Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

Рейтинг@Mail.ru

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




Т.Н. Золотова

ПАМЯТЬ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ – ЗАЛОГ НАШЕГО БУДУЩЕГО


70 лет прошло с тех пор, как окончилась самая страшная из всех происходивших на земле войн. Мы, внуки тех, кто воевал или работал в тылу во время Великой Отечественной войны, еще помним ветеранов и тружеников тыла оптимистичными, бодрыми, относительно молодыми. Помним их живые рассказы о тяготах тех далеких времен… Наши дети, которым сейчас 14 и более лет, уже не застали в живых своих прабабушек и прадедушек. Они могут услышать лишь рассказы тех немногих оставшихся в живых ветеранов, которые ушли на войну почти мальчишками. Таких осталось, к сожалению, очень мало… Тем бережнее надо относиться к ним и их воспоминаниям о военном прошлом. И тем важнее становится работа по сохранению в памяти наших детей и внуков наследия Великой Отечественной войны. Память молодого поколения – это залог нашего будущего. Молодежь, которая знает и чтит свое прошлое, хранит память о своих предках, никогда не возьмет в руки оружие, чтобы доказать свое этническое превосходство, никогда не станет последователем нацистских идей.

Осознание этого пришло в наше общество относительно недавно – в 2000-е годы, когда возникла инициатива, идущая «снизу», из народных масс – поздравление ветеранов цветами в местах памяти – в скверах, около мемориалов, на площадях во время Парада Победы. В конце 1990-х гг., когда мои дети учились еще в начальной школе, а я искала новые формы их патриотического воспитания, мне пришла в голову мысль поздравлять ветеранов в Парке 30-летия Победы нашего родного города Омска. Тогда с детьми Олей и Димой мы были единственными, кто подходил к ветеранам, дарил им цветы с благодарностью за их подвиг и расспрашивал об их военном прошлом. Уже очень пожилые люди рассказывали нам о военных невзгодах и боевых действиях, о тяжелой работе в тылу, о своих фронтовых товарищах и со слезами на глазах благодарили нас (!) за то, что мы хотели об этом знать. Никогда не забуду реакцию моего сына на рассказ бывшей медсестры, которая, будучи молодой хрупкой девчонкой, вынесла с поля боя на своих плечах сотни (!) раненых солдат, здоровенных мужиков. Она была несколько раз ранена, в том числе в голову, но, подлечившись в госпитале, снова вставала в строй и продолжала совершать свой каждодневный подвиг. Маленькая, худенькая старушка произвела такое неизгладимое впечатление на десятилетнего ребенка, в то время увлекавшегося западными фильмами-«ужастиками», что Дима после беседы с ней восхищенно произнес: «Ну бабулька и монстр!!!» Других слов для выражения мощи и силы духа этой женщины у него просто не нашлось. Через несколько лет к нашим походам стала присоединяться моя подруга Лиля со своим старшим сыном Богданом, а затем сменившим его младшим братом Гордеем.

К концу 2000-х гг. стихийная волна поздравлений стала нарастать: все чаще можно было увидеть взрослых и детей, подходящих с гвоздиками или хризантемами к ветеранам и возлагающими цветы к Вечному огню или памятнику Воину-освободителю. Сегодня гвоздики надо покупать заранее, так как 9 мая это сделать становится все труднее из-за огромного спроса на эти цветы, ставшие символом Дня Победы. В Парке 30-летия Победы можно увидеть десятки людей, которые несут охапки цветов, раздавая их ветеранам и возлагая ко всем памятникам и памятным камням мемориала славы. Ветераны, находящиеся на Соборной площади Омска во время городского Парада Победы, оказываются в центре внимания и проходят под аплодисменты собравшихся и крики «Спасибо!» не только во время официальной церемонии, но и до, и после нее. Дети, подростки, молодежь трогательно вручают цветы и благодарят тех, кто потом и кровью завоевал для них свободу и счастливое будущее. То там, то здесь вокруг фронтовиков образуются группки людей, внимательно слушающих рассказы о боевых подвигах.

Возросшее внимание к ветеранам, активное участие молодежи и подростков в различных акциях, посвященных юбилею Победы, полтора миллиона человек, прошедших с фотографиями своих дедов в рядах Бессмертного полка – все это свидетельствует о всплеске патриотизма и формировании в российском обществе четко выраженной гражданской позиции: победа советского народа в Великой Отечественной войне является нашей гордостью, нашей памятью, нашим историческим достоянием. Эта победа является той базовой ценностью, на основе которой происходит формирование национальной идентичности россиян.

Изменение гражданского самосознания происходит под воздействием многих факторов, в числе которых – деятельность средств массовой информации, политические события в стране и за рубежом (в первую очередь, война на Украине и ухудшение отношений Запада и России), культурная политика государства, деятельность общественных организаций.
В числе мероприятий, которые проводились в Омске к
9 Мая, конкурс творческих работ «Вахта памяти», посвященный 70-летию Победы. Цель конкурса его организатор, заместитель председателя Омского городского совета, депутат от избирательного округа № 8 А.А. Сокин, определил как «развитие интереса к истории Отечества, воспитание у школьников патриотических чувств, сохранение памяти о предках, павших за свободу и независимость Родины» [1].

Конкурс проводился с 10 марта по 27 апреля 2015 г. по трем номинациям: «Юный лингвист», «Фото, видео, графика», «Поисково-исследовательские работы». В первой номинации были выделены подноминации: «Воспоминания близких», «Сочинение», «Эссе, очерк», «Авторское стихотворение», во второй – «Видеоработы», «Фотография», «Рисунок», «Компьютерная графика». В состав оргкомитета вошли доцент исторического факультета ОмГУ им. Достоевского М.А. Мамонтова, доцент кафедры академической живописи и рисунка ОмГПУ Н.П. Головачева, член Союза писателей РФ М.В. Четверикова, преподаватель ОГТУ Е.П. Голоктионова, учитель русского языка и литературы С.П. Сокина, председатель Омского городского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» А.К. Дворецкий, председатель молодежного Совета при Омском горсовете А.А. Алешкин, методист «Омской областной станции юных техников» Л.М. Новикова, помощник депутата М.В. Штоколова.

В конкурсе приняли участие 228 учащихся с первого по одиннадцатый класс девяти школ Советского и Кировского округов. Итоги конкурса подводились 27 апреля в Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С. Пушкина на заседании, на которое были приглашены ветераны Великой Отечественной войны Н.А. Демин, В.С. Вострейкин, Л.Г. Тимофеев и представители всех школ-участников. По результатам конкурса 43 лучших участника в трех возрастных категориях – 1–4 классы, 5–7 классы, 8–11 классы – были награждены дипломами и ценными призами. В числе призов – предметы военного реквизита: командирские часы, фляжки, саперные лопатки, плащ-палатки, вещмешки. В номинации «Юный лингвист» в подноминации «Воспоминание близких» лучшим был признан Дмитрий Коняев, подготовивший работу «Все о моем прадеде». Лучшими сочинениями оказались работы Марии Ивановой «Страницы моего дневника», Дениса Николашина «Семья... Как много в этом слове теплоты, любви, душевности», Владимира Билыка «Военная страница моей семьи». Победителю конкурса в номинации «Поисково-исследовательские работы» Василию Субботе за работу «Герои-омичи братья Сазоновы» был вручен сертификат на поездку в Белоруссию, в города Минск и Брест.

Выступает А.А. СокинЗавершением конкурса для всех участников стала игра «Зарница» (военно-полевой выход) в парке культуры и отдыха «Зеленый остров» 30 мая 2015 г. Военно-полевой выход был организован и проведен депутатом А.А. Сокиным при поддержке общественной организации ветеранов «Боевое братство» и Молодежного совета Омского отделения ОАО «Российские железные дороги». В игре участвовало около 200 ребят из 10 школ Советского округа. На построении каждый отряд представил свое название и девиз. Школьники разбирали и собирали автомат Калашникова, подносили «боеприпасы», соревновались в беге, метании гранаты, теннисного мяча, дротика, умении стрелять из пистолета и арбалета, учились ставить платку и разводить костер. И, конечно, ребята пели военные песни и попробовали настоящую солдатскую кашу, привезенную из воинской части. Военная игра привлекла внимание школьников к военному делу, помогла многому научиться, обрести новых друзей, по-новому увидеть своих одноклассников, а главное – она внесла пусть небольшую, но очень важную лепту в дело патриотического воспитания подростков.

Анализируя подготовленные и проведенные к юбилею Победы мероприятия, я прихожу к выводу о первостепенной и непреходящей роли семьи в патриотическом воспитании молодого поколения. Так, в подготовке творческих работ на конкурс школьникам помогали их родные. В потрясающем своей пронзительностью сочинении Димы Коняева – в построении сюжетной линии, речевых оборотах, логике повествования – я сразу почувствовала какую-то «недетскость». Как выяснилось, мальчика вела заботливая и твердая «рука профессионала»: ему помогала мама, журналист по профессии. Денис Николашин готовил работу под «руководящим началом» бабушки Галины Ивановны, которая много рассказывала внуку о своей бабушке Анне Дмитриевне, труженице тыла. Папа Полины Федоровой перед написанием сочинения повел дочку в Музейный комплекс воинской славы омичей, чтобы девочка больше узнала исторических фактов и эмоционально окунулась в атмосферу военных лет.

Процесс воспитания маленького человека начинается, продолжается и заканчивается в семье. Сколько бы ни говорили о воспитательных функциях школы, различных кружков, учреждений дополнительного образования, их роль всегда будет оставаться подчиненной, дополнительной, но не основной. Основы нравственного, психологического и, наконец, патриотического воспитания закладываются и развиваются именно в семье. Рассказ, услышанный от родного деда, героически воевавшего на полях сражений, или от родной бабушки, мужественно переносившей все тяготы и лишения тыла, оказываются для ребенка эмоционально сильнее рассказов незнакомого, пускай и очень хорошего, но чужого, дедушки-ветерана. Видя, как бережно мать и отец хранят красноармейские книжки своих дедов, их боевые медали, дети с таким же трепетом будут относиться к памяти своих предков. Именно отец, мать, бабушка, дед или старший брат идут вместе с ребенком к мемориалу и возлагают цветы. Если возложение цветов происходит вместе с одноклассниками под руководством школьного учителя – это воспринимается как обременительная обязанность, если поход к памятнику воинам осуществляется вместе с семьей – это уже идет «от души», и ребенок всем сердцем чувствует свою причастность к памяти рода, семьи, а значит и страны.

Именно генетическая память всколыхнула миллионы людей и заставила отдать дань памяти своим предкам – напечатать портреты своих дедов и пройти с ними колонной Бессмертного полка, подчеркнув тем самым непрерывающуюся связь поколений. Мои дети, Ольга и Дмитрий, выросшие на походах к мемориалам и наших совместных поздравлениях ветеранов, без колебаний откликнулись на мою идею участия в акции «Бессмертный полк». Они с гордостью пронесли по Красной площади в Москве портрет своего прадеда по отцовской линии Дмитрия Павловича Морозова, командира партизанского отряда, громившего фашистов в брянских лесах, и фамилию прадеда по материнской линии, фотографии которого, к сожалению, не сохранилось, рядового Красной Армии Перфилия Трофимовича Афанасьева, без вести пропавшего в апреле 1942 года.

Память молодого поколения является залогом нашего будущего: пока наши дети и наши внуки будут помнить о том, как жили и что хорошего сделали их предки, у них будет смысл дальнейшего существования, им будет чем гордиться и что передать в качестве духовного наследия своим детям. Семья была, есть и будет главной хранительницей старых и началом новых традиций.

Примечания

1. Конкурс творческих работ «Вахта памяти» // Персональный сайт Сокина Алексея Анатольевича. URL: http://сокин.рф/news/konkurs_tvorcheskikh_rabot_vakhta_pamjati/2015-03-10-200 (дата обращения 08.06.2015).


Вернуться к содержанию >>>

 

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014–2016
Создание и сопровождение: Центр Интернет ИМИТ ОмГУ