Культурное наследие Сибири |
Электронное научное издание |
![]()
|
![]()
Т.Н. Золотова
ПАМЯТЬ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ – ЗАЛОГ НАШЕГО БУДУЩЕГО
70 лет прошло с тех пор, как окончилась самая страшная из всех происходивших на земле войн. Мы, внуки тех, кто воевал или работал в тылу во время Великой Отечественной войны, еще помним ветеранов и тружеников тыла оптимистичными, бодрыми, относительно молодыми. Помним их живые рассказы о тяготах тех далеких времен… Наши дети, которым сейчас 14 и более лет, уже не застали в живых своих прабабушек и прадедушек. Они могут услышать лишь рассказы тех немногих оставшихся в живых ветеранов, которые ушли на войну почти мальчишками. Таких осталось, к сожалению, очень мало… Тем бережнее надо относиться к ним и их воспоминаниям о военном прошлом. И тем важнее становится работа по сохранению в памяти наших детей и внуков наследия Великой Отечественной войны. Память молодого поколения – это залог нашего будущего. Молодежь, которая знает и чтит свое прошлое, хранит память о своих предках, никогда не возьмет в руки оружие, чтобы доказать свое этническое превосходство, никогда не станет последователем нацистских идей. Осознание этого пришло в наше общество относительно недавно – в 2000-е годы, когда возникла инициатива, идущая «снизу», из народных масс – поздравление ветеранов цветами в местах памяти – в скверах, около мемориалов, на площадях во время Парада Победы. В конце 1990-х гг., когда мои дети учились еще в начальной школе, а я искала новые формы их патриотического воспитания, мне пришла в голову мысль поздравлять ветеранов в Парке 30-летия Победы нашего родного города Омска. Тогда с детьми Олей и Димой мы были единственными, кто подходил к ветеранам, дарил им цветы с благодарностью за их подвиг и расспрашивал об их военном прошлом. Уже очень пожилые люди рассказывали нам о военных невзгодах и боевых действиях, о тяжелой работе в тылу, о своих фронтовых товарищах и со слезами на глазах благодарили нас (!) за то, что мы хотели об этом знать. Никогда не забуду реакцию моего сына на рассказ бывшей медсестры, которая, будучи молодой хрупкой девчонкой, вынесла с поля боя на своих плечах сотни (!) раненых солдат, здоровенных мужиков. Она была несколько раз ранена, в том числе в голову, но, подлечившись в госпитале, снова вставала в строй и продолжала совершать свой каждодневный подвиг. Маленькая, худенькая старушка произвела такое неизгладимое впечатление на десятилетнего ребенка, в то время увлекавшегося западными фильмами-«ужастиками», что Дима после беседы с ней восхищенно произнес: «Ну бабулька и монстр!!!» Других слов для выражения мощи и силы духа этой женщины у него просто не нашлось. Через несколько лет к нашим походам стала присоединяться моя подруга Лиля со своим старшим сыном Богданом, а затем сменившим его младшим братом Гордеем.
Возросшее внимание к ветеранам, активное участие молодежи и подростков в различных
Изменение гражданского самосознания происходит под воздействием многих факторов, в числе которых – деятельность средств массовой информации, политические события в стране и за рубежом (в первую очередь, война на Украине и ухудшение отношений Запада и России), культурная политика государства, деятельность общественных организаций. Конкурс проводился с 10 марта по 27 апреля 2015 г. по трем номинациям: «Юный лингвист», «Фото, видео, графика», «Поисково-исследовательские работы». В первой номинации были выделены подноминации: «Воспоминания близких», «Сочинение», «Эссе, очерк», «Авторское стихотворение», во второй – «Видеоработы», «Фотография», «Рисунок», «Компьютерная графика». В состав оргкомитета вошли доцент исторического факультета ОмГУ им. Достоевского М.А. Мамонтова, доцент кафедры академической живописи и рисунка ОмГПУ Н.П. Головачева, член Союза писателей РФ М.В. Четверикова, преподаватель ОГТУ Е.П. Голоктионова, учитель русского языка и литературы С.П. Сокина, председатель Омского городского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» А.К. Дворецкий, председатель молодежного Совета при Омском горсовете А.А. Алешкин, методист «Омской областной станции юных техников» Л.М. Новикова, помощник депутата М.В. Штоколова.
Анализируя подготовленные и проведенные к юбилею Победы мероприятия, я прихожу к выводу о первостепенной и непреходящей роли семьи в патриотическом воспитании молодого поколения. Так, в подготовке творческих работ на конкурс школьникам помогали их родные. В потрясающем своей пронзительностью сочинении Димы Коняева – в построении сюжетной линии, речевых оборотах, логике повествования – я сразу почувствовала какую-то «недетскость». Как выяснилось, мальчика вела заботливая и твердая «рука профессионала»: ему помогала мама, журналист по профессии. Денис Николашин готовил работу под «руководящим началом» бабушки Галины Ивановны, которая много рассказывала внуку о своей бабушке Анне Дмитриевне, труженице тыла. Папа Полины Федоровой перед написанием сочинения повел дочку в Музейный комплекс воинской славы омичей, чтобы девочка больше узнала исторических фактов и эмоционально окунулась в атмосферу военных лет. Процесс воспитания маленького человека начинается, продолжается и заканчивается в семье. Сколько бы ни говорили о воспитательных функциях школы, различных кружков, учреждений дополнительного образования, их роль всегда будет оставаться подчиненной, дополнительной, но не основной. Основы нравственного, психологического и, наконец, патриотического воспитания закладываются и развиваются именно в семье. Рассказ, услышанный от родного деда, героически воевавшего на полях сражений, или от родной бабушки, мужественно переносившей все тяготы и лишения тыла, оказываются для ребенка эмоционально сильнее рассказов незнакомого, пускай и очень хорошего, но чужого, дедушки-ветерана. Видя, как бережно мать и отец хранят красноармейские книжки своих дедов, их боевые медали, дети с таким же трепетом будут относиться к памяти своих предков. Именно отец, мать, бабушка, дед или старший брат идут вместе с ребенком к мемориалу и возлагают цветы. Если возложение цветов происходит вместе с одноклассниками под руководством школьного учителя – это воспринимается как обременительная обязанность, если поход к памятнику воинам осуществляется вместе с семьей – это уже идет «от души», и ребенок всем сердцем чувствует свою причастность к памяти рода, семьи, а значит и страны. Именно генетическая память всколыхнула миллионы людей и заставила отдать дань памяти своим предкам – напечатать портреты своих дедов и пройти с ними колонной Бессмертного полка, подчеркнув тем самым непрерывающуюся связь поколений. Мои дети, Ольга и Дмитрий, выросшие на походах к мемориалам и наших совместных поздравлениях ветеранов, без колебаний откликнулись на мою идею участия в акции «Бессмертный полк». Они с гордостью пронесли по Красной площади в Москве портрет своего прадеда по отцовской линии Дмитрия Павловича Морозова, командира партизанского отряда, громившего фашистов в брянских лесах, и фамилию прадеда по материнской линии, фотографии которого, к сожалению, не сохранилось, рядового Красной Армии Перфилия Трофимовича Афанасьева, без вести пропавшего в апреле 1942 года. Память молодого поколения является залогом нашего будущего: пока наши дети и наши внуки будут помнить о том, как жили и что хорошего сделали их предки, у них будет смысл дальнейшего существования, им будет чем гордиться и что передать в качестве духовного наследия своим детям. Семья была, есть и будет главной хранительницей старых и началом новых традиций.
Примечания 1. Конкурс творческих работ «Вахта памяти» // Персональный сайт Сокина Алексея Анатольевича. URL: http://сокин.рф/news/konkurs_tvorcheskikh_rabot_vakhta_pamjati/2015-03-10-200 (дата обращения 08.06.2015).
Вернуться к содержанию >>> |
© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2018
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ |
|