Культурное наследие Сибири Электронное
научное
издание
Карта сайта
Поиск по сайту

О журнале | Номера журнала | Правила оформления статей




О.П. Коломиец

СОВРЕМЕННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЧУКОТКИ


В Чукотском автономном округе проживают представители 87 народов, из них 7 ‒ коренные малочисленные народы Чукотки: чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, коряки, кереки, юкагиры; а также 14 коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока ‒ эвенки, шорцы, ханты, ульчи, тувинцы, тофалары, орочи, нивхи, ненцы, негидальцы, нанайцы, камчадалы, ительмены, долганы. Наиболее многочисленными коренными народами Чукотки являются чукчи (12772 чел.), эскимосы (1529 чел.), эвены (1392 чел.)1.

Для современного общества весьма актуальна проблема сохранения культурного наследия, этнохозяйственной и культурной самобытности коренных народов. Предметом особого внимания и анализа представляются проблемы, связанные с трансформацией традиционных культурных ценностей, которые обеспечивают своеобразие и специфику этнической культуры, являются важнейшими механизмами ее поддержания и сохранения:

Трансформация культурных ценностей обуславливается следующими факторами:

‒ урбанизация и глобализация общества (рост числа городского населения, нежелание молодежи жить в сельской местности, работать в традиционных отраслях хозяйства);

‒ особенности этнокультурных процессов (стирание культурных различий, угасание этнических элементов культуры);

‒ тенденции развития этноязыковых процессов (использование универсального языка общения в ущерб родному, сокращение числа носителей родных языков, утрата родных языков);

‒ изменения в социальной структуре (престиж высшего образования, получение современных востребованных профессий, не связанных с традиционными отраслями хозяйства);

‒ уровень знания традиционной культуры (молодежь в значительно меньшей степени знакома с традиционным мировоззрением, обрядами, ритуалами, их знания носят поверхностный, отрывочный характер);

‒ изменения в семейной структуре (рост числа смешанных браков);

‒ изменения в семейно-бытовых отношениях (семейно-бытовая сфера унифицирована, этнокультурные особенности в ней – большая редкость).

Не следует рассматривать изменения в образе жизни коренных малочисленных народов как исключительно негативные. Элементы традиционного песенного и музыкального фольклора, хозяйственный уклад, некоторые обрядовые элементы продолжают функционировать в современном обществе. Например, оленеводство и морзверобойный промысел в современных условиях – это одновременно отрасли хозяйства, образ жизни и важнейшая часть традиционной культуры северных этносов.

Ученые – североведы отмечают, что в наши дни ориентация на так называемую традиционную культуру характерна для значительной части представителей коренных народов Арктики. В этом реализуется потребность в осознании своей самобытности, связи с родной землей, своим народом, религией. Такая ориентация играет важную роль в современных этнокультурных процессах и связана с регионализацией общественного сознания россиян. В то же время этническая культура сегодня во многом носит демонстрационный характер, что впрочем, нисколько не умаляет ее этнокультурного потенциала2.

Важным институтом формирования, воспроизводства и сохранения традиционных ценностей являются различные национально-культурные объединения (например, фольклорные ансамбли, которые есть в каждом национальном селе Чукотки; общественные организации, которые занимаются сохранением и популяризацией родных языков). Их деятельность направлена на сохранение своей этнокультурной самобытности и этнографическое просвещение. Для этого участники используют элементы народного искусства, обрядов и фольклора. Новым явлением в песенно-музыкальном творчестве чукчей является создание самобытными композиторами песен на стихи профессиональных чукотских поэтов – А. Кымытваль, В. Кеулькута, М. Вальгыргина3. Примерами включения фольклора в контекст современной жизни могут служить фольклорные фестивали, производство сувенирной продукции с использованием этнической символики, одежда в этническом стиле, ярмарки мастеров и т.д.

Важную роль в сохранении и трансляции этнической культуры играют праздники. Это старые национальные праздники, новые, практически полностью лишенные религиозной основы (например, День оленевода, День рыбака), а так же праздники, связанные с повседневной хозяйственной жизнью (например, у тундровых оленных чукчей праздник молодого олененка)4.

Серьезную и значимую работу в деле сохранения и развития этнокультуры играют общественные и профессиональные организации. В Чукотском автономном округе функционируют 25 учреждений культуры: 8 учреждений культурно-досугового типа (с учетом отделов и филиалов 45, из них в сельской местности 37); 8 библиотек (с учетом отделов и филиалов 45, из них в сельской местности 37); 5 музеев (с учетом филиалов 6, из них в сельской местности 2), Чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон»; «Музейный Центр «Наследие Чукотки» (с учетом отделов и филиалов 2, из них в сельской местности 1 учреждение); «Окркиновидеопрокат»; «Центр развития народных помыслов «Уэленская косторезная мастерская»5. В целях популяризации традиций учреждениями культуры проводятся чукотский «Кельвей» - праздник молодого теленка, «Ваамкаанмат» (обряд благодарения реки), «Кэрэткун» (обряд благодарения, посвященный началу сезона рыбной ловли), праздник кита «Полъа», «Вылгыкоранмат» (Вылгыкаанмат) – праздник оленеводов с проведением обряда благодарения.

Ежегодно в округе проходит несколько важных культурных и спортивных мероприятий, направленных на создание условий для развития народного творчества и развития традиционного культурного наследия коренных малочисленных народов Чукотки ‒ окружной фольклорный фестиваль «Эргав», гонки на чукотско-эскимосских байдарах «Берингия», гонки на собачьих упряжках «Надежда», гонки на оленьих упряжках, соревнования по северному многоборью. В июле 2014 г. прошел первый культурно-спортивный фестиваль «Э'йн'эв» (Зов предков) в селах Усть-Белая и Снежное Анадырского района. В августе в рамках 105-летия образования Чукотского района и Дня коренных малочисленных народов мира прошел спортивный фестиваль морских охотников Чукотского района «Анкалин». Чукотские спортсмены регулярно принимают участие в общероссийских соревнованиях по северному многоборью, которые включают в себя традиционные состязания коренных народов Севера – прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, тройной прыжок, бег с палкой, метание топора на дальность.

В последние годы важнейшие этнокультурные мероприятия проводятся не только в столице, но и в районах округа: «Раньше город выигрывал, потому что все коллективы съезжались. А теперь проводят в Чукотском, Провиденском, Билибинском районах, на местах, чтобы охватить сельское население. Это имеет свои плюсы, ответственность на местах возрастает. Культура только выигрывает»6.

На территории Чукотского автономного округа работает 300 мастеров декоративно-прикладного искусства (данные на январь 2014 г.). В составе некоторых муниципальных сельскохозяйственных предприятий и общин работают мастерские по пошиву меховой национальной одежды и изготовлению сувенирной продукции из кости моржа, кита и рога оленя. Следует отметить, что мастера ощущают нехватку сырья, при этом рынок сбыта изделий народных художественных промыслов развит на Чукотке сравнительно слабо.

При Правительстве Чукотского АО действует Общественно-экспертный совет по культуре, который определяет наиболее приоритетные проекты в области культуры и искусства, которые могут получить финансовую поддержку за счет средств регионального бюджета.

В 2013‒2014 гг. были изданы книги В. Вэкэт «Спящие на нерпичьих шкурах» (на чукотском, русском, английском языках), И.В. Омрувье «Маралькот и другие» В.Г. Леоновой «Наукан и науканцы», Русско-эскимосский словарь Н.П. Радунович. В настоящее время ведется работа по изданию словаря чукотского языка с переводом на французский, английский и русский языки, книг В. Вэкэт «Тэгрыкээвн'эвыт» и И. Куликовой «Оленеводческая лексика в современном чукотском языке».

Коренные жители Чукотки мечтают о создании этноцентров в городах и в национальных селах. Подобные проекты успешно реализуются в других северных регионах. «Они могли бы объединять людей, пропагандировать культуру и искусство, вести методическую работу среди сельских домов культуры, исследовать фольклор, быть центром сосредоточия национальных ансамблей, продажи изделий декоративно-прикладного искусства и сбора необходимого для этого сырья»7.

Для решения проблемы сохранения, укрепления, развития и распространения родных языков коренных малочисленных народов Чукотки Правительством ЧАО в 2014 г. была утверждена Концепция по развитию родных языков коренных малочисленных народов Чукотского автономного округа (чукотского, эскимосского, эвенского) на период 2014‒2025 гг. Цель Концепции заключается в создании условий для сохранения, полноценного развития и популяризации родных языков на территории Чукотского автономного округа8.

У Чукотки имеются все возможности для развития этнотуризма. Для арктических территорий этнотуризм является важным стимулом для сохранения, развития и презентации фольклорного и декоративно-прикладного искусства. «Жизнь, быт, обычаи коренных народов вызывают огромный интерес во всем мире. Необходимо развивать инфраструктуру для того, чтобы предложить качественное пребывание туристов. Для коренных жителей туризм – отличная возможность самореализации, и включение в бизнес. Это рабочие места для тех, кто занимается декоративно-прикладным искусством, фольклором, национальными видами спорта, традиционными видами деятельности. Этому будет способствовать реализация Федерального закона «О территориях традиционного природопользования»9.

Побережье Чукотского полуострова ежегодно посещают круизные суда с американскими, канадскими, новозеландскими и российскими туристами на борту. Путешествуя вдоль побережья, туристы имеют возможность высадиться на острова Аракамчечен, Ыттыгран, Ратманова, Врангеля и мыс Дежнева, увидеть уникальные природные и культурные памятники (Китовая аллея, Лоринские горячие ключи, и др.) посетить прибрежные поселки. Летом 2014 г. Жители с. Уэлен (Чукотский район) приняли у себя 3 круизных судна. Для туристов на берегу организуют концерты сельского фольклорного ансамбля, выставки-продажи предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из клыка моржа, позвонков кита, тапочки, кожаные мячи, сувениры из меха и кожи и т.п.). При этом сложно оценить степень влияния развития сферы туристских услуг на коренных жителей округа, так как туркомпании редко привлекают их для реализации туров, работа носит разовый и сезонный характер, не приносит людям стабильного дохода.

Изменения в социокультурном пространстве приводят к динамике ценностей. В связи с этим необходима выработка системы мер по сохранению традиционных культурных элементов в полиэтнической среде в условиях трансформации общества, повышению их роли в общественной жизни этносов. Для поддержки этнической культуры коренных малочисленных народов Чукотки необходимо принять следующие меры:

‒ развитие этнических языков исходя из лучших достижений мирового опыта;

‒ продолжение практики выделения финансовых (грантовых) средств направленных на реализацию программ, связанных с этнической культурой, народным творчеством, с сохранением объектов традиционной культуры;

‒ приобщение молодежи к традиционной культуре через учебные занятия по родному языку, краеведению и через непосредственное вовлечение детей и подростков в деятельность по исследованию местной истории и местных традиций;

‒ понимание роли и всесторонняя поддержка «этнообразующих» и «этносохраняющих» традиционных отраслей хозяйства;

‒ разработка системы обучения детей в современных условиях с учетом этнических особенностей, с использованием этнокультурного опыта, элементов традиционной системы воспитания;

‒ широкое использование воспитательного потенциала базовых средств этнической культуры народов Чукотки (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, традиционные физические состязания, празднично-игровой фольклор);

‒ более активное применение традиционного знания коренных малочисленных народов в практике хозяйственной деятельности, муниципального и государственного управления;

‒ интеграция этнической культуры с туризмом (развитие этнотуризма);

‒ организация телевизионных передач, документальных фильмов о народах, проживающих на территории Чукотского автономного округа;

‒ издание учебной, научной и художественной литературы; создание и поддержка интернет-ресурсов на языках коренных малочисленных народов Севера

‒ презентация этнокультурного наследия территории – одна из актуальных задач современной культурной политики;

‒ дальнейшая поддержка традиционной культуры и языка региональным законодательством.

 

Примечания

1 Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган государственной статистики по Чукотскому автономному округу. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года (в 11 томах). ‒ Т. 11. ‒ С. 43‒44.

2 Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России / отв. ред. Н.И. Новикова, Д.А. Функ. – М.: ИЭА РАН, 2012. – С. 80.

3 Народы Северо-Востока Сибири / отв. ред. Е.П. Батьянова, В.А. Тураев. – М: Наука, 2010. ‒ С. 568.

4 Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Независимый экспертный доклад. – Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. – С. 158‒160.

5 Доклад (отчет) Департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа по итогам работы за 1 полугодие 2014 года [Электронный ресурс] // Департамент образования культуры и молодежной политики Чукотского автономного округа: [сайт]. URL: http://www.edu87.ru/index.php/departament/otchety, свободный (дата обращения 15.10.2014).

6 Полевые материалы автора.

7 Там же.

8 Концепция по развитию родных языков коренных малочисленных народов Чукотского автономного округа (чукотского, эскимосского, эвенского) на период 2014‒2025 годы [Электронный ресурс] // Правительство Чукотского автономного округа: [сайт]. URL: http://www.chukotka.org/press_center/first_person/64/ (дата обращения 06.11.2014).

9 Полевые материалы автора.



© Сибирский филиал Института наследия. Омск, 2014-2024
Создание и сопровождение: Центр Интернет ОмГУ