Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




В.Д. Билык

ВОЕННАЯ СТРАНИЦА В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ



Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать,
Ни обмануть, ни с пути свернуть!

Е. Агранович (песня из кинофильма «Офицеры»)



События Великой Отечественной войны все дальше уходят от нас в прошлое. Все меньше остается реальных участников тех исторических событий. Но годы не стирают их из нашей памяти. И пока жива будет эта память, мы будем оставаться для всего человечества Народом-Освободителем, Народом-Победителем, мы будем той могучей и сильной Россией, которую сохранили и сберегли для нас наши деды.

Как точно сказал автор, что нет в России семьи, где бы, не помнили своего героя. Не важно, был ли он участником боевых сражений, тружеником тыла или пережил ребенком оккупацию или блокаду. В каждой семье есть своя история, связанная с годами войны. Я хотел бы рассказать историю, которая есть в нашей семье и, не случись ее, кто знает, появился бы я на свет.

Я не знал живыми ни своего прадеда Александра Петровича Щипицына, ни своей прабабушки Елены Генриховны Неф, их не стало задолго до моего рождения. Но история их встречи и любви мне известна, и о ней я хочу рассказать.

Произошла она во время войны. Эта история вполне могла бы стать сюжетом книги или киносценарием, такая она реальная для жизни целого военного поколения. Возможно, прадед мой был бы не очень доволен ее публичностью, но для меня важна память и благодарность за подаренную жизнь.

Когда моя мама была школьницей, она, как любой советский школьник, пыталась узнать у деда о войне. Но дед не рассказывал о ней никогда и ничего. «Знай, война – это страшно, рассказывать о ней нечего. Ты вырастешь и сама узнаешь то, что было», – так обычно дед прекращал все ее расспросы. Как подтверждение этого у поэта Юрия Левитанского есть строчки:

– Ну что с того, что я там был. В том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл, я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне, война участвует во мне.
И пламя вечного огня горит на скулах у меня.

Так при жизни прадеда моя мама и не узнала, какая она, Война, из рассказов фронтовика. Но она знала, что дед ее прошел всю войну. Был призван в армию незадолго до начала и вернулся домой только в 1946 году, после освобождения Югославии.

В уральском селе Путино, где жил дед, всегда с глубоким уважением относились к фронтовикам-победителям. В сельском клубе до сих пор висит его фотография, а каждый год на День Победы школьники несут живые цветы к портретам ветеранов. И звездочки на воротах, надежно хранят память о героях-односельчанах.

Семья моей прабабушки Елены Генриховны, немки по происхождению, незадолго до начала войны как «социально опасная» была выслана из Крыма на Урал. Из большой когда-то семьи осталось только три человека – моя прабабушка с четырнадцатилетним братом Оскаром и их мама. Все остальные разделили судьбу миллионов: трудармия, лагерь, расстрел, смерть от голода и 25 лет лагерей без права переписки. Но это совсем другая история.

А пока холодное уральское село, страх перед неизвестностью и надежда на жизнь. Саша (мой прадед Александр Петрович) – старший сын, опора родителей, комсомолец и будущий коммунист, первый помощник председателя колхоза – призван в армию. И вот – война. Отца Саши тоже призвали на фронт, но отвоевал он быстро: контуженный, без ноги он вернулся в село.

В это время высланных немцев стали определять в надежные семьи. Семья Щипицыных подходила идеально: два фронтовика – немцы будут под присмотром. Семья приняла квартирантов с добрым сердцем. Их немецкую педантичность и порядок приняла с уважением, стали они жить душа в душу. Родители и младшие сестры Саши души не чаяли в Леночке (моей прабабушке). Образованная, веселая, добрая, научила их вышивать, вязать, научила и кухонным премудростям. Поет, на гитаре играет – о такой подруге только мечтать можно!
А Саша воевал и писал домой письма. Однажды, как-то так получилось, ответ ему под диктовку безграмотной матери написала не сестра Маруся, а Лена. А чистописанию Лена училась в немецкой гимназии, почерк у нее был удивительно красивым и ровным. Вот и влюбился Саша в это почерк. Письмо было написано на хорошем и ровном листе, как будто и не война вовсе.

Совсем скоро Сашу за боевую операцию представили к награде, портрет в газете напечатали: молодой, такой смешной, с ежиком волос (этот снимок до сих пор хранится у моей бабушки). И отпуском домой на несколько дней наградили.

Только тогда Саша узнал, кто писал ему на фронт письма красивым почерком. Увидел он Лену и понял, что обязательно живым надо вернуться, чтобы жениться на ней. И слово свое сдержал. Лена писала теперь ему письма и от себя, и от родителей Саши. И хранили они Сашу от всех шальных пуль и напастей, потому что бывает любовь с первого взгляда и на всю жизнь!

Но с майской Победой война для Саши не закончилась, а Лена продолжала ждать. И дождалась! Вернулся Саша домой летом 1946 года в орденах и медалях. И женился, как и обещал. Пронес любовь через всю войну, на всю жизнь. А о войне он мало рассказывал. Но то, что был он настоящим героем, Лена знала. Потому что не может не быть героем тот, кто прошел и пережил эту войну.

Вот такая история хранится в моей семье. Хранятся награды и фотографии деда и его однополчан в окопах, таких бравых, молодых и красивых. А День Победы – светлый и радостный праздник для нашей семьи.

Мне страшно видеть военную хронику современной Украины, слышать безумные, лишенные здравого смысла речи европейских лидеров о том, что Советский Союз был оккупантом, а Америка освободила мир от фашизма. Как же так получилось, что теперь мы должны доказывать то, за что весь мир благодарил «русского Алешу» – за подаренное счастье мирного неба над головой?

Что можем сделать мы, чтобы это праздник навсегда остался самым главным праздником не только нашей страны, но и всего человечества? Помнить! Беречь память о тех, кто подарил нам жизнь. А еще знать свою историю. Нельзя допустить, чтобы потерялось и исчезло со временем гордое звание – «народ-освободитель».

Есть у Роберта Рождественского стихотворение-реквием, именно им мне и хотелось бы поставить многоточие нашей памяти…

Помните!
Через века,
через года, –
помните!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, –
помните!

 

 

 

© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ