доктором архитектуры, профессором Ю.С. Асеевым разработан проект музеефикации фундаментов собора Св. Архистратига Михаила. После проведения консервационных работ в 1979 г. был сооружен павильон над остатками фундаментов северо-западной части храма, в котором была размещена экспозиция, раскрывающая особенности переяславской архитектурной школы времен Киевской Руси14. Экспозиция сопровождалась чертежами, макетами, реконструкциями и произведениями изобразительного искусства современных художников. Наши наблюдения 2012 г. состояния экспозиции insituпоказывают, что необходимо проведение гидроизоляционных работ, способствующих предотвращению накопления влаги в кладке, а также просачивания воды. Фундаменты также требуют проведения укрепительных работ. В данное время в соборе проходят богослужения Украинской православной церкви (Московского патриархата).

В 1990-х гг. археолог В.А. Харламов предложил музеефицировать комплекс объектов переяславского Епископского двора и создать на этой территории Музей под открытым небом эпохи Киевской Руси с демонстрацией макетов-реконструкций в натуральную величину и в определенном масштабе, характеризующих основные этапы развития переяславской архитектурной школы Х – начала XIII вв.15 К сожалению, концепция ученого не была реализована.

Кратко остановимся на современном состоянии экспонирования археолого-архитектурных памятников в г. Киеве. В 1972 г. впервые в отечественной практике был разработан архитектором А.М. Милецким при участии архитекторов Н. Холостенко, В. Мельниченко, А. Рыбачука, Н. Слогоцкой и академика П.П. Толочко проект создания археологического музея insituв районе станции метро «Контрактовая площадь», где обнаружена усадьба X в.16 С учетом современной градостроительной ситуации в этом районе археологом М. А. Сагайдаком (Центр археологии Киева Института археологии НАН Украины (далее – ИА НАНУ) в 2007 г. совместно с архитекторами В. Заплатниковым и Г. Судимак предложено другое решение организации подземной экспозиции. Проект предусматривает сооружение двухуровневого павильона в археологическом раскопе 1971–1973 гг. размерами 30х30 м и глубиной 12 м со стеклянными стенами и частично стеклянным полом. На уровне дороги также предусмотрено периметральное остекление. Экспонированию in situ подлежат культурные слои до IX в. Павильон многофункционален: собственно музей, кафе и помещение для выставок17.

В 1980-х гг. планировалось создание археологического музея под открытым небом в исторических урочищах Гончары и Кожумяки возле Андреевского спуска.

Государственный историко-архитектурный заповедник «Древний Киев» создан в 1987 г. С 1998 г. он является структурным подразделением Киевского научно-методического центра по охране, реставрации и использованию памятников культуры и заповедных территорий. Заповедник занимает площадь 175 га. Кроме прочих, в него входят 36 памятников археологии, взятых на государственный учет, из них – 7 комплексных и 29 отдельных объектов; 5 – национального значения; 17 – местного; 14 – нововыявленных18.

В 2005–2010 гг. совместной украино-российской архитектурно-археологической экспедицией под руководством член-корреспондента НАН Украины Г.Ю. Ивакина (ИА НАНУ) были продолжены исследования остатков Десятинной церкви (989–996 гг.). Разработана новая программа музеефикации фундаментов храма. В 2010 г. обнаружен большой блок с фресковой живописью Х в. С реставраторами проведено укрепление фрески в раскопе раствором клея ПБМА, с последующим гипсованием и взятием монолитом и перенесением в стационарное помещение19.

В 2005 г. создан музей «Замковая гора». Под руководством археолога С.И. Климовского (ИА НАНУ) на основе исследований в этой местности разработан проект создания натурной реконструктивной археологической экспозиции под открытым небом, которая должна характеризовать основные этапы развития монументального строительства эпохи Киевской Руси и позднего Средневековья. С 1972 г. Замковая гора включена в состав Государственного историко-архитектурного заповедника «Древний Киев»20.

Подольской археологической экспедицией ИА НАНУ (руководитель М.А. Сагайдак) в 2003 г. по ул. Юрковской, 3 были открыты руины православного храма домонгольского времени, о котором отсутствуют упоминания в летописях. По характеру материала, в частности плинфы, время сооружения церкви определено в границах второй половины – конца XII в. Вероятно, его можно связывать со Св. Николаем. Стены сооружения сохранились на высоту 1 м. Трехнефный четырехстолпный храм имел размеры 19,53 х 13,6-14,77 м21.

Для сохранения руин церкви с целью дальнейшего экспонирования in situ в 2003 г. был сооружен временный навес, который сейчас разобран. Остатки храма засыпаны. Тогда же разработана концепция создания подземного археологического музея с демонстрацией руин церкви. С 2009 г. тут начато строительство нового деревянного храма Св. Николая Чудотворца, который уже действует. Наши собственные наблюдения показывают, что новая церковь построена на части остатков предыдущей, и поэтому музеефикация древнерусского памятника теперь практически невозможна.

Решением исполкома Киевского городского совета в 1979 г. историко-культурными памятниками объявлены урочище Церковщина в районе с. Вольное в границах санатория МВД, урочище Китаево в границах городища и трех курганных групп, Пироговское городище в границах укреплений и посада, Хотовское городище в границах укреплений скифского времени.

В 2001–2005 гг. разработана специализированная графическая геоинформационная система «Культовые строения г. Киева» с использованием программного обеспечения Maplnfo8.0, Arcgis, MicroStation, MapGuide. Программа должна способствовать разработке охранных мероприятий на археолого-архитектурных памятниках города22. Этому также должна способствовать и разработка теоретико-методических основ картографического геоинформационного обеспечения объектов природно-заповедного фонда (на примере регионального парка «Голосеево»)23.

В Национальном музее народной архитектуры и быта Украины (создан в 1969 г., открыт в 1976 г.) в с. Пирогово на южной окраине Киева архитектор В.И. Останин и историк-музеевед В.Г. Шмелев в 1980-х гг. предложили концепцию создания экспозиции «Древнерусское зодчество». Авторы подготовили тематику будущей экспозиции, методы экспонирования памятников, их количественный состав, методы консервации деревянных архитектурно-археологических памятников (срубов древнерусского времени, открытых на Подоле в Киеве); документацию по созданию натурных реконструкций, основанных на археологических источниках, и экспозиционных павильонов24. В структуре этого музея в 2003 г. предусмотрен музейно-заповедный комплекс «Древняя Украина», генплан которого разработан архитектором С.В. Верговским25. В таком комплексе планируется натурная демонстрация реконструированных объектов. Основываясь на генплане и внося в него соответствующие коррективы, мы предложили научную концепцию Археологического комплекса «Древнейшая архитектура Украины» с демонстрацией типичных образцов – гипотетических реконструкций ХБК каменного века и эпох энеолита – бронзы, исследованных в разных регионах. При создании таких интерьерных тематико-экспозиционных комплексов, по возможности, необходимо учитывать принадлежность воссозданных памятников к выделенным исследователями определенным археологическим культурам, хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим (этнокультурным) областям26.

Под руководством археолога И.А. Готуна (ИА НАНУ) в Киево-Святошинском районе (с. Ходосовка) в 2003 г. разработана концепция создания Ходосовского археологического комплекса с соответствующей охраняемой археологической территорией, включающей памятники позднего мезолита – средневековья. Кроме музеефикации предусмотрено создание «экспериментального поселения» – «археодрома» с натурными реконструкциями ХБК. С 2005 г. проводится экспериментальное моделирование по воссозданию образа жизни, характерного для славяно-русского времени. При этом используются этнографические параллели по традиционному укладу населения Украинского Полесья XIX–XX вв. Уже сооружено жилище ранних славян – макет (реконструкция) в натуральную величину; ведутся работы по воссозданию усадьбы эпохи Киевской Руси, хозяйственных построек, проводятся эксперименты по исследованию древних ремесел и промыслов (деревообработка, гончарство, металлообработка, пчеловодство и т.д.). Конечной целью является создание для широкого круга посетителей постоянной экспозиции под открытым небом «Славяно-русское село»27.

Определенная работа по музеефикации памятников древнерусского времени осуществляется и в Государственном историко-культурном заповеднике в г. Вышгороде (создан Указом Президента Украины № 379/94 от 6 июля 1994 г. и Постановлением Кабинета Министров Украины № 642 от 19 сентября 1994 г. «Об историко-культурном заповеднике в городе Вышгороде Киевской области»). Под руководством архитектора Е.Е. Водзинского разработана научно-проектная документация «Исторический ареал города Вышгорода Киевской области»28.

В состав заповедника входят древнерусское городище (площадь детинца в середине ХІІ в. составляла 9 га, площадь посада – 80 га), храм Св. Бориса и Глеба (1076–1112 гг.) и краеведческий музей (с 2007 г. преобразован в исторический).

Остатки храма исследовал в 1952 г. М.К. Каргер. На месте разрушенной культовой постройки в 1861–1863 гг. архитектор К. Тон воздвиг храм с тем же названием, разрушенный во время Великой Отечественной войны.

В 1995 г. возле церкви под руководством археолога Р.С. Орлова (ИА НАНУ) были обнаружены несколько блоков кладки стен XI в. Два из них оставлены in situ. В течение 2001–2002 гг. Государственная научно-техническая лаборатория консервации и реставрации памятников (НТЛ «Конрест») провела консервацию одного из блоков XI в. Над ним сооружен стеклянный колпак.

Под руководством Р.С. Орлова в 1990–2004 гг.также изучались горны XI–XII в. по ул. Межигорского Спаса, 11. В 2004 г. на этой улице И.А. Готуном и А.B. Петраускасом был изучен горн (объект №1) XI в. В следующем году была проведена его консервация химическим раствором, а в 2006 г. сооружен над ним деревянный павильон, в следствие чего был создан «Гончарный центр» как составная часть заповедника. Экспозицию центра можно разделить на три типа: insitu (в павильоне демонстрируется горн), стационарный историко-этнографической направленности; в отдельном помещении (тематический раздел посвящен археологическим исследованиям древнего Вышгорода); экспериментальный (посетители могут принять участие в изготовлении посуды под руководством гончара)29. Следовало бы сделать натурную реконструкцию жилища древних гончаров.

С 2009 г. функционирует частный туристический комплекс «Парк – Киевская Русь» в с. Копачив Обуховского р-на. Комплекс не является в традиционном понимании музеем. Здесь представлены макеты-реконструкции «Города Владимира» в масштабе 1:1. На территории парка проводятся фестивали, театрализованные представления, рыцарские турниры и т.д.30

Обзор современного состояния демонстрации памятников in situ в Киевской области показывает, что возведение защитных построек (навесов, павильонов) над раскрытыми археолого-архтектурными памятниками еще не обеспечивает полную их сохранность. Необходимо проведение консервационных мероприятий, являющихся составной частью музеефикации памятников. Применение на таких памятниках разных методов консервации зависит от вида объекта, его сохранности, а также от избранного типа экспозиции:

1. Открытая экспозиция. Предусматривает экспонирование строительных остатков ио бъекта in situ (музеефицированный культурный слой по всей площади распространения находок). Памятник должен выступать как целостный объект музейного показа под открытым небом.

2. Фрагментарная открытая экспозиция. Предусматриваетсоздание экспозиции in situ на отдельных участках раскопов под открытым небом (культурный слой лишь частично музеефицируется). Памятник таким образом выступает ввиде «фрагментов» объекта музейного показа.

3. Полуоткрытая (комбинированная) экспозиция. Предусматривает создание экспозициикак in situ под открытым небом, так и под навесами и в павильонах.

4. Закрытая экспозиция. Предусматривает экспонирование культурного слоя в павильонном режиме как под открытым небом, так и под землей.

5. Невозможность консервации как всего культурного слоя, так и отдельных участков на памятнике большого научного значения. Границы распространения культурного слоя необходимо объявлять заповедной территорией.

В музеефицированных археолого-архитектурных памятниках недопустима организация разнопрофильных экспозиций, ведь такие памятники являются самостоятельными объектами показа. Как вспомогательную документацию можно размещать тематическую экспозицию, раскрывающую историю исследованиятого и лииного объекта. При создании археолого-архитектурных заповедников («археопарков») целесообразно создание экспозиции монографического типа в специальном помещении, которое как бы служит вступлением в «археопарк». Размещать его нужно за границами музеефицированной территории памятников. Для сохранения открытых строительных остатковнужно разрабатывать конструкции павильонов разного типа. Необходимо систематически осуществлять геоэкологический мониторинг за состоянием сохранности памятников.


Примечания

1 Минеева И.М. Музейная археология в Башкортостанею. – Германия, 2012; Шелегина О.Н. Музейный мир Сибири: очерки изучения, формирования, развития, адаптации к условиям глобализации. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Pablihing, 2012. – С. 147–155.

2 Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурных и природных объектов // Музейное дело России. – М.: Изд-во «ВК», 2003. – С. 363–426; Она же. Музеи-храмы и музеи-монастыри России: каталог-справочник. – М.: Рипол классик, 2005; Она же. Музеефикация историко-культурного наследия России. – М.: Этерна, 2012. – С. 47–53.

3 Медведь А.Н. Музеефикация памятников археологии в России (прошлое и настоящее). – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. – С. 45–69.

4 Такаракова Е.О. Культурные ландшафты Онгудайского района республики Алтай как объекты музеефикации: автореф. …канд. культурологи: 24.00.03 / ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств». – Кемерово, 2014.

5 Прибєга Л.В. Кам’яне зодчество України. Охорона та реставрація. – К.: Будівельник, 1993.

6 Титова Е.Н., Кепин Д.В. Проблемы сохранения археологического наследия Украины в урбанистической бреде // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций : [материалы межд. конф.] / ред. коллегия Э.А. Шулепова (председатель) [и др.] ; Российский ин-т культурологии Российской академии наук и Министерства культуры Российской Федерации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010. – С. 271–275.

7 Гладких М.И. Древнейшая архитектура по археологическим источникам палеолита // VitaAntiqua. – 1999. – № 1. – С. 29–33.

9Шовкопляс И.Г. Добраничевская позднепалеолитическая стоянка на Украине: исследование, экспонирование // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. – 1992. – Вып. 206. – С. 85–90; Гладких М.І. Пізньопалеолітичні житла, методи їх консервації та експонування // Археологія. – 1972. – № 6. – С. 106–107.

10 Закружецька А.Ю. Інвентаризація пам’яток археології міста Переяслав-Хмельницький // Праці Науково-дослідного інституту пам’яткоохоронних досліджень. – Київ: Фенікс, 2012. – Вип. 7. – С. 165–176.

11 Колибенко О. Давньоруські храми Переяслава // Болховітіновський щорічник 2011. – К.: Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник, 2012. – С. 56–67.

12 Гудченко З.С. Создание музеев на открытом воздухе в УССР // Архитектурное творчество СССР: Проблемы, суждения, информация. – М.: Стройиздат, 1979. – Вып. 6. – С. 25–29; Сікорський М.І., Шимченко Д.К. Переяславські музеї просто неба. – Переяслав-Хмельницький, 2000.

13 Жам О.М. Життя, присвячене збереженню та популяризації історико-культурної спадщини // Праці Науково-дослідного інституту пам’яткоохоронних досліджень. – Київ: Фенікс, 2012. – Вип. 7. – С. 115–149.

14 Набок Л.М. Святиня Переяслава – Михайлівська церква. Від єпископського подвір’я до музейного комплексу // Могилянські читання 2006. Збірка наукових праць: У 2 ч. – Частина 2. Доля музейних зібрань. – Київ: Фенікс, 2007. – С. 268–276.

15 Харламов В. До питання про створення музею Київської Русі у Переяславі // Тези Всеукраїнської наукової конф. «Переяславська земля та її місце в розвитку української нації, державності й культури». 28–30 вересня 1994 року. – Переяслав-Хмельницький, 1994. – С. 31–32.

16 Милецкий А.М., Толочко П.П. Парк-музей «Древний Киев». Историко-археологический и архитектурный комплекс. – Киев: Наукова думка, 1989.

17 Сагайдак М. Археологічний музей на Подолі // ART-CONSTRUCTION. – 2007. –№ 4. – С. 154–155; ТараненкоС.П. Проблема сохранения и музеефикации деревянных конструкций из археологических объектов Подола Киева // Шестая Международная Кубанская археологическая конференция : мат-лы конф. – Краснодар: Экоинвест, 2013. – С. 401–403.

18 Бітковський В.О. Пам’ятки археології заповідника «Стародавній Київ» (сучасний стан) // Праці Центру пам’яткознавства: збірник наукових праць. – Київ: Центр пам’яткознавства НАН України та УТОПІК, 2010. – Вип. 18. – С. 143–156.

19 Ивакин Г.Ю. Церковь Богородицы Десятинной на Старокиевской горе: проблемы исследования и сохранения // Православ’я – цивілізаційний стрижень слов’янського світу: збірник наукових праць. – Київ: Фенікс, 2011. – С. 70–77; Ивакин Г.Ю., Козюба В.К., Комар А.В. Фреска из археологических раскопок Десятинной церкви в Киеве. Опіт полевой консервации // Дослідження, реставрація та превентивна консервація музейних пам’яток. Сучасний стан. Перспективи розвитку: Наукові доповіді VIIIМіжнародної науково-практичної конференції (Київ, 23–27 травня 2011 року). – Київ: Національний науково-дослідний реставраційний центр України, 2011. – С. 166–170.

20 Климовський С. Історія та перспективи археологічних досліджень Замкової гори // Проблеми охорони та відновлення фортифікаційних споруд Київської землі. Матеріали міжнародної науково-практичної конференції. – Київ: Стилос, 2005. – С. 44–64.

21 Сагайдак М., Сергєєва М. Храм XII ст., знайдений на київському Подолі // Болховітіновський щорічник 2009. – Київ: Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник; КЖД. – «Софія», 2010. – С. 240–250.

22 Шевченко Р.Ю. Географічно- картографічний моніторинг культових споруд м. Києва: автореф. …дис. к. г. н.: 11.00.12 / Київський національний університет імені Тараса Шевченка. – Київ, 2007.

23 Філозоф Р.С. Картографічне геоінформаційне забезпечення створення регіональних ландшафтних парків (на прикладі РЛП «Голосіїв»): автореф. …дис. к. г. н.: 11.00.12 / Київський національний університет імені Тараса Шевченка. – Київ, 2010.

24 Останін В.І. Принципи формування експозиції «Давньоруське зодчество» в Музеї народної архітектури та побуту Української РСР // Музеї народної архітектури та побуту, принципи створення, проблеми розвитку в світлі Постанови ЦК КПРС «Про поліпшення ідейно-виховної роботи музеїв». Наукова конференція (6–7 вересня 1984 р., м. Київ). Тези доповідей. – Київ, 1984. – С. 57–60; Шмелев В.Г. Музеи под открытым небом: Очерки истории возникновения и развития.– Киев: Наукова думка, 1983.

25 Верговський С. До пропозицій створення Національного музейно-заповідного комплексу «Давня Україна» // Матеріали до української етнології. – Київ, 2004. – Вип. 4 (7). – С. 26–31.

26 Кепин Д.В. Концептуальные подходы к созданию археологического комплекса в Музее народной архитектуры и быта НАН Украины // Питанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі. Вып. 3: у 2 ч., Частка 2. – Мінск: Права і эканоміка, 2007. – С. 358–362.

27 Готун І.А., Казимір О.М., Коваль О.А., Петраускас А.В., Петраускене А. О. Музеї під відкритим небом та експозиційні можливості експедиційних баз експериментальної археології // Експериментальна археологія: завдання, методи, моделювання. Збірка наукових праць. – Київ: Вид-во Ліра-К; М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. – С. 29–92.

28 Водзинський Є. Ландшафт давнього Вишгорода як цілісне природне і культурне утворення // Відлуння віків. – 2009. – № 1 (11). – С. 19–25.

29 Готун І., Квітницький М., Коваль О., Петраускас А. Дослідження ремісничого осередку на посаді давньоруського Вишгорода // Старожитності Вишгородщини. Збірка тез доповідей і повідомлень 13-ої науково-практичної конф., присвяченої «Дню пам’яті Ярослава Мудрого» 24–25 травня 2007 р., м. Вишгород. – Вишгород: Вишгородський історико-культурний заповідник, 2008. – С. 31–42.

30 Янченко В. В. «Парк Киевская Русь» – проект реконструкции детинца Древнего Киева // Шестая Международная Кубанская археологическая конференция : мат-лы конференции. – Краснодар: Экоинвест, 2013. – С. 486–488.

 

Список иллюстраций

Илл. 1. Павильон над реконструированным жилищем №3 из Добраничевки в Музее народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины (Переяслав-Хмельницкий). Фото 15 июня 2001 г.

Илл. 2. Реконструкция жилища №3 в павильоне. Переяслав-Хмельницкий. Фото 15 июня 2001 г.

Илл. 3. Археологический музей «Добраничевская стоянка». Переяслав-Хмельницкий. Фото 15 ноября 2006 г.

Илл. 4. Остатки жилища №4 в Музее народной архитектуры и быта Средней Надднепрянщины (Переяслав-Хмельницкий). Фото 15 ноября 2006 г.

Илл. 5. Общий вид музеефицированных остатков Десятинной церкви в Киеве. Фото 15 апреля 2001 г.

Илл. 6. Павильон над музеефицированным участком Десятинной церкви в Киеве. Фото 15 апреля 2001 г.

Илл. 7. Временный навес над остатками фундаментов Десятинной церкви в Киеве. Фото 15 декабря 2007 г.

Илл. 8. Остатки церкви XII ст. по ул. Юрковской, 3 в Киеве. Фото 15 ноября 2005 г.

Илл. 9. Общий вид храма Св. Николая Чудотворца на ул. Юрковская, 3. Фото 15 июля 2012 г.

   

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ